Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по русскому языку

Волобуева Любовь Александровна

Выступление на пед.совете Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_realizatsii_fgos.doc85 КБ
Office presentation icon ped_sovet.ppt2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.

В последнее время одна из важных проблем в образовании – это внедрение ФГОС. Основной идеей, которая заложена в государственные стандарты второго поколения, является идея развития.

Главная задача педагогической деятельности – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знаниями о природе и человеке, основывающуюся на созидательной творческой деятельности и нравственном  характере взаимоотношений между людьми. Современное образование  и развитие в нём человека   - это непрерывный процесс самодвижения личности ребёнка. 

Значение первостепенной важности в современном  подходе приобретает ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Результатом считаются как предметные знания, так и умения применять эти знания в практической деятельности.

Именно эта задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной модели, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

В связи с этим перед учителем встают новые задачи, изменяются технологии обучения, открываются новые возможности в преподавании своего предмета.

Среди множества направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее верными и разносторонними являются такие, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в субъектных отношениях учителя и ученика. Совместно вырабатываются цели, содержание, даются оценки. Наиболее интересным является обучение в команде или группе.

Особенности организации групповой работы учащихся на уроке:

- деление класса на группы или микро-группы для решения конкретных учебных задач;

- выполнение задания группой под руководством лидера или учителя;

- задания в группе выполняются таким приёмом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Например, при изучении творчества одного из поэтов класс делится на группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству заданий для группы. Задания внутри группы участники распределяют сами, готовятся и обсуждают в группе.

Как сделать процесс обучения более гибким, как приспособить его к  каждому обучающемуся?

Ответ на этот вопрос дает принцип дифференцированного образовательного процесса и как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся, позволяет более активно использовать потенциальные возможности школьников. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться.

 Дифференциация (от лат. differentia – различие) - расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается образовательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Например, при изучении  в 5 классе темы "Члены предложения" возможно выбрать задание самостоятельно в соответствии со своими способностями.

1 группа.

А)Найти главные и второстепенные члены в предложениях.

2 группа.

А) Найти главные и второстепенные члены в предложениях.

Б) Определить, какой частью речи они выражены.

3 группа.

А) Составьте схемы предложений. Составьте свои предложения по схемам.

Для формирования УУД необходимо создание проблемных ситуаций на уроке. На мой взгляд, это наиболее действенная современная технология, дающая более эффективное усвоение знаний.

При использовании проблемных ситуаций на уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ученик получает не готовые знания, а «добывает» их в процессе. При этом обучающиеся учатся выявлять затруднения в собственной деятельности, находить причины затруднений, устанавливать план своей дальнейшей работы, выбирать приёмы и систему достижения поставленной цели, осуществлять поиск нужной информации. Ребята учатся исследовать, формулировать свое позицию, работать  в сотрудничестве.

Примеры проблемных ситуаций на уроках литературы и русского языка.

Выпишите сначала предложения с однородными членами, а затем остальные. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Однородные члены и обобщающие слова при них подчеркните, составьте схемы ОЧ. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма.  (Приводятся предложения из …..)

Возможный вариант модификации задания:

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими.

Обсудите в парах:

  1. Каким стилем написан данный текст?
  2. Какова тема текста?
  3. С какой целью автор нам его рассказывает?

Возможна работа по парам:

1.Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители одного из героев.

Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае?

2.Представьте, что вы стали свидетелем описанных писателем событий и решили написать о поступке героев в местную газету. Придумайте для этой заметки название.

Подумайте над тем:

- В каком стиле вы будете писать?

- Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то)

Данные  задания способствуют развитию коммуникативных возможностей: способность к конструктивному ведению диалога, ориентирование в коммуникативном пространстве и т.п.

Среди современных образовательных технологий наиболее интересными, на мой взгляд, являются бинарные и интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Интегрированный урок – это форма занятий, которая применяется на всех ступенях обучения. Основные цели таких уроков – воспитание культуры ценностной ориентации учащихся и развитие интеллектуальных способностей, в первую очередь таких, как синтез, обобщение на различных уровнях, сопоставление и установление межпредметных и универсальных связей.

 Например, по теме «Гласные е-и в корнях с чередованием» (интерграция: русский язык, литература, история) (5-й класс) предлагаются следующие задания:

Задание 1. Прочитайте текст…………. Что вы узнали из данного текста о поэте?  Найдите ошибки, допущенные в предложениях.

Задание 2. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту.

Задание 3. Помогите героям сказок. Определите, из каких сказок они к нам пришли и кто является автором. Напишите слова из сказок, вставляя буквы. Обозначьте орфограмму.

Поскольку в качестве материалов для подобных уроков можно использовать тексты из учебников по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое.

Действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей была и остаётся дидактическая игра. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, процесс обучения становится более эффективным.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду неприметных. Коллективный командный дух, желание одержать победу преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ребёнок сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. На уроках русского языка могут использоваться следующие игровые задания: игра со словом, «Найди пару», «Кто больше», « Поймай мяч», «Собери  слово», кроссворды, загадки и т.п.

