Концептуальный анализ текста как метод развития коммуникативного потенциала учащихся
учебно-методический материал по русскому языку

Владимирова Анна Александровна

Методический опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра

Нижневартовский район

МБОУ  «Излучинская общеобразовательная средняя школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»

Муниципальный этап конкурса «Педагог года-2022»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Владимирова Анна Александровна,

учитель русского языка и литературы

«Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка через метод концептуального анализа текста»

Излучинск, 2022

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Владимирова Анна Александровна. Я учитель русского языка и литературы МБОУ «Излучинской ОСШУИОП №1». Позвольте представить свой методический опыт по теме «Развитие коммуникативных компетенций на уроках русского языка через метод концептуального анализа текста».

Концепция преподавания русского языка и литературы  в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 года N 637-р) ставит главной целью процесс воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

При этом среди проблем в основном названы:

  • трудность восприятия традиционного линейного книжного текста большого объема
  • изоляция теоретических знаний от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.

Направлениями к решению проблем обозначены:

  • овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо),
  • формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);

«Концепция…» во многом связана с теми результатами освоения учебной программы, которые обозначены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте.  Это предметные, метапредметные, но прежде всего личностные результаты. Они выражаются в формировании различных компетенций обучающихся. Одной из ключевых является коммуникативная компетенция.

Коммуникативные навыки предполагают готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации. Это рецептивные виды речевой деятельности (слушание, чтение) и продуцирующие (говорение и письмо).  

Обучая речи, необходимо понимать, что все виды речевой деятельности взаимосвязаны, подкрепляют друг друга.

Умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста — это проверка одновременно языковой, коммуникативной и культурологической компетенций, сформированных в выпускнике школы воедино. Все они реализуются при сдаче экзаменов, предусмотренных ГИА: итогового собеседования в 9 классе, сочинения-рассуждения в рамках ОГЭ, итогового сочинения в 11 классе, эссе в рамках ЕГЭ.

Изучив тексты с портала ФИПИ, входящие в Банк открытых заданий для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, мы выявили, что наиболее частотно в них представлены такие темы как жизнь, смерть, авторитет, любовь, справедливость, мать, дом, Родина, друг, учитель, и т.п. Важно учитывать, что все темы экзаменационных сочинений имеют морально-этическую направленность и требуют раскрытия нравственных понятий более широко, чем это предполагает лишь толковый словарь. В данном случае мы рассматриваем их не как языковые единицы (лексемы), а как концепты («слова-образы»).

Таким образом, выпускнику мало обладать лишь языковыми знаниями, а необходимо продемонстрировать свое умение высказываться (письменно) на заданную тему, привлекая весь имеющийся у него социокультурный опыт.

Основным методическим средством при этом выступает художественный текст.

В школьной практике получили распространение следующие виды анализа текста:

1) лингвистический, 

2) стилистический, 

3) типологический,

Но совсем не используется комплексный, концептуальный анализ текста, демонстрирующий связь языка и культуры, совершенствующий лингвистическую, социокультурную и культуроведческую компетенции.

Именно такой вид анализа текста максимально эффективно развивает коммуникативные компетенции обучающихся, но научиться тему в одночасье невозможно.

Проанализировав содержательный потенциал учебников по русскому языку (УМК
под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой)
  на предмет комплексной работы с текстом, обнаружили, что в них почти отсутствуют упражнения, связанные с методом концептуального анализа и нацеленных на подготовку обучающихся к написанию сочинения – рассуждения. Основные формулировки заданий: озаглавьте текст; составьте план текста; определите стиль текста. Обратите внимание на соотношение общего количества упражнений и заданий по работе с текстом, в особенности предусматривающих его анализ.

Передо мной как перед учителем русского языка и литературы стоит задача обеспечить эффективную подготовку выпускников к сдаче экзаменов, в частности, написанию сочинения-рассуждения в 9 классе.

Это и стало целью моей дальнейшей работы.

