методическая разработка урока "Интерпретация нелинейных текстов"
методическая разработка по русскому языку (8, 9, 10 класс)

Серебрякова Ирина Геннадьевна

работа с таблицами, схемами на уроке русского языка с использованием цифровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interpretatsiya_nelineynyh_tekstov.docx1018.28 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани

Республиканский конкурс

методических разработок конспектов уроков и непосредственной образовательной деятельности  «Практическая реализация федеральных государственных образовательных стандартов в общеобразовательной организации: урок и непосредственная образовательная деятельность »

филологический цикл

русский язык

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕЛИНЕЙНЫХ ТЕКСТОВ

Ирина Геннадьевна Серебрякова

учитель русского языка и литературы

Казань-2022

Русский язык является не только предметом обучения, но и средством изучения основ всех наук, средством познания окружающего мира и средством общения. Следовательно, курс русского языка направлен на формирование у обучающихся как системы предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, так и метапредметных.

Все более актуальными становятся проблемы цифровизации образования, возникает необходимость формирования у школьников функциональной (в том числе, читательской) грамотности в процессе изучения русского языка и литературы. Школьники активно пользуются всеми возможностями интернета: общаются в соцсетях, ведут блоги, пишут собственные тексты и размещают их на сайтах, читают электронные книги, учатся по электронным учебникам.

В методической разработке решаются вопросы, связанные с углублением текстоцентрического подхода,  усилением коммуникативной направленности и формированием метапредметных умений и функциональной грамотности с использованием информационно-образовательной среды на уроке русского языка.

Особое внимание уделено обучению восприятия нелинейных текстов, обучению их понимания, интерпретации, осмысления, анализу, синтезу и систематизации представленной в нем информации. Школьники комментируют, воспроизводят тексты,  создают собственные с учетом речевой ситуации.

Использование информационно-образовательной среды позволяет поддерживать мотивацию и удерживать внимание класса и каждого обучающегося, в том числе за счет смены видов деятельности и типов восприятия. Кроме того, ресурсы информационно-образовательной среды дают возможность вовлекать учеников в групповую работу.

Урок целесообразно проводить при изучении темы «Текст» в 8-м классе основной общеобразовательной школы. Тексты, таблицы  и диаграмму из Приложения можно использовать как в электронном (ПК, презентация), так и в печатном варианте.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

Тема урока: Интерпретация нелинейных текстов

Цели урока:

Дидактическая: обучение пониманию, интерпретации, осмыслению, анализу, синтезу и систематизации информации, представленной в нелинейных текстах

Развивающая: развитие речемыслительных умений на примере работы с нелинейными текстами, развитие умений работы с цифровыми источниками информации

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, понимание личного вклада каждого в общий результат 

Методическая: показать возможность применения видов функциональной грамотности на уроке русского языка

Тип урока: совершенствование знаний и умений

Планируемые результаты:

Личностные:

развитие личности, удовлетворения познавательных интересов 

формирование социально-профессиональных ориентаций

Метапредметные:

умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

 умение преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

Предметные

 совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности

создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функционально-смысловых типов речи

умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения

анализ текста и распознавание основных признаков текста

умение использовать  мультимедийные словари  при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания

Методы и формы обучения: частично-поисковый (эвристический), практический; фронтальная, групповая

Основные термины  понятия: текст линейный и нелинейный, признаки  текста

Образовательные ресурсы:

Интернет- ресурсы: Грамота.ру, Словари.ру, Википедия.ру

 Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/Е.А. Быстрова, Т.М. Воителева, Л.В. Кибирева, Н.Н. Фаттахова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

Преподавание русского языка и литературы в условиях обновления содержания школьного образования: методическое пособие / [Ускова И. В., Шамчикова В. М., Макаров М. И.]; под ред. И. В. Усковой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. – 200 с.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация к уроку, тексты («Причины выбора», «Резюме», «Дополнительные услуги»), таблица, диаграмма

Оборудование: проектор, экран, ноутбуки (по количеству учащихся или по количеству рабочих групп)

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Мотивация – 5-7 мин.
  3. Актуализация – 3-5 мин.
  4. Совершенствование знаний и умений – 18-20 мин.
  5. Обобщение и подведение итогов – 5-7 мин.
  6. Рефлексия – 2-3 мин.
  7. Домашнее задание – 1-2 мин.

Ход урока

Действия учеников

Действия учителя

Организационный момент

Проверяют готовность рабочего места к уроку

Проверяет готовность учеников к уроку, работу технических устройств

Мотивация

Рассматривают слайд, анализируют, высказывают предположения, выбирают лучший заголовок.

Отвечают на вопросы учителя, называют известные им профессии.

Рассматривают слайд и находят профессию копирайтера, работают с интернет-порталами Грамота.ру, Википедия.ру, записывают определение в тетрадь

Высказывают предположения и определяют тему урока

Предлагает рассмотреть 2-й слайд презентации и придумать к нему заголовок

Задает вопросы: может ли человек заработать, умея работать с текстом? Какие профессии связаны с этим умением?

Предлагает посмотреть 3-й слайд и определить новую профессию, найти ее определение в словаре и записать в тетрадь.

Предлагает определить тему урока

Актуализация

Отвечают на вопросы:

Текст – несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически

Текст состоит из абзацев. Абзацы состоят из абзацного зачина и комментирующей части

Тексты могут быть печатными и электронными

Текст можно сжать, интерпретировать, создать (план, конспект, реферат, аннотация, резюме, реклама)

Анализируют содержание таблицы на слайде и называют цель: найти характерные особенности нелинейного текста и задачи: проанализировать нелинейные тексты

Фронтальная беседа по вопросам:

Что называем текстом?

