Урок – исследование «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи; закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных;
 воспитывает интерес к урокам русского языка..Элементы занимательности, используемые на уроке, вызовут у учащихся интерес к имени прилагательному как части речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – исследование  «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе

Цели урока: 1) выработать у учащихся стойкое убеждение, что

                       прилагательные необходимы в нашей речи;

                      2) закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных;

                      3) воспитание интереса к урокам русского языка.

                                 Ход урока

Работа с текстом.

Трещат морозы. Вхожу в лес. Тишина. Солнце пробивается сквозь заснеженные ветви деревьев. Снег искрится и блестит.

Попрятались жители в норы, в щели, в дупла. Даже птиц редко встретишь в лесу. Вот вдали послышался чей-то стук. Это дятел ищет жучков, червячков под корой дерева.  Вдруг на меня упал комок снега, и я увидел белку. Она не боится мороза, прыгает с ветки на ветку, её хвост мелькает среди деревьев.

Интересно наблюдать за жизнью леса!

- Нравится вам этот текст?  Чего не хватает в нём? Как вы его озаглавите?

-Какие прилагательные можно вставить?

                              Жизнь зимнего леса

Трещат сильные морозы. Вхожу в зимний лес. Необыкновенная тишина. Неяркое солнце пробивается сквозь заснеженные ветви сосновых и еловых деревьев. Пушистый снег искрится и блестит.

Попрятались лесные жители в теплые норы, в небольшие щели, в уютные дупла. Даже птиц редко встретишь в морозном лесу. Вот вдали послышался чей-то стук. Это трудолюбивый дятел ищет разных жучков, червячков под корой высокого  дерева.  Вдруг на меня упал маленький комок снега, и я увидел шуструю белку. Она не боится крепкого мороза, прыгает с еловой ветки на сосновую, её беличий хвост мелькает среди деревьев.

Интересно наблюдать за жизнью январского леса!

- Какой текст вам нравится больше?

- Какая часть речи помогла сделать этот текст более красочным?

-Какой это тип текста? (Повествование  с элементами описания)

- Укажите разряды прилагательных из данного текста.

Качественные: сильные,  необыкновенная,  неяркое,  пушистый, небольшие,  уютные, морозном, трудолюбивый,  высокого,  маленький,  шуструю,  крепкого.

Относительные: зимний, лесные,  еловой,  сосновую, январского.

Притяжательное: беличий.

Русский язык богат фразеологизмами

Объясни значение  данных фразеологизмов, найди прилагательные, укажи

 их разряд.

       От чистого сердца – искренне; сваливать с больной головы на здоровую - перекладывать вину с виноватого на невиновного; вывести на чистую воду – разоблачать; выйти сухим из воды – избежать заслуженного наказания;  дубовая голова – бестолковый, глупый человек; чёрный день – трудное время, в ежовых рукавицах – находиться в большой строгости .

Знаешь ли ты пословицы?

В данные пословицы подставь прилагательные.

Старый друг лучше новых  двух.

На чужой роток не накинешь платок.

Муравей мал, а горы копает.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

С родной земли – умри,   не сходи.

Родная сторона – мать, а чужая  -  мачеха.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Легко чужими руками жар загребать.

Всякому мила своя сторона.

Н и нн в прилагательных. Игра «Найди лишнее»

Целин..ый,  картин..ый,  старин..ый, осин..ый.

Ветр..ный юноша, ветр..ное утро, ветр..ная мельница, ветр..ная погода.

Серебр..ный, оловян..ый, деревян..ый, стеклян..ый.

 Ранен..ый, соломен..ый, карман..ый, стен..ой.

Творческий диктант

           От сочетаний слов образуйте прилагательные и запишите вместе с существительными.

Растения, которые собирают для изготовления лекарств (лекарственные растения)

Шкаф, в котором хранят верхнее платье (платяной шкаф)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная почта)

Цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных (искусственные)

Мельница, действующая силой ветра (ветряная мельница)

Отделение больницы, где оказывается хирургическая лечебная помощь (операционная)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденные блюда)

Охота, ведущаяся с помощью ловчих ястребов (ястребиная охота)

Самостоятельная работа по упражнению № 325

Разгадывание кроссворда «Лесенка» 

Заполнить клетки  прилагательными, образованными от следующих

существительных:

Итоги урока. Прилагательные нам нужны. Они делают нашу речь более точной, красивой, звучной. Будем применять их как можно чаще в своей речи.



Предварительный просмотр:

Урок – исследование  «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе

Цели урока: 1) выработать у учащихся стойкое убеждение, что

                       прилагательные необходимы в нашей речи;

                      2) закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных;

                      3) воспитание интереса к урокам русского языка.

