Учебное исследование "Этимология прилагательных в годонимике г. Тобольска" Автор исследования: Варакин Н. 6б кл.
творческая работа учащихся по русскому языку (6 класс)

Корикова Валентина Павловна

Аннотация

В исследовании, целью которого являлось выявление исторически сложившихся причин названий - прилагательных в г. Тобольске, выдвигается гипотеза:  в истории развития города сложились условия, произошли события, которые послужили основой, повлияли на названия улиц именами прилагательными, потому что подчеркивали важные описательные особенности.          

Автор  сравнивает те сведения об улицах, именованных прилагательными, которые имелись в общем доступе, с тем, что ему удалось узнать, исследовать. В рассматриваемых вопросах, связанных с тобольской годонимикой, присутствует новизна сведений: имеются интервью-воспоминания старожилов города, имеется весь перечень улиц, именованных прилагательными, и рассмотрены способы их образования. В работе, помимо общего перечня- классификации прилагательных- названий улиц, присутствует визуальный ряд- фото построек.

Автор, использовавший в исследовании анкетирование, интервью, фотографирование, поиск сведений в интернет – источниках, приходит к закономерному выводу, что на названия улиц именами прилагательными повлияли важные экономические события развития города, при этом опирается на значения суффиксов прилагательных.  

Сделан вывод о том, что был этап активного «обживания», осваивания подгорной части города в районе Подчувашского мыса: это был довольно деятельный, динамичный этап развития, поэтому при именовании каждой улицы в название закладывалось определённое значение.

Цель успешно достигнута, выявлены условия, охарактеризованы некоторые особенности, связанные с появлением имён прилагательных, которыми именованы улицы. 

Тема работы может послужить основой для дальнейшего использования на уроках русского языка и классных часах, дальнейшего исследования данного вопроса и составления викторин, игр, презентаций и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 План учебного исследования

  1. Оглавление…………………………………………………………..
  2. Введение……………………………………………………………..
  3. Основная часть

Теоретическая часть………………………………………………...

Практическая часть………………………………………………….

  1. Приложения………………………………………………………….
  2. Список литературы………………………………………………….

1.Введение

Родина… Отчизна… Земля отцов и дедов… Любовь к ней выражается в честном труде, в добродетельных поступках и заботе о будущем отечества, в активной гражданской позиции, которая проявляется и в правильных словах, и в важных делах, в том, чтоб изучать ее прошлое, посещать знаменательные места нашей большой страны.  Знание исторического прошлого - это выражение своего отношения к судьбе своей страны.

Мы живем в прекрасном городе Тобольске, имеющем богатое прошлое, здесь расположено примерно 256 проспектов, площадей, парков и т.д.  Понимание пространства, времени, в которых проживает человек, роли и места его в этом хронотипе, связи времен и поколений – это всегда актуально, потому что это важное условие формирования личности.

Актуальность: Мы живем в подгорной части Тобольска, где довольно часто в названиях улиц встречаются прилагательные, видимо, они точно и красноречиво характеризуют какие- либо признаки: в них заложен ключ к пониманию определенных характеристик, определенных особенностей. Так это или не так?

Гипотеза: в истории развития нашего города сложились условия, произошли события, которые послужили основой, повлияли на названия улиц именами прилагательными, потому что подчеркивали важные описательные особенности.

Цели исследования.

 Исследовать морфемные, словообразовательные и исторически сложившиеся особенности имен прилагательных в названиях улиц г. Тобольска.

Задачи.

1. Изучить материалы и выявить, что известно об истории происхождения названии улиц, узнать, что легло в основу их именования.

2. Рассмотреть перечень улиц в Тобольске и то, как часто там используются имена прилагательные

2.Выявить закономерности способов образования прилагательных- годонимов, значение их суффиксов, рассмотреть лексическое значение новых терминов и понятий, связанные с темой.

3. Побеседовать со старожилами, живущими на улицах Тобольска

4. Сопоставить общеизвестные сведения и факты,  выявленные в процессе исследования.

Предмет исследования: прилагательные - названия улиц, морфемы и способы образования данных прилагательных.

Объект исследования: улицы города Тобольска.

Методы и приемы: анкетирование, интервью, фотографирование, исследование сведений в интернет - источниках.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Понятие  этимология  (др.-греч. ἐτυμολογία от ἔτυμον — истина, основное значение слова и λόγος — слово, учение, суждение) — раздел лингвистики (сравнительно-исторического языкознания), изучающий происхождение слов (устойчивых оборотов и реже морфем). Также под этимологией может пониматься любая гипотеза о происхождении того или иного конкретного слова или морфемы, то есть версия происхождения.

