Проблемы реализации основных требований ФГОС на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (8 класс)

Нагаева Юлия Витальевна

Главная задача педагога – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знаниями о природе и человеке, основывающуюся на созидательной творческой деятельности и нравственном  характере взаимоотношений между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no3.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы реализации основных требований ФГОС на уроках русского языка и литературы

Автор: Нагаева Юлия Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №29 г. Химки

Задачей первостепенной важности в современном  подходе к реализации ФГОС второго поколения является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Результатом считаются как предметные знания, так и умения применять эти знания в практической деятельности. Главная задача педагога – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знаниями о природе и человеке, основывающуюся на созидательной творческой деятельности и нравственном  характере взаимоотношений между людьми.

Именно эта задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Среди множества направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее верными и разносторонними являются такие, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъектных отношениях учителя и ученика. Совместно вырабатываются цели, содержание, даются оценки. Наиболее интересным является обучение в команде или группе..

Для формирования УУД необходимо создание проблемных ситуаций на уроке. На мой взгляд, это наиболее действенная современная технология, дающая более эффективное усвоение знаний.

При использовании проблемных ситуаций на уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ученик получает не готовые знания, а «добывает» их в процессе. При этом обучающиеся учатся выявлять затруднения в собственной деятельности, находить причины затруднений, устанавливать план своей дальнейшей работы, выбирать приёмы и систему достижения поставленной цели, осуществлять поиск нужной информации. Ребята учатся исследовать, формулировать свое позицию, работать  в сотрудничестве.

Среди современных образовательных технологий наиболее интересными, на мой взгляд, являются бинарные и интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Интегрированный урок – это форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей.

Действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей была и остаётся дидактическая игра. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, процесс обучения становится более эффективным.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ребёнок сумел проявить свои способности. На уроках русского языка могут использоваться следующие игровые задания: игра со словом, «Найди пару», «Кто больше», « Поймай мяч», «Собери  слово», кроссворды, загадки и т.п.

Учитель может проводить уроки-экскурсии, КВН, ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки.

В методике преподавания русского языка и литературы особое место занимает метод проектов, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета; киносценарий; видео-, диа- или слайд-фильм; публикация; буклет... и т.п. 

 Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. 

Использование новых технологий на уроке позволяет персонифицировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, укрепить творческие и познавательные способности учащихся, улучшить учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы с презентацией....

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы....

«Развитие и реализация творческого потенциала ученика на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС»

В статье поднимается вопрос о развитии и реализации творческого потенциала учащихся. Автор в статье приводит примеры методов, приемов и форм обучения, которыми пользуется на уроках русского языка и ли...

Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.

Выступление на пед.совете Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС...