Открытый урок русского языка в 9 классе по теме " Бессоюзное сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ширлина Татьяна Васильевна

Данный урок разработан с использованием ИКТ с различной формой предъявления информации, что позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности.  Использование ИКТ делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и организованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx55.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочий лист №1

Исследовательская работа. Задание « Реставрация текста»

Бессоюзным сложным предложением называется предложение, ………..На схеме БСП изображается  ….             ( фигурными или круглыми) скобками. Союзы или союзные слова в таких предложениях ………, поэтому смысловые отношения четко не определены.

Рабочий лист №2

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев).

Подчеркни грамматические основы.

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится:

  • Если части БСП отдалены по смыслу, то есть совершенно не зависят друг от друга;
  • Если одна из частей в составе БСП осложнена или распространена  чем-либо: однородными членами предложения, причастными или деепричастными оборотами, обращениями и т. д.;

Рабочий лист -помощник

Виды бессоюзных сложных предложений. Классификация по значению

  • Одновременности, последовательности, перечисления. Между простыми предложениями в составе БСП можно поставить союз «и». Чаще всего ставится запятая, если простые предложения осложнены – точка с запятой.
  • Противопоставления. В предложении присутствует смысловое противопоставление чего-либо. Между простыми предложениями можно поставить противительные союза «а», «но». Знаки препинания –тире.
  • Времени и условия. Первое предложение в БСП указывает на время или условие, перед ним можно поставить союзы «если», «когда». Ставится тире.
  • Сравнения. Между простыми предложениями БСП можно поставить союзы «словно», «будто». Знаки препинания – тире.
  • Присоединения. Второе предложение БСП выражает присоединительное значение и перед ним можно поставить слова «такой», «таков», «так», «это». Знаки препинания – тире.
  • Следствия. Второе предложение БСП выражает значение следствия. Перед ним можно поставить союзы «так что», «вследствие чего». Знаки препинания – тире.
  • Причины. Второе предложение БСП выражает значение причины. Перед ним можно поставить союз «потому что». Знаки препинания – двоеточие.
  • Пояснения. Второе предложение БСП поясняет первое. Перед ним можно поставить союзы «а именно», «то есть». Знаки препинания – двоеточие.
  • Дополнения. Второе предложение БСП дополняет первое. Перед ним можно поставить союз «что» или сочетание слов: и увидеть … что, и услышать … что, и почувствовать … что, и т.д.

Карта  успешности и самоконтроля работы на уроке

За каждое задание выставляй отметку. В конце урока выясним, какую отметку ты получишь за урок. .

Задания

Отметки

  1. Опрос « Согласна – не согласна»

  1. Работа с высказыванием

  1. Формулирование темы, целей урока                                 (  видеофрагмент, кроссворд)

  1. Исследовательская работа

  1. Лингвистический эксперимент

  1. Фонетический разбор слова

  1. Подготовка к ОГЭ. Синтаксический анализ

  1. Синквейн

  1. Итог урока. Рефлексия

ОТМЕТКА ЗА УРОК:    

РАБОЧИЙ ЛИСТ №3

Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий. Работа с текстом.  Подготовка к ОГЭ

Выберите один или несколько правильных ответов.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник  первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие  это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) 

Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

 2) 

В предложении 2 грамматическая основа  первооткрыватель.

 3) 

Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

 4) 

Предложение 4 простое.

 5) 

Предложение 5 сложное бессоюзное.

                     ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ                                   На сайте ФИПИ (740 заданий)

Открытый банк заданий ОГЭ | Русский язык. Стр. 59

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)До́ма, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада. (4)Вообще характер у неё был удивительный… (5)К примеру, ей нравилось, что её старинный балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим ни днём ни ночью.

– (6)Есть на что свалить свою старческую бессонницу! – говорила бабушка.

(7)У неё было четыре дочери. (8)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой. (9)И не просто в одном городе, а за углом, в трёх шагах. (10)Точнее сказать, в двадцати семи… (11)Я подсчитал однажды количество шагов от бабушкиного дома до нашего.