Нас также будет интересовать годонимика - это  один из классов топонимики (раздел науки, изучающий географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение, а годонимика — раздел, изучающий названия улиц (от др.-греч. ὁδός «путь», «дорога», «улица», «русло»). [1]

Поскольку нас интересуют улицы, в названиях которых фигурируют прилагательные, то отметим, что по частоте употребления прилагательное в нашей речи занимает почётное третье место.

•        Прилагательное - "спутник" существительного.

•        Прилагательное - это "озаряющее" слово.

•        Прилагательное - это "живописующая" часть речи.

•        Прилагательное - это "красивая" и "певучая" часть речи.

Эта часть речи образуется при помощи разных суффиксов и может выполнять в языке самую разнообразную функцию: выделительную, изобразительную, оценочную.

Мы пытались нашли сведения о подгорных улицах. Вот примеры подобных материалов.

На сайте «Кибер Ленинка» в статьях о годонимике Тобольска «Улицы-слободы как основа планировочного каркаса подгорной части Тобольска (по картам С. У. Ремезова)» магистранта Пашнина Ю.П. и кандидата архитектуры, доцента Терехиной В.С. сказано, что особенностью планировочной структуры г. Тобольска является почти полное отсутствие деления на слободы в нижнем посаде, несмотря на широкую этничность населения. Это связано с колонизацией и освоением новых земель, процесс миграции порождает особую социокультурную среду. Служивые люди явились основной градообразующей массой населения Тобольска.  Такое тесное взаимодействие разных культур привело к процессу аккультуризации на территории города, что и сопутствовало иной организации жилых дворов на основе интеграции. Этим и объясняется такая хаотичность в названиях улиц нижнего посада. [9]

Ерофеева А.А. отмечает что в период 60-е годов главным изменением в экономико-географическом положении территории Тобольского района было развитие урбанизации, главным показателем которой выступал приток мигрантов из сел в городскую местность, преимущественно из деревень, близлежащих к городам…  Жители перемещались из одних городских поселений в округе в иные в поисках более высокооплачиваемой работы, хороших жилищных условий, а также высокого уровня социокультурного обслуживания» [6]

Самые интересные сведения мы нашли о Чувашский мысе, на территории которого расположены многие улицы, о которых шла речь выше.  Учеными установлено, что городок на мысу существовал еще в VI-IX веках. Возвели его предки современных ханты и манси - угорские племена.

Существует несколько версий о происхождении названия Чувашский (Подчувашский) мыс.

Историк П.А. Словцов писал: «речение Подчуваши значит на остяцком языке: селение прибрежное, как недавно узнано мною от ездившего в Обдорск чиновника. Прежде сего я не понимал, отчего наш мыс прозван Подчувашским, потому что Чувашей не было видно в бытиях Сибирской истории» [7]

М.С. Знаменский писал: «Чувашский мыс – первая историческая окрестность города Тобольска. С этой собственно местности и начинается история города Тобольска…По словам старожилов, это место в двадцатых и тридцатых годах было усеяно оленьими рогами…                 Название Чувашский мыс многие приписывают тому, что будто бы во времена Кучума на этом мысу жили чуваши, но сибирский историк Словцов говорит, что «чувашей не было видно в сибирской истории» и что речение «подчуваши» значит на остяцком языке: селение прибрежное…[8]

Археолог В.И. Мошинская считала, что данное название «потчеваш» могло произойти от созвучия первого и последнего слога «пеш», «печ» (хант.) – «олененок» и «вож» - «городок». Таким образом, вслед за М.С. Знаменским, который еще в XIX в. высказывал подобные соображения, она определяет это название как «Олений городок».

В наши дни интенсивное развитие общественных пространств исторических городов и наполнение исторической части города современной жизнью необходимо для комплексного развития города. Формирование общественных пространств с учетом особенностей исторического развития даст возможность сохранить память об истории города, повысить культурный и духовный уровень жителей и гостей города. Наполнение новыми функциями памятников архитектуры и градостроительства сделает их более интересными, повысит ценность в современном городском каркасе и откроет их для горожан. [3]

Практическая часть.

Изучая годонимику прилагательных в названиях нашего города, мы опросили старожилов города, узнали много интересного.

Воспоминания Зых  Людмилы Аркадьевны (1957 года рождения).

