РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshch.ur_.deeprich.7kl_0.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ДЕЕПРИЧАСТИЕ».

Разработала и провела учитель русского языка и литературы Гаркавцева Е.В.

Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном      обороте.

Задачи урока:

1) обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

2) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

3) выработать умение правильно писать «НЕ» с деепричастиями;

4) отработать умение правильно использовать деепричастия в речи;

5) учить правильно отвечать на поставленные учителем вопросы;

6) развивать словарный запас уч-ся;
7) учить составлять предложения с деепричастными оборотами;

8) выразительно читать, соблюдая интонацию.

Повторение:

1) правописание «НЕ» с другими  частями речи;

2) виды глагола;

3) причастие и причастные обороты.

Межпредметные связи: с литературой.

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент.

2. Теоретическая часть.

Учитель: Сегодня на уроке мы подведём итоги по теме: «Деепричастие», обобщим наши знания, полученные ранее на уроках, сделаем выводы о роли и значении деепричастий в русском языке.

Ответы уч-ся на вопросы учителя:

  • Что такое деепричастие?
  • Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
  • Чем является деепричастие в предложении?
  • С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?
  • Что такое деепричастный оборот?
  • Как он выделяется на письме?
  • Когда деепричастный оборот не выделяется?

3. Проверка Д/З.

Уч-ся читают предложения с деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

-1-

4. Работа у доски и в тетрадях.

Учитель: Кто сможет продолжить строчки…

         Под голубыми небесами…

Ученики отвечают, называют автора.

На доске записан отрывок без знаков препинания, 1 ученик расставляет пропущенные запятые, находит грамматическую основу предложения, деепричастный оборот, определяет вид деепричастия, составляет схему.

Остальные ученики выполняют задание в тетради.

5. Составить предложения с данными деепричастными оборотами (устно).

Прочитав интересную книгу…

Хорошо отдохнув летом ...

Оглянувшись назад…

6. Физ. Минутка. Чтение стихотворения «Ладорский водопад».

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая

В свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды

В сверкающем, быстром Ладоре!

-2-

7. Правописание «НЕ» с деепричастиями.

Работа с карточками и у доски.

       «НЕ» слитно                                                     «НЕ» раздельно

          негодуя                                                                 не видя

          ненавидя                                                               не читая

          недоумевая                                                           не написав

          невзлюбить                                                           не встретившись

          невежа                                                                   не выполнил

          невежда                                                                 не приготовить

2 ученика работают у доски, выбирают нужные им слова, записывают в свои столбики, а остальные работают с карточками в тетрадях с дальнейшей взаимопроверкой.

Повторение «НЕ» с глаголами и существительными.

Словарная работа: лексическое значение слов «невежа» и «невежда»

НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.

НЕВЕЖДА – малообразованный человек.

8.  Повторение.

Причастный оборот. Заменить причастный оборот деепричастным.

Работа у доски и в тетрадях. Ученики записывают предложение, выделяют причастный оборот с определяемым словом, составляют схему предложения, затем записывают предложение с деепричастным оборотом, разбирают его, составляют схему.

Пролетевший над садами ветерок зашумел листочками деревьев.

Ветерок, пролетая над садами, зашумел листочками деревьев.

9. Работа по карточкам письменно в тетради – найти причастные и деепричастные обороты.

Уч-ся слушают предложения и записывают в тетради только ответы.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Ответы:

1. Д.

2. П.

3. П.

4. П.

-3-

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.

Ответы:

1. Д.

2. П.

3. П.

4. Д.

10. Учитель: Всегда ли обороты выделяются запятыми?
Оказывается, нет.
Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми.

Для того чтобы понять, почему эти обороты не обособляются, прочитаем следующий рассказ.

