Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)

Игра предназначена для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_po_russkomu_yazyku_5-6_klassy.docx76.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра среди 5-6 классов «Знатоки русского языка»

Цель игры: формирование и развитие у учащихся интеллектуального и духовного потенциала.

Задачи игры:

  • Развитие познавательного интереса к изучению русского языка;
  • Обобщение знаний;
  • Способствование развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся;
  • Воспитание навыка взаимодействия во время игры.

Оборудование: карточки для записи ответов, раздаточный материал, бланки для жюри.

Правила игры: учащиеся делятся на команды по 5-6 человек. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Задание 1. Отгадайте загадку.

Сели на странички
Тридцать три сестрички,
Сели рядом - не молчат,
Нам загадки говорят. 
(Буквы)

Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы –
Твои труды. 
(Карандаш)

То я в клетку, то в линейку.
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? 
(Тетрадь)

Едет он на двух колёсах,

Не буксует на откосах.

И бензина в баке нет.

Это мой …(велосипед).

Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга издалёка

Тебе подарит …(телефон)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная …(юла)

Идёт спокойно, не спеша –

Пусть видят все, как хороша!

Удобна и прочна рубаха,

В которой ходит…( черепаха)

Задание 2. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова: 
Вершок (мера длины, равная 4,5 см). 
Кушак (пояс из мягкой ткани). 
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень). 
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).

Задание 3. Сколько имен существительных можно прочитать в этом круге?

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

Задание 4. Восстановите пословицы.

ДЕЛО – ПОТЕХА. Ответ: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС.

ЛЕС – ДРОВА. Ответ: ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ.

СВЕТ – ТЬМА Ответ: УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ ТЬМА.

Задание 5. Выполните математические действия и прочитайте слово.

ПЕМ + РИК – ИК – М + ЕМЕ + НА

Ответ: ПЕРЕМЕНА.

Задание 6. В выделенных словах пропала буква-шалунья. Добавьте к слову нужную по смыслу стихотворения букву.

 

Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой.

(Вол - волк)

Стол  высокий, метра три,

Крепко держит фонари.

(Стол - столб)

Землю роет старый кот,

Под землёю он живёт.

(Кот - крот)

Кран  зажёгся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой.

(Кран - экран)

Шар  на шею повязал

И ангину не поймал.

(Шар - шарф)

Лень с ветвистыми рогами

Мчит на встречу мне и маме.

(Лень - олень

Задание 7. Образуйте имена от следующих сочетаний слов:

владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая людям ( ? ). 

Задание 8 «Таинственное слово». 

Демонстрируется слово, изменённое до неузнаваемости: все буквы в нём переставлены. Участникам надо расшифровать его. Можно указать конкретную тему. Например, страна ЗИЯЛИРАБ (Бразилия).

Задание 9. Участники должны расшифровать фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на «-ец».

Умный человек – (мудрец)

Торговал на Руси – (купец)

Делает подковы – (кузнец)

Остался без жены – (вдовец)

Венчает дело – (конец)

Не самка – (самец)

Школьная сумка – (ранец)

Горькое растение – (перец)

Скрывается от полиции – (беглец)

Задание 10. Поставь буквы в правильном порядке, чтобы получились слова. 
Мабуга, еникуч, 
оварко, цурика 
традеть, нигазма, 
кута, 
(Бумага, корова, тетрадь, ученик, курица, магазин, утка)

Задание 11. Шарады.

Приставка слова подъехал, 

Корень в слове снежинка, 
Суффикс в слове лесник, 
Окончание в слове стол. (подснежник)

Приставка из слова расход, 

Корень из слова сказка, 
Суффикс, что в слове извозчик, 

Окончание в слове дом.  (рассказчик)

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

Задание 16. Угадайте слова:

Я сборник карт, от ударенья
Зависят два моих значенья:
Захочешь, превращусь в названье
Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас - атлАс)

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене,
Буквы, видно, подшутили -
В утварь взяли превратили,
И теперь на кухне ловко
Натираю я морковку.
(АКТЕР - ТЕРКА)

Задание 17.  За 30 секунд назвать слова, оканчивающиеся буквой «ж»: нож, кортеж, стаж.

Задание 18. Составьте несколько новых слов, используя буквы, входящие в состав слова КАРТОФЕЛЬ.

Конкурс капитанов

Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.)

Конкурс ребусов.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcce4c7465d/966199_2.jpegпадеж


https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcce4c7465d/966199_4.jpegслово

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcce4c7465d/966199_8.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/09/s_5bbcce4c7465d/966199_17.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке....

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

Сценарий внеклассного мероприятия «Муса Джалиль» (на русском и татарском языках)

Сценарий внеклассного мероприятия посвященное известному татарскому поэту-герою Муса Джалилю. Мероприятие  проводится на двух языках: русский и татарский...