«Давно в Подчувашах не было большого количества новых домов, не было их большого строительства. Но где- то в 60-х годы появились многочисленные улицы Трудовые. Они названы так, потому что началось строительство Деревообрабатывающего завода, в котором участвовали заключенные. Этот завод долго строился и не функционировал, а впоследствии начинал свою деятельность дважды. Был большой период застоя, но потом на территории завода началась работа, в этот микрорайон стал заселяться рабочий люд. Для рабочих завода было выстроено много двухквартирных домов, общежитий. Позже - кирпичных и панельных домов в районе РМЗ (Ремонтно- Механического завода). Для этих людей была воссоздана большая отдельная подгорная инфраструктура: детсад, поликлиника, почта, аптека, магазины и т.д.  Вот и получается, поскольку вся жизнь при этих заводах была связана с трудом людей, улицы были названы Трудовыми. Другие улицы появились очень быстро, потому что здесь жить было очень престижно.»

(К этому следует добавить, что сведения, которые нам удалось найти о ДОЗЕ очень скупы: «Организация Открытое Акционерное общество «Тобольский ДОЗ» зарегистрирована в едином государственном реестре юридических лиц 28 лет назад 19 апреля 1994. Организация ликвидирована 25.08.2004.»[10])

А вот еще сведения, которые мы нашли в переписке В/К: «Когда-то в Тобольске был ремонтно-механический завод, - вспоминает Галина Тимофеевна Егорова,- я приехала в Тобольск в 1972-м году работать на завод.  Это был самый расцвет РМЗ. Завод являлся подразделением объединения «Тюменьлеспром» и обслуживал все леспромхозы области. При директоре Медведеве Владимире Ивановиче поселок стал разрастаться – построили 7 многоквартирных домов, благоустройством занялись всерьез. На заводе работало порядка 350 человек, в Тобольске это было одно из самых известных предприятий. Завод имел разборочный, моторный, механический, слесарный, кузнечно-сварочный цеха, а также сборки автомобилей и тракторов, электроцех, паросиловой, отдел капитального строительства, вулканизации. Ремонтировали КРАЗы, трактора ТТ-4. Наша техника даже демонстрировалась на ВДНХ в Москве! Всегда выполняли план по ремонту. Кроме того, выпускали и продавали двигатели, различные агрегаты, продукцию вулканизации. Предприятие «не дожило» до сегодняшних дней в связи с перестройкой в 90-е годы прошлого века. Но живут в Тобольске люди, отдавшие ремонтно-механическому заводу не один десяток лет своей жизни и добросовестного труда.» [5] 

Воспоминания Черкашиной Ольги Яковлевны (1963 года рождения)

«Улица Новая названа была так, потому что на этом месте был пустырь, место было сыроватое, для строительства неудобное, но пришло время, когда земля на этом месте заинтересовала людей, они и стали строить на этих участках свои дома. Вот и пошло название: новая улица, новые дома…

Улица Зеленая, с которой мы жили рядом, поражала нас своею красотой, потому что это была самая узкая улочка, в палисадниках, огородах, у домой было много деревьев, кустов, поэтому складывалось впечатление, что она утопает в буйной зелени растений. Это и сейчас очень красивая зеленая улочка!»

Воспоминания Алексеевой Марии (1964 года рождения)

«Я помню время, когда на лугу, была создана вертолетная площадка, и на нее садились вертолеты, место для посадки было удобное- в стороне от уличных суеты, движения. Скорей всего, это были вертолеты медицинские.  Сейчас это удобное место облюбовали несколько семей, там находятся дома с хорошей асфальтированной дорогой, огородами.  Место удобное и красивое.»

Воспоминания Корикова Вячеслава Алексеевича (1964 года рождения)

«Мой отец, Кориков Алексей Петрович, приехал в г. Тобольск из д. Кориково, женился. Он был строителем, мастером учебного комбината, который находился по ул. 4 Трудовая. Здесь действовали строительные мастерские для учеников (здание сохранилось), столовая для них, здесь был разбит небольшой ухоженный парк.  Отец построил двухквартирный дом на ул. 4 Трудовая для своей семьи в 1963 году. В это время в этой части города активно шло строительство, кипела жизнь… Двухквартирными, двухэтажными домами был застроен поселок в районе ДОЗ и РМЗ. (Приложение 1)

Еще помню, давно на улице Слесарной жила моя бабушка Сина (Зырянова), она говорила, что улица названа по речке - Слесарной. Бабушка говорила, что, возможно, на этой улице стояла слесарная мастерская, которую часто спрашивали те, кому нужны были услуги слесарей, ведь раньше на Базарной площади шла активная торговая жизнь. Вот так она и стала называться Слесарной.»