– (12)Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. – (13)С детства люблю ходить в гости. (14)Встречают, провожают… (15)Ухаживают!

(16)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (17)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату – учителю.

(18)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе. (19)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам.

(20)Дочери присылали поздравительные открытки. (21)Они сообщали, что очень скучают. (22)Они любили её. (23)И наверное, просто не догадывались… (24)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (25)И однажды совсем уж собрался… (26)Но бабушка остановила меня.

– (27)За подсказки, я слышала, ставят двойки?

– (28)Ставят, – ответил я.

(29)В канун Нового года я решил пригласить в театр свою одноклассницу Галю. (30)На спектакль я купил два билета. «(31)Подойду к Гале, – думал я, – и как бы между прочим скажу: у меня оказался лишний билет. (32)Возьми, если хочешь…» (33)И весь спектакль буду сидеть рядом с ней! (34)Так закончится год… (35)И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!

(36)В конце декабря, словно сговорившись, пришли открытки от всех маминых сестёр. (37)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня. (38)Опять писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!

– (39)В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… – тихо сказала бабушка.

(40)Мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (41)И я в тон им с грустью сказал:

– А мне завтра придётся пойти в театр.

(42)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (43)Тогда я вдруг… неожиданно для самого себя произнёс:

– Пойдём со мной, бабушка. (44)У меня есть лишний билет!

(45)Родители очень обрадовались. (46)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой. (47)Она продолжала что-то искать в ней. (48)Но теперь уже, мне казалось, от радости.

(49)Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (50)Медленно, как бы нехотя раздвинулся занавес. (51)И на сцене появился мальчишка. (52)Он шёл, останавливался, думал. (53)И снова шёл… (54)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (55)А жить без ребят не могла. (56)И мальчишка решил победить её одиночество…

(57)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку и сказала:

– Она… волшебная актриса!

– (58)Которая играет мальчишку?

– (59)Да… – бабушка помолчала. – (60)Потому что она – это ты. (61)Сегодня, по крайней мере…

– (62)Ну что ты?! – скромно возразил я.

– (63)Пойдём в буфет, – предложила бабушка. – (64)Я обожаю толкаться в театральных буфетах!

(65)Сейчас, через много лет, я думаю: «Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (66)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!»

(По А.Г. Алексину*)

* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – советский и российский писатель, сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества.

 

  

  

  

Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему важно быть добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

МКОУ « Черниченская основная общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 9 классе

Подготовила и провела:

 учитель русского языка

и литературы  Ширлина Т.В.

2022- 2023 учебный год

Тема: Что такое бессоюзное сложное предложение.

Цель урока: создание условий для раскрытия особенностей бессоюзных сложных предложений,  организация деятельности обучающихся по анализу бессоюзных сложных предложений,  формирование познавательного  интереса к предмету, развитие морально-нравственных качеств обучающихся.

 

Планируемые результаты:

Предметные:  выяснить, что такое БСП, определить, как связаны части БСП, учиться находить в тексте БСП;  употреблять БСП в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

 Метапредметные: организовать деятельность обучающихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников; точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, устанавливать причинно-следственные  связи, выделять  и формулировать, что усвоено и что нужно усвоить, анализировать полученную информацию;  слушать и вступать в диалог с учителем.                               

  Личностные:  развивать навыки и способности критического мышления (навыки сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умения  анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности), формирование позитивной моральной самооценки, трудолюбия, активности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование:  учебник, рабочие  листы, презентация, видеоролик.

ХОД УРОКА

1. Мотивационный этап.

Добрый день ,ученица 9 класса и уважаемые гости. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.И на этой доброжелательной ноте начнем наш урок.

2. Этап актуализации знаний опорных знаний. Выявление места и причины затруднения

Слайд 1 . Эпиграфом к нашем уроку я взяла высказывание великого русского писателя  Л.Н.Толстого:

Знание только тогда знание, когда оно приобретеноусилиями своей мысли, а не памятью.  

