Урок русского языка в 5 классе на тему:"Глагол как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Глагол как часть речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glagol_kak_chast_rechi.5_klass.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт.

Слайд 2

Глагол как часть речи. Грамматические и морфологические признаки глагола.

Слайд 3

Цель урока : 1.Сформировать понятие о глаголе как части речи; 2.Дать понятие о грамматических и морфологических признаках глагола.

Слайд 4

Глагол придает речи жизнь, — присутствием своим животворит отдельные слова Греч Николай Иванович [1787- 1867], русский журналист, писатель, филолог.

Слайд 5

Глаголы — это слова, оживляющие все, к чему они приложены Алекса́ндр Матве́евич Пешко́вский (1878 —1933) — российский и советский лингвист, профессор.

Слайд 6

Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени- по родам ( в ед.ч) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим.

Слайд 7

Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Не был. Ненавидеть (искл.).

Слайд 8

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Неопределенная форма глагола имеет окончание – ть (-ти) и нулевое окончание в глаголах с основой на – чь. В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак. Беречь(что делать?). Беречься. Инфинити́в (от лат. infinitus – неопределённый)- неопределённая форма глагола . Инфинитив имеет следующие морфологические признаки : вид (совершенный – несовершенный), возвратность – невозвратность, переходность – непереходность

Слайд 9

Инфинитив имеет суффиксы - ть – ти : играть, нести У глаголов, оканчивающихся на ЧЬ : лечь, печь, стеречь -чь- входит в состав корня. При изменении глагола возможно чередование: лечь- лёг, печь – пёк, стеречь – стерёг. Основой инфинитива является часть слова без - ть – ти: Кроме суффиксов –ть, -ти в инфинитиве выделяются суффиксы -а, -и, -е, -ова, -ну

Слайд 10

Правописание –тся и –ться в глаголах Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) или что делают (сделают), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нем перед –ся буква ь не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме и в нем перед –ся буква ь пишется. Способны (что делать?) учиться (неопр.ф.). Брат (что делает?) учится. (3-е л.).

Слайд 11

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? что делал? что делаю? что буду делать? Строить, строил, строю, буду строить. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что с делать? что с делал? что с делаю? Построить, построил, построю.

Слайд 12

В русском языке противопоставлены: невозвратные глаголы (не имеют постфикса -ся); Мыть, решить, беречь. возвратные глаголы (имеют постфикс -ся). Мыться, решиться, беречься.

Слайд 13

Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Читать (кого? что?) книгу . Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Идти в магазин. Все возвратные глаголы непереходные. Мыться, решиться, беречься .

Слайд 14

Наклонения глагола Изъявительное. Играл, играю, буду играть. Условное. Сыграл бы. Повелительное. Сыграй.

Слайд 15

Времена ). Глаголы настоящего времени показывает, что действия происходят в момент речи или совершаются постоянно.Они отвечают на вопросы: что делаешь? что делают? и.т.д Отвечаю. Формы настоящего времени имеют только глаголы несов.вида.

Слайд 16

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действия происходили до момента речи. Они отвечают на вопросы: что делал? что сделал? что делала? что сделала? и.т.д Отвечал Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в ед.ч-по родам. Для образования прошедшего времени обычно служит суффикс –л-. В прошедшем времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме. Посеял (посеять). Обиделся (обидеться).

Слайд 17

Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и .т.д Буду отвечать Будущее время имеет две формы: простую и сложную. От глаголов совершенного вида образуется будущее простое ( построю), от глаголов несовершенного вида- будущее сложное ( буду строить).

Слайд 18

Спряжение — это изменение глагола по лицам и числам. Местоимение Лицо и число I спряжение II спряжение Исключения я 1 лицо ед. число -у, -ю -у, -ю Брить, стелить- I спряжение 11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 – -ать- II спряжение смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть гнать дышать держать слышать ты 2 лицо ед. число -ешь -ишь он, она, оно 3 лицо ед. число -ет -ит мы 1 лицо мн. число -ем -им вы 2 лицо мн. число -ете -ите они 3 лицо мн. число -ут, -ют -ат, -ят

Слайд 19

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Если у глагола безударное личное окончание, нужно: 1) поставить глагол в неопределенной форме.Н-р: строим- строить; 2) определить, какая гласная стоит перед –ть. Ко II спряжению относятся: А) все глаголы на –ить ( кроме брить, стелить); Б) 7 глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; В) 4 глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать. Все остальные глаголы ( на –еть, -ать, -оть, -уть. –ыть и др.) относятся к I спряжению. Борется ( бороться)- I спр. Зависит (зависеть)- II спр., искл.

Слайд 20

Разноспрягаемые глаголы хотеть бежать по I спр. я хоч у ты хоч ешь он хоч ет по II спр. мы хот им вы хот ите они хот ят по I спр. они бег ут я бег у по II спр. ты беж ишь он беж ит мы беж им вы беж ите

Слайд 21

Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство Что? Что делать? Что сделать? Вопросы косвенных падежей Какой? Где? Когда? Куда? Любить – значит прощать Я (что делаю?) иду в школу Прошу вас (о чём?) не шуметь. Желание (какое?) учиться было у него постоянным. Я поехал в горы (с какой целью?) подлечиться. Роль инфинитива в предложении

Слайд 22

Морфологический разбор глагола I . Часть речи. Общее значение. II . Морфологические признаки: Начальная форма ( неопределенная форма); вид; спряжение; Время; число; лицо; род ( если есть). III . Синтаксическая роль.

Слайд 23

Образец морфологического разбора Цветет сирень. Устный разбор Цветет- глагол. Во- первых, он обозначает действие: Сирень (что делает?) цветет. Во-вторых, имеет морфологические признаки: начальная форма- цвести, несовершенного вида, I спряжения; здесь употреблен в настоящем времени, в единственном числе, 3-м лице. В-третьих, в предложении является сказуемым: Сирень ( что делает?) цветет .

Слайд 24

Письменный разбор Цветет- глагол. Сирень (что делает?) цветет. Н.ф.- цвести, несов. Вида, I спр., в наст., вр., в ед., ч., в 3-м л. : Сирень ( что делает?) цветет .

Слайд 25

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...