(Однако источники сообщают, что «некоторое время называлась Помаскинской.  По версии историка В.Ю. Софронова, она получила название по владельцу одного из домов, расположенных на этой улице - Ивану Порфирьевичу Помаскину. Он служил инспектором в гимназии, человек был небогатый, но сумел построить огромный двухэтажный дом на берегу той речки. Дом стоит до сих пор, там долгое время размещался Дом ребенка. Хозяин дома, который после строительства остался без гроша и не мог содержать собственный выезд, нашел оригинальный выход из положения. Чтоб не ходить пешком, что, по его мнению, было унизительно для человека его положения, он посадил в лодку двух слуг, и они привозили и отвозили его на службу. Благо гимназия находилась на том же берегу. Жители тут же прозвали речку Помаскинской ) [4]

Таким образом, живые беседы со старожилами города дополнили те сведения о рождении улиц Тобольска, которые нас интересовали.

В целях выявления актуальности названного вопроса, нами было проведено анкетирование (Приложение 3)

Вывод, к которому привел анализ анкет: для многих учащихся, проживающих в подгорной части, интересны сведения по годонимике, именовании прилагательными улиц города.

Далее нами был рассмотрен перечень улиц [2] и выписаны названия улиц- прилагательных. Сведения впоследствии были классифицированы в данную таблицу (Приложение 2). Нас больше интересовали улицы подгорной части Тобольска. Выписав из списка названий улиц интересующие нас прилагательные, мы составили данную классификацию - в зависимости от значения суффиксов, ведь суффиксы в образовании прилагательных выполняют различные функции и могут превращать одну часть речи в другую.

Каждый суффикс, как и любая приставка, несут в себе смысл. Они добавляются, когда нужно придать слову новое значение. Получается, что такие прилагательные наделяют предмет новым признаком, которого изначального у слова не было. Речь идет о прилагательных, которые образованы от существительных и указывают на признак конкретного предмета. 

Как видим, все слова- названия образованы от имен существительных, а в последней колонке- от глаголов. В образовании каждого «участвовал» суффикс, несущий определенный смысл. Это по преимуществу относительные прилагательные. Признаки предметов указаны в таблице: это близость к какому- либо объекту, месту (Речная, Луговая, Вертолетный и т.д.), признак - название события (Юбилейная, Октябрьская и т.д.), наконец, признак по деятельности людей (Трудовая, Рабочий, Слесарная и т.д.). Такие разные слова с суффиксом –н- , -ов-, -ск-  и окончанием -ый по значению оказались весьма интересными  и охарактеризовали исторически сложившиеся причины названий улиц.

Есть среди прилагательных- названий улиц есть и первообразные, не образованные от других частей речи, например: Новая

Вывод. Итак, в результате исследования мы увидели картину активного «обживания», осваивания подгорной части города в районе Подчувашского мыса в 60-е годы. Это был всплеск, довольно деятельный, динамичный этап развития местности, поэтому при именовании каждой улицы в название закладывалось определённое значение и использовались относительные прилагательные: «трудовая - труд, речная- река, аптекарская- аптека » и так далее. Теперь нетрудно догадаться, почему именно эти основы были использованы. Затем к этим словам добавлялись суффиксы прилагательных, имеющие значение близости, принадлежности, характеристики, описательности.

Вместе с тем, каждое название улицы - это не только визитная карточка деятельности людей, ориентир городской местности, но важная часть жизни, судьбы граждан нашей страны, упоминание об определенных исторических вехах, которые очень важны для жителей и гостей города. Молодое поколение должно знать эти страницы, ценить прошлое и гордиться им.

Поскольку многим детям хотелось знать историю своего города, то на уроках по темам: «Разряды имен прилагательных» или «Значения суффиксов» и т.д. - можно совмещать изучение русского языка и данный краеведческий материал. В дальнейшем можно даже разработать программы, тренинги, компьютерные игры- конкурсы по данному вопросу.