Для успешной реализации цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретическую базу комплексного концептуального анализа текста и адаптировать его для школьного уровня образования.
  2. На базе действующих учебников сформировать комплекс упражнений для 5-8 классов, предполагающих работу с текстом по методу концептуального анализа.
  3. Осуществить мониторинг сформированности коммуникативных компетенций, обучающихся по критериям сочинения-рассуждения 9.3.

Реализуя поставленные цели, сравниваю трактовку метода концептуального анализа в академической лингвистике и адаптирую его для понимания детьми школьного возраста.

Концептуальный анализ художественного текста (КАТ) –  это особый  тип анализа текста, при котором в зоне внимания оказывается  художественный  концепт  как  смысловая и эстетическая категория, как универсальный художественный опыт, зафиксированный в культурной памяти  и  способный  выступать  в  качестве  строительного материала приформировании новых художественных смыслов

Метод КАТ предполагает поэтапную работу, в центре изучения которого всегда есть ядро (концепт).

Совокупность концептов образует языковую картину мира, отражающую оценки, представления людей об окружающей их действительности.

Слово при КАТ никогда не воспринимается отдельно, как отвлеченная языковая единица, а в комплексе с культурным контекстом.

Каждый этап КА позволяет обучающему сделать шаги от осмысленного восприятия чужого текста к созданию собственного.

Надо отметить, что в ходе прохождения этапов концептуального анализа происходит трансформация учебной деятельности ученика в социокультурную.

Технология концептуального анализа направлена на освоение знаний средствами развития интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Согласно этапам концептуального анализа, были обозначены конкретные действия обучающего при работе по этому методу.

Особо отметим, что

  • схема анализа адаптируется к задачам речевого развития учащихся и задания строятся с учётом возрастных возможностей обучающихся.
  • необходимо всегда (на любом уровне) анализировать ассоциативные связи лексемы, поскольку это дает толчок для активной мыслительной деятельности каждого ученика.

КАТ предполагает рассмотрение стилистических   возможностей языковых единиц, формируя представление о ярком разнообразии речи и возможности использования собственных речевых ресурсов.

Следующей задачей было внедрение этого метода в систему обучения.

Мною были продуманы варианты применения методики концептуального анализа текста в рамках школы. При этом обязательно нужно было брать за основу действующие учебники по русскому языку.

Как видим на слайде, возможностей использования этого метода несколько, как в урочной деятельности, так и во внеурочной.

Задания в рамках КАТ нужно включать не только в уроки развития речи, но обязательно и при изучении грамматических тем. Так формируется системность и понимание анализа.

Как работать на отдельном этапе урока, не предусматривающего темы развития речи?

Вашему вниманию представлен вариант адаптированного упражнения по русского языку в 5 классе на базе традиционного учебника по ред. Т.А. Ладыженской.

Дополнительное задание не просто отрабатывает названную категорию собственности и нарицательности существительных. А учит ребят использовать осмысленно свои знания в речи, подключая личный социальный и эмоциональный опыт.

Пример задания для 6 класса показывает, как ребенок строит концептосферу от ассоциативно-образного этапа через научно-понятийный к этапу культурной интеграции, который предполагает подключить исторические, обществоведческие знания.

Для промежуточного мониторинга сформированных умений обучающегося и самоконтроля разработана индивидуальная траектория развития обучающегося (в виде «рабочих карт» для анализа слова-концепта).

Рабочие карты имеют накопительный характер.

Они могут использоваться обучающимися на протяжении нескольких лет, пополняться в зависимости от того, на каком этапе обучающийся сейчас находится.

Сначала школьники начинают «слышать» слово, воспринимать его, чувствовать. Концептуальная работа над текстом помогает воспитывать в обучающихся бережное отношение к слову, раскрывать его внутренние ресурсы (то есть активизировать рецептивные виды коммуникации: осмысленное слушание, развитое чтение.

В качестве контрольного задания для проверки уровня сформированности данных компетенций предлагается выполнить творческую работу, основанную на анализе слова-концепта.