Учитель может проводить уроки-экскурсии, КВН, ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки.

В методике преподавания русского языка и литературы особое место занимает метод проектов, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий..

На мой взгляд, эффективный вид проекта — мини-проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры, создание собственных сказок, басен. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат.

Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета; киносценарий; видео-, диа- или слайд-фильм; публикация; буклет... и т.п. 

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Повысить  интерес к изучаемым предметам, активизировать  познавательную деятельность учеников, развивать  их творческий потенциал помогает использование   информационно-компьютерных технологий.

Компьютер стал привычным атрибутом  на уроках русского языка и литературы, во внеурочной  деятельности.

 ИКТ  позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков

Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению,  на уроках просматриваются фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат  аудио-записи. Например, в 5 классе при изучении сказок А.С. Пушкина просматривался фрагмент из мультфильма «Сказка о мертвой царевне», в 6-ом классе при изучении романа «Дубровский» - фрагмент из художественного фильма.

 Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы. 

Использование новых технологий на уроке позволяет персонифицировать процесс обучения,  контролировать деятельность каждого, укрепить творческие и познавательные способности учащихся, улучшить учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№10 Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Волобуева Любовь Александровна

Слайд 2

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы Основная идея, заложенная в ФГОС, – идея развития. Развитие – необходимое условие жизни. Учить надо так, чтобы ребенок понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Только тогда можно получить результат.

Слайд 3

Как получить новый образовательный результат? умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий Самое главное - организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!

Слайд 4

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ обучение в сотрудничестве (работа в группах, в парах) метод проектов проблемное обучение игровые технологии дифференцированный подход к обучению интегрированный подходы к обучению системно-деятельностный подход

Слайд 5

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа 1. Объявление темы урока Учитель сообщает обучающимся Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) 2. Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) 3. Планирование Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Слайд 6

Проблемное обучение меч кирпич камыш мышь ночь рожь Тема урока? Правописание Ь после шипящих на конце существительных

Слайд 7

Результаты опроса «Грамотно ли мы говорим?» Участвовало человек: учителя, учащиеся 9-11 классов Нужно ли уметь говорить грамотно на родном языке? Почему? 100% - да, нужно, потому что: 40% - «образованный человек просто обязан говорить грамотно и правильно»; 25% - неприлично разговаривать неграмотно; 15% - « речь человека показывает его отношение к людям»; 10% - «необходимо сохранить культуру языка и всего народа», « грамотная речь – это показатель образованности всего государства», «грамотность речи человека может решить его судьбу». 2. Станете ли Вы исправлять ошибки в речи другого человека? 10% - нет 90% - да, но считают, что: 60% - «исправлять надо в зависимости от ситуации»; 35% - «надо, но неудобно делать замечания»; 10% - « если человеку указать на ошибку, то повторно эту ошибку человек уже не допустит»; 5% - «мне безразлично, как говорят окружающие» Какая же тема сегодняшнего урока? Проблемное обучение

Слайд 8

Чем отличаются предложения друг от друга? «Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль. Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения»

Слайд 9

- Привет, Оля! -Привет, Катя? -Оля, как твои дела? -Спасибо. У меня всё хорошо .

Слайд 10

Дорогой Иля, спешу напомнит тебе, что песа состоится в два часа. Придёт вся моя семя. Жду. Санка.

Слайд 11

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа 4. Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Слайд 12

Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья. Задание группам. Обсудите в группах вопросы и ответьте на них: В чем заключено счастье для автора этих строк? У кого из литературных героев, на ваш взгляд, такое же понимание счастья? Аргументируйте свой ответ. Первая группа. О. Мандельштам писал: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?» Вторая группа. «Счастье – в окладе большом и власти…», - писал Эдуард Асадов. Третья группа. «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится», - гласит народная мудрость. Четвертая группа. Эдуард Асадов писал: «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Пятая группа. «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей», говорил Людвиг ванн Бетховен. Технология сотрудничества, интегрированное обучение Что такое счастье?

Слайд 13

Интегрированное обучение Правописание имен нарицательных и имен собственных Реки, озера, моря, океаны, горы, пустыни Города, населенные пункты, регионы, страны

Слайд 14

Игровые технологии Уроки-путешествия Уроки-экскурсии Уроки-КВН Уроки - ролевые игры Уроки-соревнования Театрализованные уроки Допишите к данным существительным такие прилагательные , чтобы они обозначали противоположную характеристику данных существительных: мошенник, мудрец, дурак . Какой литературный прием вы использовали?

Слайд 15

ОТГАДАЙ РЕБУС

Слайд 16

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ?» Придумайте слова, в которых звук [и] был бы в начале слова? Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а]. Перечислите месяцы года, в котором есть звук [а]. Назовите животных, где встречается звук [о].

