Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шипилова Кристина Владимировна

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными».

Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

  1. Вспомнить определение «Имя существительное».
  2. Повторить морфологические признаки имени существительного.
  3. Самостоятельно прийти к выводу «Слитного и раздельного правописания не с именами существительными».

УУД:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут пре­одоления затруднений в обучении через вклю­чение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, презентация, таблица для заполнения, карточки с заданиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_togirro.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа» №6

Конспект урока по русскому языку 5 класс

Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Выполнила: учитель русского языка

И литературы

Шипилова Кристина Владимировна

г.Тобольск

Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными».

Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи:

  1. Вспомнить определение «Имя существительное».
  2. Повторить морфологические признаки имени существительного.
  3. Самостоятельно прийти к выводу «Слитного и раздельного правописания не с именами существительными».

УУД:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

Оборудование и материалы к уроку: интерактивная доска, презентация, таблица для заполнения, карточки с заданиями.

Ход урока.

  1. Мотивационный этап.

- Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжаем изучение самостоятельной части речи – имя существительное. Перед началом урока давайте повторим, что же такое «Имя существительное» - рассказать определение.

(Учащиеся рассказывают выученное правило)

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Отступите одну строчку для темы нашего урока.

  1. Давайте запишем предложение: «Случившееся показалось мне настоящим несчастьем».
  2. Найдем имя существительное и докажем, что это имя существительное.
  3.  Какую особенность Вы заметили? (Не с именем существительным)

- Верно, не с именем существительным. А каковы задачи нашего изучения сегодня? (Узнать, когда мы пишем «не» с существительным слитно и раздельно)

  1. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

- Запишем в пропущенной строчке тему нашего урока «Не с именами существительными».

Разберем проблему:

1. Сначала разобрать раздельное написание не с существительными.

2. Слитное написание не с существительными.

3. Какой морфемой является не.

  1. Реализация плана по разрешению затруднения.

Каждому учащемуся раздается табличка с последовательным заполнение данного правила. После изучение каждый вклеивает себе в тетрадь.

Давайте посмотрим на несколько примеров, которые представлены на слайде:

Какой смысл вносит не в эти предложения?

Не печь кормит, а руки. (противопоставление)

Это не галка, не сорока, не ворона. (отрицание)

Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.

(Ответы учащихся: не с существительными пишется раздельно: если в предложение есть противопоставление с союзом А, если не с существительным обозначает отрицание).

Продолжим наблюдения:

Понаблюдайте за особенностями группы слов.

Прочитайте слова без не.

Ненастье                    …настье

Невзгоды                   …взгоды

Невежда                     …вежда.  

Чем является не в приведённых словах?

Сделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно.

(Ответ: не с существительным пишем слитно, если слово без «не» не употребляется.)

Продолжим наблюдения.

Понаблюдайте за особенностями другой группы:

правда – неправда (ложь)

счастье – несчастье (горе)

друг – недруг (враг)

(На слайде слова появляются последовательно)

Чем можно заменить существительные с не? (Синомимом)

Чем является не в данных словах? (приставкой)

Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не.

(Не с существительными пишется слитно, если слово можно заменить синонимом)

Учащиеся приводят свои примеры!

- Обобщим наблюдения и запишем в табличку, которая у каждого лежит на парте.

  1. Первичное закрепление нового знания.

Раздаем учащимся карточки с заданиями. И вместе закрепляем новую тему, с пояснениями.

Карточка №1.

Выпишите сначала предложения, в которых не- с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

  1. (Не)правды я не потерплю ни в ком.
  2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит.
  3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда.
  4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей!
  5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, а только мука.
  6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» - про дождик говорит на ниве камень лежа.

6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Карточку №2 выполнить самостоятельно.

Выпишите имена существительные, которые «без не» не употребляются

Незнание, незадачливость, нездоровье, неделимость, неверность, невидаль, ненавистник, неблагополучие, неразбериха, незабудка, невмешательство, неряха, невесомость, неверие, неправда, неурядица, негодование, нелепость.

(После выполнения задания учащиеся меняются своей тетрадкой с соседом по парте, производим проверку выполнения)

  1. Включение в систему знаний и умений.

- Попробуем свои силы!

Наши задачи: определить слитное или раздельное написание не с именем существительным, число, падеж, род.

Карточка №3.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (не)правду; (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

  1. Рефлексия.
  1. Я узнал…
  2. Я запомнил…
  3. Мне понравилось…
  4. Мне было трудно…
  5. Эту тему я не только понял сам, но и смогу объяснить…

  1. Домашнее задание.

- Выучить табличку, которую заполнили на уроке «Не с именами существительными».

- Выполнить карточку с заданием на выбор:

1. Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой не.

1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

2. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании «не» с существительными.  

Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ.

Данный урок русского языка в 5 классе является уроком №21 в системе уроков по разделу «Морфология»

Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»

Цели урока:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

В данном классе я поставила следующие задачи:

 1.        Вспомнить определение «Имя существительное».

2.        Повторить морфологические признаки имени существительного.

3.        Самостоятельно прийти к выводу «Слитного и раздельного правописания не с именами существительными».

Направленные на формирование УУД:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования условий написания не с именами существительными.

Предметные: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания не с именами существительными.

В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:. .

Это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Он включал в себя 9 этапов:

  1. Мотивационный этап.
  2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  3. Разработка плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  4. Реализация плана по разрешению затруднения.
  5. Первичное закрепление нового знания.
  6. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  7. Включение в систему знаний и умений.
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание.

При проведении урока я использовала современную образовательную технологию в соответствии с требованиями ФГОС «Технология модульного обучение» и использовала на 3 этапе урока .

Чтобы добиться цели урока, я подобрала соответствующие карточки с разным уровнем сложности, соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, различные источники информации.

Темп урока быстрый; динамичный.

Распределение времени было рациональное.

Мне удалось уложиться по времени.

Мне было нелегко вести урок. Учащиеся включались в работу активно.  

Меня порадовали учащиеся, удивили своей сообразительность, несмотря на то что ребят нужно было навести на тему урока самостоятельно, все прошло хорошо.

Результаты урока совпадают с целью урока.

Я полагаю, что все научились понимать слитное и раздельное написание не с существительными, что подтверждают результаты самоконтроля и самооценки учащихся.

Домашнее задание имеет оптимальный объем, предоставление права выбора, доступность, поэтому не вызовет затруднения у учащихся.

В целом урок можно считать успешно проведенным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....

Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".

Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе  Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного....

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...

Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данный материал содержит технологическую карту урока в пятом/шестом классе и презентацию к нему....