Количество понятий от класса к классу увеличивается, образная сфера становится глубже, структура работы усложняется.

Если в 5-6 классе достаточно лишь дать определение и привести синонимы слову, а примеры давать по материалам фразеологии, то в 7-8 классе обучающиеся пишут тренировочные сочинения образца 9.3 по ОГЭ.  Так как 7-8 класс - это этап культурной интеграции, ребятам просто необходимо подключать свои знания из других областей науки (например, литературы, истории, обществознания, музыки).

Данная работа идет третий год и имеет свои результаты.

Представляю Вашему вниманию мониторинг сформированности коммуникативных компетенций на основе результатов работ обучающихся (сочинение -рассуждение) 2021, 2022 года.

На диаграмме 1 (синего цвета) видно, что в 2021 году возникали сложности в написании подобных работ.  Ребятам трудно было давать определения нравственным понятиям и приводить твердую аргументацию. Причина в недостаточно развитой культурной интеграции сознания обучающихся. На диаграмме (красного цвета) 2022 года виден прогресс. Давать трактовку заданному понятию умеют все. Подкреплять свои мысли весомыми аргументами научились многие.

Прошу ознакомиться со сводной сравнительной таблицей по классу с указанием критериев сочинения-рассуждения, разработанных ФИПИ. Общий средний балл поднялся почти в два раза. Так как данные обучающиеся на данный момент учатся в 8 классе, предполагаю, что в 9 классе справиться с одним из самых сложных заданий ОГЭ, сочинением-рассуждением на нравственную тему, моим ученикам будет несложно.

В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа. Как следствие, совершенствуется способность к интерпретации авторских и созданию собственных текстов, что и требуется от выпускника продемонстрировать на ГИА.

Метод концептуального анализа полезен не только в рамках урока. Он направлен на преодоление фрагментарности мышления современного ученика и развитие творческого мышления, формирования речетворческих способностей, познавательной активности и обогащения словарного запаса, что способствует высокому уровню сформированности коммуникативных компетенций.

Итак, представленный мною опыт позволяет сделать вывод о том, что целенаправленная работа по комплексному концептуальному анализу текста должна вестись в системе с 5 класса, тогда к старшей школе будут преодолены проблемы «имитационной» читательской  деятельности, боязни  восприятия традиционного линейного книжного текста большого объема и как следствия - недостаточного владения коммуникативными навыками.

В заключение хочется сказать, что учитель должен прежде всего открыть в ребенка человека, жаждущего сказать свое слово миру. Как говорил знаменитый педагог-гуманист Шалва Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ МЕТОД КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА МБОУ «ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Владимирова Анна Александровна УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 2

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации Цель - воспитание личности, развитие ее нравственных качеств и творческих способностей …. в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Проблемы: трудность восприятия традиционного линейного книжного текста большого объема недостаточное владение навыками устной и письменной речи изоляция теоретических знаний от умения применять эти знания в практической речевой деятельности. Направления к решению проблем: овладение всеми видами речевой деятельности формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами разработка методик преподавания русского языка в условиях межкультурной коммуникации. Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 3

Результаты освоения основной образовательной программы КОМПЕТЕНЦИИ Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 4

РЕЦЕПТИВНЫЕ ПРОДУЦИРУЮЩИЕ ЧТЕНИЕ СЛУШАНИЕ ГОВОРЕНИЕ ПИСЬМО Коммуникативные компетенции Языковая компетенция Культурологическая компетенция ГИА Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 5

Виды анализа текста: 1) лингвистический, углубляющий понимание лексико-грамматических явлений, их роли в речи, объясняющий мотив отбора языковых средств автором; 2) стилистический, формирующий представление о системе стилей литературного языка, о стилевых характеристиках и языковых средствах текста; 3) типологический , способствующий изучению типов речи: повествования, описания, рассуждения, их особенностей; 4) концептуальный, демонстрирующий связь языка и культуры, совершенствующий языковую, коммуникативную, социокультурную и культуроведческую компетенции. Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 6

