Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

тест

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_5.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Водородная энергетика занимает важное место в выполнении планов по борьбе с углекислым драконом. В самом деле, если электричество можно генерировать с помощью безуглеродных источников, то с безуглеродным топливом и сырьём для химической и металлургической промышленности имеются очевидные трудности. Здесь-то и пригодится водород в качестве переносчика зелёной электроэнергии. Его можно заправлять в топливный бак автомобиля, и тот станет при движении выдавать не букет вредных продуктов горения бензина, а чистую воду; им можно одновременно отапливать дом и получать для него электричество с помощью высокотемпературного топливного элемента. Металлурги заменят им уголь в качестве восстановителя, а химики, используя в смеси с атмосферным углекислым газом, откажутся от ископаемого углеводородного сырья.

Конечно, есть и альтернативы. Так, в качестве энергоносителя можно выбрать твёрдый алюминий, обращаться с которым несравнимо проще, чем с газообразным водородом, <…> сжиженный воздух, который хотя бы не взрывоопасен. Однако стараниями экспертов, консультирующих лидеров ЕС, цивилизация, видимо, пойдет по пути безальтернативного использования именно водорода для этих нужд.

  1. Самостоятельно подберите разделительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите этот разделительный союз.
  2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
  1. НУЖДА. То же, что потребность. Нужда в деньгах. Нужды новосёлов.
  2. ИСТОЧНИК. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный источник. Горячий источник. Источник минеральной воды.
  3. МЕСТО. Роль, отведённая кому-чему-нибудь в какой-нибудь деятельности, а также положение, занимаемое кем-нибудь среди кого-нибудь. Место искусства в жизни человека. Место отца в семье.
  4. ОБРАЩАТЬСЯ. Находиться в употреблении, использоваться. В стране обращаются новые денежные знаки.
  5. ЗЕЛЁНЫЙ. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени. Зелёные насаждения. Зелёный корм.
  1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. Среди характерных для публицистического стиля речи языковых средств в представленном тексте можно отметить непосредственное обращение к собеседнику, оправданный повтор слов, ряды однородных членов, отвлечённую лексику (выполнении, трудности, использования).
  2. Задача данного текста информировать читателя о развитии водородной энергетики в современной России, дать точные сведения, имеющие практическое значение, а также рекомендации, указания.
  3. Текст актуален, общественно значим по тематике, эмоционален, что выражается в метафорах (борьба с углекислым драконом, букет вредных продуктов).
  4. Научность данного текста на синтаксическом уровне выражается в использовании союзов, вводных слов логического характера (однако, конечно, так, видимо).
  5. Данный текст относится к учебно-научному подстилю, потому что его отличают логичность, объективность, абстрактность и обобщённость, что выражается на лексическом уровне в использовании терминов (водородная энергетика, химическая и металлургическая промышленность, атмосферный углекислый газ, углеводородное сырьё).
  1. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
  1. гнАла
  2. локтЕй
  3. зАсветло
  4. оклеИть
  5. нЕдруг

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

  • ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ читатель давно об этом догадался, а я понял только сейчас.
  • Лицо у него было утомлённое, невыразительное, ЗЕМЛИСТОГО цвета.
  • Повисла неловкая пауза, очень, впрочем, короткая, потому что тут же все заговорили разом, стараясь её ЗАПОЛНИТЬ.
  • Старец ПОЧТЕННОГО вида, в мундире, восседал за огромным письменным столом.
  • ВЕКОВЫЕ берёзы выстроились белой колоннадой.
  1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Опираясь на огромную базу синонимичных значений, сайт выдаст все возможные поисковые вариативные версии.

  1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
  • крутые БЕРЕГА
  • играть для НЕГО
  • несколько БРАСЛЕТОВ
  • у хромовых САПОГ
  • наименее ТРУДНЕЙШИЙ путь
  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. ошибка в построении предложения с однородными членами
  2. ошибка в построении сложного предложения
  3. неправильное построение предложения с косвенной речью
  4. неправильное употребление имени числительного
  5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю классическую музыку и наслаждаюсь ею.
  2. Часто темой ранних стихотворений Пушкина не столько были ситуации жизненные, сколько продиктованные жанром.
  3. По мнению Льва Толстого, что «сколько сердец - столько родов любви».
  4. Надо, чтобы он зашёл бы ко мне.
  5. В палате, куда определили отца, лежали трое больных.
  6. Анна Сергеевна очень строгим голосом спросила, был ли я вчера в институте.
  7. Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, определяется авторская позиция.
  8. Я спросил у старшего брата, могу ли я взять его конструктор.
  9. Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.