                                 Ход урока

Работа с текстом.

Трещат морозы. Вхожу в лес. Тишина. Солнце пробивается сквозь заснеженные ветви деревьев. Снег искрится и блестит.

Попрятались жители в норы, в щели, в дупла. Даже птиц редко встретишь в лесу. Вот вдали послышался чей-то стук. Это дятел ищет жучков, червячков под корой дерева.  Вдруг на меня упал комок снега, и я увидел белку. Она не боится мороза, прыгает с ветки на ветку, её хвост мелькает среди деревьев.

Интересно наблюдать за жизнью леса!

- Нравится вам этот текст?  Чего не хватает в нём? Как вы его озаглавите?

-Какие прилагательные можно вставить?

                              Жизнь зимнего леса

Трещат сильные морозы. Вхожу в зимний лес. Необыкновенная тишина. Неяркое солнце пробивается сквозь заснеженные ветви сосновых и еловых деревьев. Пушистый снег искрится и блестит.

Попрятались лесные жители в теплые норы, в небольшие щели, в уютные дупла. Даже птиц редко встретишь в морозном лесу. Вот вдали послышался чей-то стук. Это трудолюбивый дятел ищет разных жучков, червячков под корой высокого  дерева.  Вдруг на меня упал маленький комок снега, и я увидел шуструю белку. Она не боится крепкого мороза, прыгает с еловой ветки на сосновую, её беличий хвост мелькает среди деревьев.

Интересно наблюдать за жизнью январского леса!

- Какой текст вам нравится больше?

- Какая часть речи помогла сделать этот текст более красочным?

-Какой это тип текста? (Повествование  с элементами описания)

- Укажите разряды прилагательных из данного текста.

Качественные: сильные,  необыкновенная,  неяркое,  пушистый, небольшие,  уютные, морозном, трудолюбивый,  высокого,  маленький,  шуструю,  крепкого.

Относительные: зимний, лесные,  еловой,  сосновую, январского.

Притяжательное: беличий.

Русский язык богат фразеологизмами

Объясни значение  данных фразеологизмов, найди прилагательные, укажи

 их разряд.

       От чистого сердца – искренне; сваливать с больной головы на здоровую - перекладывать вину с виноватого на невиновного; вывести на чистую воду – разоблачать; выйти сухим из воды – избежать заслуженного наказания;  дубовая голова – бестолковый, глупый человек; чёрный день – трудное время, в ежовых рукавицах – находиться в большой строгости .

Знаешь ли ты пословицы?

В данные пословицы подставь прилагательные.

Старый друг лучше новых  двух.

На чужой роток не накинешь платок.

Муравей мал, а горы копает.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

С родной земли – умри,   не сходи.

Родная сторона – мать, а чужая  -  мачеха.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Легко чужими руками жар загребать.

Всякому мила своя сторона.

Н и нн в прилагательных. Игра «Найди лишнее»

Целин..ый,  картин..ый,  старин..ый, осин..ый.

Ветр..ный юноша, ветр..ное утро, ветр..ная мельница, ветр..ная погода.

Серебр..ный, оловян..ый, деревян..ый, стеклян..ый.

 Ранен..ый, соломен..ый, карман..ый, стен..ой.

Творческий диктант

           От сочетаний слов образуйте прилагательные и запишите вместе с существительными.

Растения, которые собирают для изготовления лекарств (лекарственные растения)

Шкаф, в котором хранят верхнее платье (платяной шкаф)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная почта)

Цветы не природные, а сделанные наподобие подлинных (искусственные)

Мельница, действующая силой ветра (ветряная мельница)

Отделение больницы, где оказывается хирургическая лечебная помощь (операционная)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденные блюда)

Охота, ведущаяся с помощью ловчих ястребов (ястребиная охота)

Самостоятельная работа по упражнению № 325

Разгадывание кроссворда «Лесенка» 

Заполнить клетки  прилагательными, образованными от следующих

существительных:

Итоги урока. Прилагательные нам нужны. Они делают нашу речь более точной, красивой, звучной. Будем применять их как можно чаще в своей речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Нужны ли нам прилагательные?"

Это обобщающий урок- исследование в 6 классе "Нужны ли нам прилагательные?", составленный в форме презентации. Урок включает творческие задания, по занимательной грамматике, способствует расширению кр...

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"

Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...


 

Комментарии

Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи;закрепляет знания о правописании суффиксов прилагательных;воспитывает интерес к урокам русского языка.

Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи;закрепляет знания о правописании суффиксов прилагательных;воспитывает интерес к урокам русского языка.