УМК по русскому языку под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Л.А.Тростенцовой Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" класс Всего упражнений Тем по развитию речи Упражнений по работе с текстом Упражнений по методу КАТ 5 кл 732 9 51 7 6 кл 621 10 64 7 7 кл 464 9 24 4 8 кл 527 5 61 10 9 кл 481 4 59 12

Слайд 7

Задачи : Изучить теоретическую базу комплексного концептуального анализа текста и адаптировать его для школьного уровня образования. На базе действующих учебников сформировать комплекс упражнений для 5-8 классов, предполагающих работу с текстом по методу концептуального анализа. Осуществить мониторинг сформированности коммуникативных компетенций обучающихся по критериям сочинения-рассуждения 9.3. Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Цель работы – обеспечить эффективность подготовки обучающихся к испытаниям ГИА через методику концептуального анализа текста.

Слайд 8

Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Задача Реализация Изучить теоретическую базу комплексного концептуального анализа текста и адаптировать его для школьного уровня образования. Изучена теоретическая база концептуального анализа текста Выделены этапы концептуального анализа текста и адаптированы для работы в школьной практике Разработана система действий обучающегося при работе над концептуальным анализом текста Задача 1

Слайд 9

Концептуальный анализ художественного текста (КАТ) Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Л.Г. Бабенко и Ю. В. Казарин Н.Л.Мишатина (для школы) выявление набора ключевых слов текста; – создание словарного портрета слова (слово на уровне словаря – лингвистического и энциклопедического); определение базового концепта (концептов) этого пространства; – создание концептуально-метафорического портрета слова (слово на уровне словосочетания и микротекста); описание обозначаемого ими смыслового пространства. – создание словесного портрета концепта (слово на уровне текста и диалога культур).

Слайд 10

Этапы концептуального анализа Рефлексия создание собственного текста комментирование из всех областей материальной и духовной культуры, затрагивает общество в целом формирует систему смыслов, общественного и личностного знания выявляет личностное знание о концепте . актуализирует систему ценностей и смыслов учащегося . Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 11

Этапы КАТ Действия учащегося при работе над КАТ ассоциативно-образный Нач.школа 1) выявление ассоциативного ряда, порожденного концептом, что обнаруживает его «скрытые смыслы» и показывает индивидуально-авторский взгляд на мир; научно-понятийный 5-6 кл соотнесение лексических значений слова-концепта и его этимологический анализ; работа со словообразовательным гнездом (морфемный и словообразовательный анализ, выявление лексических значений однокоренных слов); культурная интеграция 7-8 кл интерпретация произведений литературы; поиск системы контекстов (литература и другие виды искусства); социокультурный 8-9 кл 6) анализ текстов других стилей, которые помогают полнее и глубже осознать специфику концепта; рефлексивный 9-11 кл 7) итоговое обобщение, фиксирующее основные смыслы концепта; 7.1) выполнение творческой работы (аналитическом тексте, эссе, стихотворении в прозе, рассказе , сочинении-рассуждении и т.д. Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Система действий обучающегося

Слайд 12

Задача 2 Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Задача Реализация Сформировать комплекс упражнений для 5-8 классов, предполагающих работу с текстом по методу концептуального анализа. Продуманы варианты применения методики концептуального анализа текста в рамках уроков русского языка Разработана индивидуальная траектория развития обучающегося («рабочие карты» обучающихся для работы над словом-концептом). Сформирован комплекс упражнений для 5-8 классов, предполагающих работу с текстом по методу концептуального анализа.