9.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пор..вняться, утр..мбовать, обог..щаться
  2. сув..ренитет, ч..та (супругов), пос..литься
  3. об..няние, пол..гать, подск..зать
  4. наскр..сти (мелочь), хл..стать, раст..ряться
  5. предл..гать, з..рница, обм..кните (перо)
  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. во..приимчивость, ра..хвалить, и..ходный
  2. пр..проводить, пр..мудрый, пр..терпеть
  3. полын..я, об..яснить, шампин..он
  4. пр..открыть, пр..клонение, пр..следование
  5. из..скание, под..тожить, пред..стория
  1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. завед..вал, руч..нка
  2. фасол..вый, затм..вать
  3. исслед..вать, раздум..вать
  4. обустра..ваться, горош..к
  5. ноздр..ватый, расплывч..тый
  1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
  1. улавлива..мые, посаж..нные
  2. гон..мый, пойма..м
  3. посе..нное, (гуси) погон..тся
  4. жертву..щий, (покупатели) прицен..тся
  5. вид..мый, улучш..шь
  1. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
  • В наши дни часто появляются художественные произведения, ничего (НЕ)ГОВОРЯЩИЕ ни уму, ни сердцу.
  • Многие учёные нашего времени, сами того (НЕ)ПОДОЗРЕВАЯ, чрезвычайно близко подшли к воззрениям древних философов.
  • Истинная вежливость (НЕ)РАЗЛУЧНА с уважением личности другого человека.
  • Жизнь учёного (НЕ)СПОКОЙНАЯ идиллия, как думают многие, а упорная борьба с окружающими и самим собой.
  • В резерве человечества остаётся пока ещё (НЕ)ОСВОЕННАЯ возможность использования термоядерного ресурса.
  1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
  • Каждый из нас должен (С)МОЛОДУ знать правила гигиены и соблюдать их (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.
  • Пушкин в своём творчестве, взятом (В)ЦЕЛОМ, сумел ТАК(ЖЕ) воспроизвести специфику национального характера русского народа.
  • Археологи (ДО)СИХ пор разгадывают всё новые исторические тайны, которые (ПО)ПРЕЖНЕМУ волнуют людей.
  • Вам (ТАК)ЖЕ необходиом знать правила поведения на воде (ВО)ИЗБЕЖАНИЕ несчастных случаев.
  • (НА)КОНЕЦ раздался долгожданный крик: "Земля!" - и (В)СКОРЕ перед путешественниками предстали Филиппины.
  1. Укажите цифру(ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Денег у старого графа было достаточно, потому что были перезаложе(1)ы все имения, и потому Николушка, заведя собстве(2)ого рысака и модные рейтузы, особе(3)ые, каких ни у кого ещё в Москве не было, и сапоги модные, с серебря(4)ыми шпорами, проводил время очень весело.

  1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. В рукописях М. Горький не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.
  2. Веет лёгкий чистый ветер с поля.
  3. На большей территории России континентальный климат и он обусловливает суровую зиму и жаркое лето.
  4. Подбор различного по оттенкам и степени замутнённости естественного янтаря и добавка разных красителей в сочетании с особыми режимами давления позволяют получать различные по окраске и структуре украшения.
  5. В жизни Софьи Андреевны переплелись радость и грусть счастье и разочарование приобретения и потери.
  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Элегантный слуга с бакенбардами (1) неоднократно жаловавшийся знакомым на слабость своих нервов (2) так испугался (3) увидав лежавшего на полу господина (4) что оставил его одного и убежал за помощью.

  1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Помнишь (1) Женя? - это было в мае,
Года два (2) мой друг (3) тому назад.
Если ты забыла (4) дорогая (5)
Не забыл (6) быть может (7) старый сад.

(Игорь Северянин)

  1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По внешнему виду Спирьки (1) в воспаленном сознании (2) которого уже созрел план мести (3) Сергей мог догадаться (4) о предстоящем выстреле.

  1. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас любая обладающая ядерным оружием страна знает (1) что (2) если она применит это оружие (3) то ей ответят тем же (4) и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Встреча нагретых струй Северо-Атлантического течения с холодным воздухом Заполярья оборачивается туманами и дождями, так что обычно мыс Нордкап укутан серой пеленой: ясные, солнечные деньки случаются здесь нечасто. (2)Над этим мысом всё лето кружатся птицы – обитатели расположенного рядом птичьего базара. (3)По его голой каменистой равнине кочуют со своими стадами молчаливые саами. (4)Свои крытые шкурами чумы они ставят сегодня здесь, а завтра – на новом месте, чтобы прокормить небольшое стадо. (5)Бажову были интересны простые уральские мастера, которые лили сталь и создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. (5)Сюда не летают самолёты, не мчатся поезда и автомобили – добраться к этому мысу можно только морем. (6)Мыс Нордкап является самой северной точкой самой северной страны континентальной Европы – Норвегии. (7)Ближайший к нему порт – маленький рыбацкий городок Хаммерфест.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.

(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.

(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.

(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».

(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.

(По В.А. Пьецуху)

  1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
  1. Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.
  2. По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.
  3. Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе.
  4. Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.
  5. Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.

23.Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.
  2. Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.
  3. Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.
  4. Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.
  5. В предложениях 12, 13 представлено описание.

24. Из предложения 5 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 15–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А)_______ (в предложениях 3, 5) и приём – (Б)________ (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В)________ («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г)_________ («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».

Список терминов:

  1. ирония
  2. синонимы
  3. антонимы
  4. восклицательные предложения
  5. эпитет
  6. вводные и вставные конструкции
  7. цитирование
  8. разговорные и просторечные слова
  9. парцелляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...