Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Обращение и знаки препинания при нем"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. 

                                           Народная мудрость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе «Обращение и знаки препинания при нем»

Цели:

  • Обучающие: вспомнить и обобщить известные учащимся сведения об обращении; расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.
  •  Развивающие: формировать умение находить обращение в предложении и расставлять знаки препинания при нём; развивать умение составлять предложения с обращением.
  • Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за выполняемую работу, формировать интерес к изучению родного языка.

Ход урока:

  • Оргмомент.
  • Целевая установка.
  • Мобилизующий этап:

      На интерактивной доске запись:

1. Ах лейся лейся ключ отрадный!

Журчи журчи свою мне быль!

Прощай же море Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

2. Ворох листьев сухих всё сильней веселей разгорается и трещит и пылает костер. (И. Бунин)

Скользя по утреннему снегу

Друг милый предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

Задание. Прочитайте две группы предложений. Скажите, какое предложение можно перевести из второй группы в первую по нескольким признакам одновременно. Что это за признаки?

  • Из второй группы в первую можно перевести предложение: Скользя по

утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня.  В этом случае первую группу составят предложения простые, односоставные , распространённые, с обращениями. Все они из произведений А.С. Пушкина. Во второй группе останется сложносочиненное предожение, в составе которого каждое простое предложение осложнено однородными членами.

      Учащиеся записывают предложения с обращениями, расставляя  пропущенные знаки препинания в них.

  • Определение темы и цели урока.

Учитель.  Ещё раз посмотрите на записанные предложения, объединённых общим пунктуационным правилом, и сформулируйте тему урока.

Ответ учеников.  В каждом предложении этой группы имеется обращение, которое всегда выделяется знаками препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Обращение и знаки препинания при нём.

(Запись темы урока появляется на интерактивной доске).

Учитель. Запишите тему урока в тетрадь и, учитывая, что с обращением вы уже знакомились в 5 классе, сформулируйте цель урока.

Цель урока: вспомнить, что такое обращение, расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.

  • Изучение нового материала.

Учитель:  Вспомним уже известный вам материал об обращении.

  • Для чего служит обращение?
  • Чем может быть выражено обращение?

Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теоретической частью

§ 29 по группам.  Вопросы даются заранее на интерактивной доске.

Задание. Прочитайте теоретический материал §29 и ответьте на данные   вопросы:

  • По каким признакам можно найти обращение в предложении?

(По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значению —  называет того, к кому обращаются с речью).

  • Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на примерах упражнений 260, 261  ( для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к обеседнику).
  • Какую роль играют обращения в письмах? Докажите примерами упр.261(2). (Служат для выражения отношения к адресату.)
  • Как могут использоваться обращения в поэтической речи?
  • Какими частями речи могут быть выражены обращения?
  • Какие две разновидности обращений вам известны?
  • Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.

  • Закрепление изученного.
  • Объяснительный диктант.

(Предложения выносятся на интерактивную доску).

1.Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы  сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4.Рабы разгибайте спины и колени(В.В.Маяковский). 5.Мерзкий грунт долби лопата танк дави греми лопата штык работай бомба бей (А.Твардовский) . 6.До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А.Твардовский). 7.Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил (А.С.Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А.С.Пушкин). 9.Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шди ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10.Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! (А.С.Пушкин). 11. Да ты красавица готова? (А.С.Пушкин).

  • В какой части предложения могут находиться обращения?
  • Какими знаками препинания выделяется обращение в предложении?
  • В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком и как при этом оформляется предложение?

  • Распределительное письмо.

Задание:  Выпишите сначала предложения, в которых повторяющиеся слова являются обращением, а затем предложения, в которых повторяющиеся слова являются подлежащим. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. - Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые. (А.С.Пушкин). 2.Друзья мои не забывали меня в тяжёлый период моей жизни. -  Друзья мои прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин). 3.  Осень быстро установилась в наших краях. - Дружная идёшь ты с нами осень. (С.Шипачёв). 4. Край любимый Сердцу снятся скирды сена в водах лонных. - Край любимый навсегда     останется в моём сердце, сюда я буду спешить вернуться всю свою жизнь.

5. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля. -  Баян большая гармоника со сложной системой ладов. 6.Охотники за растениями вам следует опасаться  вредных ядовитых растений, которых очень много на лугах, в лесу и в поле. 7.провожающие покинули вагоны. - Провожающие покиньте вагоны. 8.Больные разойдитесь по палатам. - Больные разошлись по палатам.

9.Отпустила меня родная на простор широкий. - Отпусти меня родная на простор широкий.

  • Что надо учитывать, чтобы не спутать подлежащее и обращение?
  • Какие части речи могут выступать в роли подлежащего в предложении?
  •  Какая часть речи никогда не может выступить в роли обращения?

  • Слуховой диктант.
  • Учащиеся слушают текст стихотворения Блока, записывают лишь обращения.

О, весна, без конца и без краю,-

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет.

           4) Творческое задание.

Задание:  Составьте предложения в поэтической форме, в которых обращение стоит: а) вне предложения: Образец. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М.Лермонтов);  б) в начале предложения: Образец. Соседка, перестань срамиться (И.А.Крылов);  в) в середине предложения: Образец.  Внимай, мой  друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А.Кольцов); г) в конце предложения: Образец. О чём ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)

  • Контроль ЗУНов.  Тест.

1. Обращение — это___________________________________________

2.Роль обращения обычно выполняет_____________________________

3.Обращение нужно отличать от_________________________________

4.Установите соответствие:

1.Подлежащее.

2.Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

Ответ: 1______2______

5.Обращение может стоять в ____________________предложения. Обращение обычно выделяется ____________________________

6.Установите соответствие:

  • «Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»
  • Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
  • «Вот что князь тебя смущает?»
  • Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

     А. Гости — подлежащее

     В. Князь — подлежащее

     С. Гости — обращение

     Д. Князь — обращение

     Ответ:1____2____3____4_____

7.Составьте предложения, используя слова космос, космонавт:

О,     ?            О!  

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________

           

  • Итог урока:

Учитель. Расскажите об обращении, включив в сообщение весь материал, использованный нами на уроке.

Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.

 

 Д/з: §29, упр.263.                    

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"

открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Знаки препинания в сложном предложении"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Конспект урока по русскому языку 8 класс "Обращение, знаки препинания при нем"

Урок изучения нового материала, повторяем  раздел "Орфоэпия", затем работаем с предложением, осложняя его новыми конструкциями, отрабатываем правило постановки знаки препинания при обра...