Верность этих слов великого классика мы и проверим на сегодняшнем уроке. 

У тебя на парте есть Карта  успешности и самоконтроля работы на уроке. За каждое задание выставляй отметку. А в конце урока выясним, какую отметку ты получишь за урок.

Открой тетрадь, запишичисло, классная работа и оставь строчку для темы урока. Итак, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы с Вами должны освежить свои знания. Не забываем о предстоящих экзаменах.

Прием  «Согласна – не согласна»

- Сложное предложение имеет  одну грамматическую основу? ( нет, две или более двух)

Сложное предложение может быть союзным и бессоюзным? (да)

- Предикативные части – это части сложного предложения? (да)

- Части сложного предложения отделяются друг от друга на письме только запятой или точкой с запятой? (нет, ещё отделяют части тире и двоеточие (в бессоюзном предложении)

- Части сложного предложения связываются между собой по смыслу и при помощи интонации? (нет, ещё связь осуществляется при помощи союзов и союзных слов)

- В сложносочиненном предложении от главной части можно поставить вопрос к придаточной части? (нет, части ССП равноправны)

- В сложноподчиненном предложении для связи между частями используются только подчинительные союзы? (нет, ещё союзные слова)

- А сейчас давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока:слайд 1

Скажи, пожалуйста, что собой представляет данное высказывание, охарактеризуй его с точки зрения синтаксиса? (Сложное,сложноподчиненное предложение с придаточным условия, где придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союза «когда», вопрос «при каких условиях?» к придаточному предложению задается от всей главной части. [], (когда – союз).

Есть ещё один вид сложного предложения.

Попробуем его отгадать. Давайте посмотрим  видеоролик ( отрывок  из комедии Александра Сергеевича Грибоедова  «Горе от ума») и  назовем крылатое выражение .https://yandex.ru/video/preview/5484869563110317072

Служить  бы рад – прислуживаться тошно (слова Александра Ивановича Чацского). Как вы их понимаете?. Служить родине я готов, но прислуживаться кому-то унизительно.. Так, как прислуживает Молчалин, заискивая, подлизываясь, лицемеря, Чацкому не к лицу. Он честный и благородный человек. Унижаться перед сильными мира сего он не станет.

Чтобы определить вид этого предложения, отгадаем кроссворд .

Работа у доски

- О  каких  предложениях мы сегодня  будем  говорить?  В этом нам поможет прием                  « Кроссворд».

 - Приставка из слова  бесстрашный,  корень-часть речи,  при  помощи  которой соединяются части ССП и СПП,  суффикс как в слове лунный,   а окончание прилагательного водное ( растение).

- Какое же слово у нас получилось? Разбор по составу.

-Это слово- бессоюзное. (Какое орфографическое правило надо было знать, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?)  Это задание 5.в экзаменационной работе. 

3.Этап  построения проекта выхода из затруднения

- Какова же тема нашего урока? Запишите тему  урока.  Слайд 2

- Какие задачи мы поставим сегодня перед собой на уроке? Слайд 3

4. Реализация  построенного проекта. «Открытие» детьми нового знания. Наблюдение над БСП (знаки и смысловые отношения в БСП).

1) Откроем учебник на стр. 3, параграф 23   Проведем исследовательскую работу по материалу параграфа. Перед тобой на рабочем листе № 1  записан текст «Что такое бессоюзное сложное предложение? «. Устно сделаем реставрацию данного текста с помощью учебника.

1.Бессоюзным сложным предложением называется предложение, ………..

2. На схеме БСП изображается  …. ( фигурными или круглыми) скобками.

3.  Союзы или союзные слова в таких предложениях ………, поэтому смысловые отношения четко не определены.

2) Теперь выпиши из учебника  в тетрадь 4 предложения. Пиши разборчивым, красивым почерком. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы предложений.