Слайд 17

1 группа. Спишите текст. Найдите и подчеркните деепричастные обороты (знаки препинания расставлены). Начертите схемы предложения. 2 группа. Спишите. Найдите и подчеркните деепричастные обороты. Расставьте знаки препинания в предложениях. Начертите схемы. Подчеркните деепричастные обороты. 3 группа. Перестройте предложения в соответствии со схемами. Спишите то, что у вас получилось. Графически в предложениях обозначьте деепричастные обороты. Дифференцированный подход к обучению Деепричастный оборот и знаки препинания при нем

Слайд 18

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях. 1. Ветер дувший с моря, постоянно усиливался. [ Ветер , / прич. оборот /, усиливался ] Простое. Осложнено причастным оборотом. 2. Дорога, вся изрытая колеями шла тёмным хвойным лесом. [ Дорога , / прич. оборот /, шла ] Простое. Осложнено причастным оборотом. 3. Бабушка никогда не плутала в лесу безошибочно определяя дорогу, к дому. [ Бабушка не плутала , / дееприч. оборот /, ] Простое. Осложнено деепричастным оборотом.

Слайд 19

Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях. 4. Прошло жаркое лето и наступила осень. [ Прошло лето ] , и [ наступила осень ] ССП. 5. Весною я пошёл смотреть свои яблони, и увидел что мыши объели их корни. [ Я O и O ] , ( что мыши объели ) СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми. 6. Когда обоз проехал заяц перескочил дорогу, и полегоньку пошёл к гумну. ( Когда обоз проехал ), [ заяц O и O ] СПП. Главное предложение осложнено однородными сказуемыми.

Слайд 20

Разделите на 2 столбика: Пос…деть от старости, поз(?)но, б…гровые лист(?)я, в(?)южит, пом...рит(?)ся с друз(?)ями, учас(?)ники ра(с, сс)троились, изредк… видет(?)ся. словосочетание не словосочетание

Слайд 21

словообразование развеселый, овражек, подсвечник, лесовоз . Выполните словообразовательный разбор слов :

Слайд 22

Проверь себя Развесёлый – весёлый (+ раз-, приставочный ); Овражек – овраг (+ -ек-, суффиксальный ); Подсвечник – свеча(+под-, -ник-, прист.-суф .) Лесовоз – возить лес (-воз- о-лес-, сложение )

Слайд 23

• словарик • морфологический портрет слова • энциклопедия одного слова • сборник иллюстраций • сборники собственных творческих работ • стенгазета • видео- или слайд-фильм • лингвистический анализ текста • публикация • буклет • презентация кроссворд, ребусы и т.д. Метод проектов Если в результате деятельности ваши ученики создали:

Слайд 24

Прямая речь –это слова ________ , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и ________________. Прямая речь заключается в __________ и всегда пишется с __________ буквы.

Слайд 25

Прямая речь –это слова говорящего , передаваемые без изменения. В предложениях с прямой речью различают слова автора и прямую речь . Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.

Слайд 26

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание обучающихся Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Слайд 27

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получилось … Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Рефлексия

Слайд 28

Проверьте себя. 1. Сложносокращённые слова – это особая группа сложных слов. 2. Сложносокращённые слова образуются с помощью букв о, е. 3. Сложносокращённые слова образуются из начальных букв , из начальных звуков и сложением части основ. 4. Сложносокращённое слово ВДВ состоит из начальных букв слов. 5. Сложносокращённое слово СССР состоит из начальных звуков слов. 6. Слово РФ является звуковой аббревиатурой. Рефлексия Выберите правильные утверждения (запишите номера в тетрадях). 1, 3, 4 1. Сложносокращённые слова – это особая группа сложных слов. 2. Сложносокращённые слова образуются с помощью букв о, е. 3. Сложносокращённые слова образуются из начальных букв , из начальных звуков и сложением части основ. 4. Сложносокращённое слово ВДВ состоит из начальных букв слов. 5. Сложносокращённое слово СССР состоит из начальных звуков слов. 6. Слово РФ является звуковой аббревиатурой.

Слайд 29

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 30

Домашнее задание: 1 вариант задания : Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора. Составить мини-текст на тему «Березка осенью», используя и простые, и сложные предложения. Сделать синтаксический разбор сложного предложения . 2 вариант задания: Параграф 47 , закрепить порядок синтаксического разбора; упражнение № 243.

Слайд 31

Дифференцированный подход к обучению Ответить на вопрос: «Нужно ли говорить грамотно?» 2. Написать рассказ, использовав одну из пословиц. Речисты у милого глаза. Наговорили, что наварили, глядь – ан нет ничего. Каковы свойства, таковы и речи. Красноплюй заговорит, всех слушателей переморит. Красна речь слушаньем. 3. Доказать или опровергнуть высказывание (одно на выбор) Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Антон Павлович Чехов – писатель, драматург Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, но порча языка. Александр Петрович Сумароков – поэт, писатель, драматург Домашнее задание к уроку русского языка в 9 классе по теме «Нормы языка»

Слайд 32

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал советский педагог Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). « Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал», – слова основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1870) Актуальность приобретают теперь слова британского политического деятеля Уильяма Уорда (1867-1932): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках математики

Выступление на городском семинаре для учителей математики...

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы с презентацией....

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы....

Проблемы реализации основных требований ФГОС на уроках русского языка и литературы

Главная задача педагога – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знания...