Урок русского языка в 5 классе "Прилагательные полные и краткие"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

русский язык 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy-urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse_1.docx89.92 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Глухова Алла Михайловна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Митяевская средняя школа

Сакского района Республики Крым

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя на уроке: углубить и расширить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», сформировать знания о полных и кратких именах прилагательных; развивать умения анализировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы, развивать внимание.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать морфологические признаки полных и кратких прилагательных, употребление Ь после шипящих в существительных и прилагательных, правила употребления полных и кратких имён прилагательных;

уметь различать полную и краткую формы имён прилагательных, образовывать от полных прилагательных краткую форму, употреблять прилагательные в краткой форме в речи;

метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него;

потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Средства обучения: мультимедийная презентация; Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

«Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении»

Эапы урока

1.Мотивация к учебной

деятельности


Деятельность учителя

Психологически настроить на урок; создать момент

удивления.

- Ребята, скажите, какое время года вы любите? Почему? Мое любимое время года тоже весна. Это замечательное время, природа просыпается. Как красив, чудесен, хорош наш лес!

- Давайте помолчим и прислушаемся к звукам музыки(Вивальди А. «Времена года» (Весна, 1 часть)


Деятельность учащихся

Отвечают на вопросы учителя.


Формируемые УУД

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества со сверстниками и учителем

2. Повторение предыдущего

материала


На экране презентация.

На слайде иллюстрация «Весна»

Даёт задание составить связный текст по иллюстрации и опорным словам на слайде.

- Опишите состояние природы, которое вы видите с помощью словосочетаний прилагательное +существительное. Составьте предложения с этими словосочетаниями так, чтобы получился текст. Обозначьте в тексте все имена прилагательные.


Рассматривают иллюстрацию. Записывают в тетрадь полученные словосочетания. Записывают текст в тетради, обозначая имена прилагательные


Познавательные: строят осознанные

речевые высказывания, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-

следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Постановка

учебной задачи


Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

Беседа по стихотворному отрывку.

— А вот как описал весенний день русский поэт Евгений Баратынский (текст на слайде):

Весна, весна! как воздух чист! Как ясен небосклон!

— Какие прилагательные он использовал?

— Что вы можете сказать об этих прилагательных?


Размышляют над вопросами и осознают, что имеющихся знаний недостаточно


Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текстов; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний, фиксируют индивидуальные затруднения в пробном действии. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4. Решение

учебной задачи


На экране таблица «Полные и краткие прилагательные»

Предлагает рассмотреть таблицу и сформулировать положения понятия о кратких прилагательных, сравнить с материалом учебника, записать выводы в форме таблицы, используя примеры.

- Ребята, рассмотрите таблицу на экране и материал учебника на стр. 91

Какие выводы можно сделать?

— Сравните свои выводы с выводом на с 92. В чем отличие кратких прилагательных от полных?


Рассматривают и анализируют таблицу, материал учебника, сопоставляют формы прилагательных, записывают выводы с примерами в тетрадь.


Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста учебника, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; определяют основную и второстепенную информацию

Регулятивные: планирование, прогнозирование деятельности Коммуникативные: аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации, выражают свои мысли точно и достаточно полно

4. Актуализация знаний

учащихся


На экране задание «Образуйте краткую форму и вставьте на месте пропуска»

Задаёт вопросы, способствующие формированию понятия от какого разряда прилагательных может образовываться краткая форма и почему.

- Определите, какие из предложенных прилагательных необходимо вставить вместо точек и как их нужно изменить.

Запишите в тетрадь.

Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и …

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты …, как день ненастный?

Знай, … судьба твоя, Ведь царевна эта – я.


Анализируют прилагательные из текста, работают с тестом, комментируя ответы. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы о грамматических особенностях кратких форм имен прилагательных


Познавательные:

могут находить и выделяют необходимую информацию, применяют методы информационного поиска. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Молвит он: «Коль … я буду, Чудный остров навещу…»

Слова для справок: умный, тихий, добрый, вольный, красивый, близкий, живой, веселый

5 Закрепление полученных

знаний


Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы

— Выполним упражнение 588 на с. 92— Прочитайте стихотворение. Кто автор? Кем он был для А.С. Пушкина?

— Спишите. Подчеркните грамматические основы с краткими прилагательными.

Повторите, каким членом предложения они являются?

— Запишите эти прилагательные в ед. ч. трех родов, выделите окончания.

— Итак, какие окончания имеют краткие прилагательные?


Выполняют упражнение с комментированием вслух.


Личностные: имеют желание совершенствовать полученные знания. Познавательные: осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Первичный контроль знаний с

самопроверкой


На слайде текст: «Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: "Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умён, знатен, настроен всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

- Выпишите из текста краткие прилагательные, образуйте от них полную форму. Обменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.


Самостоятельно выполняют задание нового типа (выписать краткие прилагательные, образовать полную) и осуществляют взаимопроверку


Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют

ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Рефлексия с определением домашнего

задания


Организует рефлексию

        Что нового узнали на уроке?

        Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

        Какие получили результаты?

        Где можно применить новые знания?         Понравилось ли вам на уроке?

        Какое настроение у вас сейчас?

Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. ДЗ: п. 104 упр. 590


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Познавательные: умеют структурировать знания; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Цель: Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли. Научить различать полные и краткие прилагательные, о...

урок русского языка 5 класс полные и краткие прилагательные

Конспект  урока  русского  языка  в 5 классе "Полные  и краткие  прилагательные". Урок - изучение  нового материала, учащиеся самостоятельно выявляют такую группу...

Урок русского языка с применением ЭОР "Полные и краткие прилагательные"

Конспект урока русского языка по теме "Полные и краткие прилагательные" для 5 класса с применением электронных образовательных ресурсов. Применение ЭОРов предусматривает прямо во время урока прямой вы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные"

Данная презентация к уроку русского языка в 5 классе "Полные и краткие прилагательные" позволяет обучающимся получить представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особе...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....