Слайд 13

Варианты применения методики КАТ: 1.Специальные уроки, посвященные изучению слова-концепта (эффективны на уроках развития речи); 2.Уроки, где изучаются языковые единицы на материале слова-концепта (разделы «Лексика», «Словообразование»); 3.Работа над концептом на определенном этапе урока (на любом уроке); 4. Исследовательские работы и другая творческая внеурочная деятельность. Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 14

Учебник под ред. Т.А.Ладыженской , М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой часть 2 Упражнение 499 Новые города, посёлки, площади, улицы нередко называют именами учёных, путешественников, писателей, героев и т. д. Встречаются ли в вашем населённом пункте названия улиц, площадей в честь знаменитых людей? Запишите эти названия. 5 класс. Тема « Имена существительные собственные и нарицательные» Дополнительное задание к упр.499 Восстановите текст, используя ключевые слова и материалы упражнения 499. Существует ………………. (какая?) традиция называть улицы в честь …………….. (каких?) людей. Например, в нашем городе есть улица ……………, названная в честь ……………….. . Это человек прославился тем, что……………… . Чтобы увековечить память этого человека, мы называем его именем значимое место. * что значит выражение «увековечить память»? Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 15

Найдите в толковом словаре слово «знамя», выпишите его лексическое значение. Прочитайте пословицы: Держи знамя высоко — пойдешь далеко. Знамя несть — велика честь. Сам погибай, но знамя спасай. Сберечь знамя — сохранить честь. В пожарище и пламени не отдают герои знамени . Какие слова могут быть синонимами для слова «знамя»? Составьте текст из четырёх предложений с использованием слова «знамя». Какова будет тема Вашего текста? Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" 6 класс. Тема « Разносклоняемые имена существительные »

Слайд 16

Задача 3 Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Задача Реализация Осуществить мониторинг сформированности коммуникативных компетенций обучающихся по критериям сочинения-рассуждения 9.3. Разработана индивидуальная траектория развития обучающегося; Разработана система творческих контрольных заданий, основанных на анализе слова-концепта для 5-8 классов. Проведен мониторинг сформированности коммуникативных компетенций на основе результатов работ обучающихся (сочинение-рассуждение) 2021, 2022 годов.

Слайд 17

Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" Рабочая карта обучающегося-индивидуальная траектория развития

Слайд 18

Примерный список концептов, предлагаемых обучающимся для анализа Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1" № 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 1 Доброта Милосердие Нравственный выбор Честь 2 Красота Жестокость Родина Настоящая любовь 3 Родина Равнодушие Настоящая дружба Предательство 4 Друг Чудо Талант Отчаяние 5 Смелость Учитель Драгоценные книги Родина 6 Подвиг Внутренняя красота Мать 7 Духовный подвиг Нравственный выбор 8 Сила духа

Слайд 19

Сравнительный анализ сформированности коммуникативных компетенций (по критериям задания ОГЭ 9.3) по каждому ученику 2021 и 2022 года Максимальный балл по заданию – 9. Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 20

Критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.2, 9.3 (ФИПИ) Критерий 2021 г средний балл 2022 г средний балл Макс. балл С3К1 Толкование значения слова 0,9 1,5 2 С3К2 Наличие примеров-аргументов 1 1,8 3 С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения 1,2 1,3 2 С3К4 Композиционная стройность 1,3 1,4 2 Общий средний балл 4,2 6 9 Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"

Слайд 21

Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя. Ш. Амонашвили Владимирова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ " Излучинская ОСШУИОП №1"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Обучающие приемы и методы развития коммуникативной компетенции учащихся старших классов по теме "Музыка"

Представляются методологические наработки эффективных речевых упражнений по реализации личностно-ориентированного подхода для формирования коммуникативных компетенций  у учащихся старших классов ...

Лингвистическое исследование текста как условие развития коммуникативной компетенции учащихся

В результате своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что организация работы по лингвистическому исследованию текста способствует более глубокому проникновению в его содержание, а та...

Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....

Методический семинар " Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся"

Данная презентация- это отражение педагогического опыта работы над темой по самообразованию. В презентации продемонстрированы методы и приемы работы над художественным текстом в рамках проблемного обу...

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся

Комплексный анализ текста как средство развития коммуникативных способностей учащихся...

Театрализация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся средней школы

Школьный конкурс "Английский театр" как  один из эффективных методов развития иноязычной коммуникации....