Приложение 1

https://photobuildings.com/photo/00/34/09/34094.jpg  https://pro-dachnikov.com/uploads/posts/2021-10/1633429410_1-p-starie-derevyannie-dvukhetazhnie-doma-foto-2.jpg 

https://photos.wikimapia.org/p/00/03/43/64/02_full.jpg         https://dom-expert.by/wp-content/uploads/2017/03/do-pokraski.jpg

Двухэтажные, двухквартирные дома по ул. 4 Трудовой

Приложение 2

Таблица-классификация улиц (составленная по перечню улиц) [2]

Исторические события, связанные с установлением в Тобольске Советской власти, другими вехами истории нашей страны

Улицы, характеризующие местоположение

Улицы, получившие названия в силу своих «пейзажных» особенностей

Улицы, названные по роду деятельности людей, их профессий и других  характеристик

Юбилейная улица

Революционный переулок

Алемасовская улица

Сельская улица

Аптекарская улица

Защитинская улица

Заречная улица

Кондинская улица

Иртышская улица

Зеленая

Слесарная улица

Водопроводный переулок

Кооперативная улица

Вертолетный переулок

Пионерский переулок

Офицерский переулок

Октябрьская улица

Октябрьский переулок

Южный микрорайон

Озерный переулок

Вокзальная улица

Дачная  улица

Банный Лог улица

Подгорная улица

Западная улица

Речная улица

Лесная улица

Базарная площадь

Малиновая улица

Березовая улица

Цветочная улица

Клубничная улица

Казачья улица

Рабочий переулок

Новая улица

Береговой переулок

Садовая улица

Луговая улица

Трудовая

Суффиксы –Н-, -СК-

Признак, характеризующий события

Суффиксы –Н-, -ОВ-, -СК-

Признак, означающий близость к объекту

Суффиксы –Н-, -ОВ-, -

Признак, живописующий предмет

Суффиксы –Н-, -ОВ-

Признак по действию, по принадлежности лицам, профессиям.

Функция:  выделительную, изобразительную, оценочную.  

Функция:  выделительную, изобразительную, оценочную.  

Функция:  выделительную, изобразительную, оценочную.  

Функция:  выделительную, изобразительную, оценочную.  

 Приложение 3

Анкета

1.На какой улице вы живёте? Как она называется?

 (В 6 б классе 17 учеников, 71 процент учащихся проживает на улицах, с названиями- прилагательными: Вокзальная-1, Луговая-2, Речная-1, Зеленая -1, Дальняя-1, Трудовая- 6.)

3. Почему ваша улица так называется?  (Все дети назвали только существительные, от которых образованы прилагательные, историю улицы не знали, но сделали предположения.)

4. Хотели бы больше узнать об истории своей улицы?  (Все ответили, что хотели бы больше об этом знать)            

           

Список  литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Топонимика
  2. https://city-address.ru/region-72_tobolsk/all-street/ 
  3. В.Ю. Софронов Тобольский хронограф. - Омск, 1993 г.
  4.  https://old-tobolsk.ru/index.php/istoricheskie-mesta-tobolska
  5.  https://vk.com/wall-34346390_168056
  6. Ю.В. Сухих, магистрант, Формирование общественных зон подгорной части Тобольска на основе ремесленно-торговых поясов рубежа XVII-XVIII веков 
  1. А.А. Ерофеева.  ТЮМ ГУ https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskie-predposylki-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-territorii-tobolskogo-rayona
  2. П.А. Словцов.  Прогулки вокруг Тобольска. – Омск, 1830. С. 29.
  3. М.С. Знаменский Исторические окрестности города Тобольска. - Тюмень, 1997. С. 25-27.
  4. Ю.П. Пашнин, В.С. Терехина, Улицы-слободы как основа планировочного каркаса подгорной части Тобольска https://cyberleninka.ru/article/n/ulitsy-slobody-kak-osnova-planirovochnogo-karkasa-podgornoy-chasti-tobolska-po-kartam-s-u-remezova
  5. https://www.audit-it.ru/contragent/1047200147323_oao-tobolskiy-derevoobrabatyvayushchiy-zavod
  6. Т.И. Гусева «Современный русский язык. Практическое пособие»  ВикиЧтение https://info.wikireading.ru/276559


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Нужны ли нам прилагательные?"

Это обобщающий урок- исследование в 6 классе "Нужны ли нам прилагательные?", составленный в форме презентации. Урок включает творческие задания, по занимательной грамматике, способствует расширению кр...

Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"

Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции".  Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...

Урок – исследование «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе

Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи; закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных; воспитывает интерес к урокам русс...

Урок-исследование "Имя прилагательное"

Конспект урока по русскому языку в 6 классе школы для детей с нарушенным слухом...

Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)

Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....

СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ. ТЕЗИСЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В материале приводится методическое содержание урока с использованием предложенной ранее методической модели формирования регулятивеных универсальных учебных действий учащихся в процечче обучения биол...