Учитель: С иностранным туристом, понимавшим по-русски, в одном городе произошло забавное недоразумение. К ребятам, которые помогали летом строителям ремонтировать школу, приехал на машине инженер и сказал: «Я прислал вам помощников». «Да ведь мы взялись за дело засучив рукава и уже заканчиваем, – ответил один из старшеклассников. – Напрасно вы, Иван Петрович, мчались сломя голову». Турист, присутствовавший при разговоре, не мог понять, какие рукава засучили ребята. Никаких рукавов у них не было, все они были в безрукавках. Когда же он услышал последние слова мальчика, его удивление сменилось испугом. «Сломя голову?» – переспросил он, сразу представив себе разбитую машину, санитаров в белых халатах, кровь на асфальте. Турист с недоумением смотрел на улыбавшегося Ивана Петровича.

Учитель: Почему произошло это забавное недоразумение?

Это забавное недоразумение произошло потому, что турист понял дословно некоторые выражения, употребляемые нами не в прямом смысле. Ведь для нас засучив рукава означает «быстро, хорошо», а сломя голову – «поспешно, очень быстро».

Работа по карточкам (устно).

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я,  … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

-4-

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

11. Итог урока. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы повторили тему «Деепричастие», но мне хочется сказать, что ещё о роли деепричастия в нашей речи. На уроке мы с вами использовали отрывки из литературных произведений Пушкина, Гоголя и поняли, что деепричастие помогает распространить предложения, сделать их более интересными, богатыми, даёт возможность точно и красочно описать то, о чём идёт речь. В доказательство хочу привести вам такой пример: писатель Григорович написал очерк «Петербургские шарманщики» и одно место в очерке ему не понравилось. Там было написано: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо заговорил писатель Ф.М.Достоевский, которому Григорович читал своё произведение, - совсем не то! У тебя выходит очень сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…». «Это замечание, - пишет Григорович,- помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, ЗВЕНЯ и ПОДПРЫГИВАЯ – выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение…».

12. Д/З : подготовиться к контрольному диктанту по теме: «Деепричастие».

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

14. Орг.конец урока.

-5-

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

             

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Раскрыть скобки, записать в нужный столбик.

(Не)годуя, (не)видя, (не)читая, (не)доумевая, (не)вежа, (не)выполнил, (не)встретившись, (не)написав, (не)взлюбить, (не)вежда, (не)приготовить.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я,  … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я,  … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу фразеологизмы из приведенного списка.

1. Боясь опоздать, я нёсся в школу...… .
2. Мы всем классом... … принялись за уборку школьного двора.
3. Не взвесив всех возможных трудностей, я пустился в рискованное предприятие... … .
4. Не испытывая большой любви к этому предмету я,  … сел готовиться к контрольной.
5. Наш учитель литературы, обладая даром рассказчика, объяснял материал так, что мы слушали…

скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.

Карточка №1.

Отметив маршрут, туристы устроились на привал.

Раздавшийся слева грохот заставил меня оглянуться.

Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

Усеянное звёздами небо манило к себе.

Карточка № 2.

Девочка слушала объяснения учителя, посматривая по сторонам.

Летающая над костром бабочка была необыкновенно красива.

Альпинисты, пренебрегавшие опасностью, поднимались вверх.

Поднявшись, он быстро подошёл к окну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"

Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс

Обобщающий урок по теме "Деепричастие", 7 класс...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Деепричастие»

Урок проводится в форме семинара. Предварительно ученики получили вопросы к семинару. Подготовительная работа шла в группах, учитель консультировал детей.Вопросы к семинару:1....

Обобщающий урок по теме"Деепричастие"( 7 класс, программа Бабайцевой)

Урок-обобщение по теме "Деепричастие" предполагает контроль знаний по теме урока, а также подготовку к письменной контрольной работе. Для проведения учебного занятия была выбрана нестандартн...

Конспект обобщающего урока по теме: "Деепричастие"

Развернутый конспект демонстрирует ход урока обобщения, содержит в себе не только задания для всего класса, но и индивидуальные карточки, а также схему, заполняемую в ходе урока....

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....