- Что их объединяет? Чем они отличаются? Как называются такие предложения? Почему в предложениях разные знаки препинания? Какие смысловые отношения возникают между частями сложного предложения?

Есть еще один знак препинания, который ставится в бессоюзном сложном предложении. Это точка с запятой.

Рабочий лист № 2

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев). Подчеркни грамматические основы. Когда же ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?

Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится:

  • Если части БСП отдалены по смыслу, то есть совершенно не зависят друг от друга;
  • Если одна из частей в составе БСП осложнена или распространена  чем-либо: однородными членами предложения, причастными или деепричастными оборотами, обращениями и т. д.;

ВЫВОД: Интонацией можно выражать смысловые отношения  между частями сложных  бессоюзных  предложений и именно интонация  диктует постановку разных знаков препинаний.

«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями»  (Лариса Трифовна . Григорян, известный учёный).Например, в классическом примере Казнить нельзя помиловать место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти).

Гимнастика для глаз.

5.  Этап первичного закрепления нового знания.

1) «Лингвистический эксперимент». Работа в паре  с учителем. Слайд 4

  1. Прочитай предложение. Какое это предложение? Преврати его в бессоюзное сложное.
  2. Запиши это предложение. А какой знак поставить между частями БСП ? Нам поможет  рабочий лист - помощник.   Какой жанр УНТ получился? Пословица – предостережение. Оказывается, что БСП появились раньше, чем союзные.

 2) Самостоятельная работа  ( у доски). Фонетический разбор слова добра.

Назови синоним к слову добро. Благо, щедрость, благополучие.  

6. Этап включения в систему знаний и умений. Подготовка к ОГЭ.

- При подготовке к основному государственному экзамену нам важна  информация, полученная сегодня на уроке?

Рабочий лист №3

Работа с текстом (текст распечатан на листочках) Подготовка к ОГЭ. Из открытого банка заданий ОГЭ , взятого из  сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)

Выберите один или несколько правильных ответов. Верно.(5)[Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо]: [путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа]. (Между простыми предложениями нет союзов и союзных слов).

7. Итог урока. 

1)Синквейн «Бессоюзное сложное предложение» 

2)Прием « Свободный микрофон». Слайд 5

Сегодня на уроке я узнала….

Какие знания, полученные на уроке, тебе пригодятся в будущем?

За что бы ты себя похвалила?

8. Рефлексия. Отметка за урок.  (Карта  успешности и самоконтроля работы на уроке)

9. Домашнее задание ( по выбору) Слайд 6

14 марта отмечается день православной книги. А в данных книгах  часто описывается черта характера человека, выражающаяся в его желании совершать положительные поступки, помогать окружающим, сочувствовать им, сострадать. Какая ? Доброта. И поэтому в домашнее задание я включила это понятие.

  1. Параграф 23, упр. 1, стр.4
  2. Записать пять  бессоюзных сложных предложений на тему «Народные приметы в бессоюзных сложных предложениях». Указать грамматические основы и смысловые отношения между частями БСП.
  3. Написать сочинение - рассуждение на тему «Почему важно быть добрым?»

Я благодарю вас за работу и желаю успехов. Слайд 7

Урок окончен. Осталось поставить последнюю точку.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока?

А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
В) Я понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
Г) Готовиться к экзамену не так-то просто.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзные сложные предложения

Дать понятие о бессоюзном сложном предложении и его смысловых группах....

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП».

Представленная модель урока русского языка в 9 классе по теме «Бессоюзное  сложное предложение. Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП» является уроком изучени...

открытый урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Данный урок является заключительным в изучении темы "фразеологизмы" и проходит в виде игры. Дети проходят разные этапы: от пантомимы до матматических действий. Урок проходит очень интересно ...

План - конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".

В представленном плане - конспекте содержится необходимый материал для повторения ранее изученного, объяснения и закрепления темы урока....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе на тему «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок по русскому  языку в 9 классе на тему  «Бессоюзное сложное предложение». Место урока в планировании: вводный урок раздела «Бессоюзные слож...