Из каких элементов состоит текст?

Каким может быть вид текста?

Какие способы работы с текстом вы можете назвать?

Предлагает рассмотреть 4-й слайд презентации и определить цель и задачи урока

Совершенствование знаний

Формируют группы

Уточняет цель и задачу урока

Предлагает разделиться на группы (5-7 человек)

Читают текст, совместно анализируют данные диаграммы (Приложение 2), создают новый текст с учетом заданной речевой ситуации, отвечают в рамках предложенной речевой ситуации

(предполагаемые ответы в Приложении 3)

Напоминает о популярности профессии копирайтера и предлагает найти причины этого, используя диаграмму (Приложение 2) и текст «Причины выбора» (Приложение 1)

Ответ оформить в виде: рекламного объявления, фрагмента выступления на научно-практической конференции, выступления на радио, дружеского разговора

Обсуждают в группах, читают текст «Требования работодателя».

Анализируют резюме.

Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы

Обсуждают ошибки в тексте резюме (Приложение 1). Записывают исправленный текст в тетрадь.

Предлагает обсудить в группах профессиональные требования работодателя к копирайтеру.

Проанализировать резюме и ответить на вопрос: найдет ли Александр Иванов работу копирайтера? и привести два аргумента, используя текст «Требования работодателя» (Приложение 1)

Просит исправить орфографические и пунктуационные ошибки и в исправленном виде записать текст резюме (слайд 6) в тетрадь

Работают с электронными ресурсами

Обсуждают и создают ситуацию, предлагают другой группе, слушают ответ и комментируют.

(примерные ответы в Приложении 3)

Знакомит с дополнительными услугами, которые оказывает копирайтер (7-й слайд презентации). Каждая группа получает название определенной услуги.

Просит найти определение этих понятий в тексте «Дополнительные услуги» (Приложение 1) и придумать ситуацию с описанием данной услуги (без называния), адресовать другой группе и получить ответ.

Работают в группах, используя данные таблицы, выполняют расчёты. После обсуждения озвучивают ответы.

(примерные расчёты в Приложении 3)

Предлагает обсудить  ситуацию в группе и принять совместное решение. Вам как копирайтеру предложили написать текст для 3-х разных компаний, но из-за нехватки времени вы можете выполнить только одну работу. Напишите номер компании, для которой выгоднее сделать работу, если все виды работ вы можете выполнить за одинаковое время.

Обобщение результатов и подведение итогов

Озвучивают примеры нелинейных текстов.

Называют характерные черты этих текстов.

Соотносят свои ответы с ответом на слайде.

Делают запись в тетради и осуществляют самопроверку по слайду 10

Напоминает о целях и задачах урока (слайд 9)

Просит просмотреть стр.3-27 в учебнике и назвать примеры нелинейных текстов, использованных на уроке, дать характеристику нелинейному тексту.

Записать в тетради характеристику нелинейного текста

Рассматривают слайд.

Отвечают: нет, потому что копирайтер создает электронные тексты

Оценивают эффективность работы участников группы

Контрольный вопрос (слайд 11): можно ли В.В. Маяковского назвать копирайтером? Почему?

Просит оценить работу своих групп.

Дает свою оценку и комментарий.

Рефлексия

Отвечают на вопросы учителя:

Тексты линейные (словарные статьи, резюме) и нелинейные (диаграмма, таблица, слоган)

Наиболее информативным оказались…

Фронтальная беседа по вопросам:

Какая информация оказалась новой, интересной?

Какой текст оказался наиболее информативным для вас?

Какой вид работы запомнился? Чем именно?

Что вызвало затруднения?

В чем, по-вашему, причины?

Домашнее задание

Записывают задание, выясняют условия выполнения

Приводит высказывание: «Хороший копирайтер от плохого отличается способностью оригинально интерпретировать факты»

Предлагает создать нелинейный текст на тему «Текст»

Приложение 1

Текст 1  «Причины выбора»

1 причина. Копирайтер — очень творческая профессия, так как самому можно выбирать для статей темы, которые действительно интересны, и создавать авторский материал, опираясь на свой личный опыт, знания и предпочтения.

2 причина. Копирайтеры в основном работают дома, что является несомненным преимуществом, если живешь в мегаполисе. Можно самостоятельно планировать свой рабочий график и степень загруженности, не тратить время на дорогу до работы и обратно. И вообще, копирайтеры могут работать в любой точке мира, где есть компьютер и доступ в интернет.

3 причина. Работать копирайтером — значит постоянно узнавать что-то новое, ведь написание текстов невозможно без поиска и анализа информации на заданную тему, а это значит, что постоянно пополняются личные знания копирайтера.

4 причина. Заработная плата зависит от трудоспособности, квалификации и таланта копирайтера. С повышением качества текстов, увеличением их количества и расширением тематики заработная плата будет существенно возрастать.

Текст 2 «Требования  работодателя»

Работодатели выдвигают три обязательных требования к претенденту на должность копирайтера:

1) абсолютная грамотность — написание текстов требует соблюдения норм русского языка, недопустимы грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки;

2) наличие высшего образования в области журналистики или филологии, которое позволяет успешно работать с разнообразной информацией и создавать собственные тексты;

 3) владение компьютером и умение работать с компьютерными программами, которые предоставляют возможность копирайтеру самому выкладывать статьи на сайты.

Работодатели могут предъявлять дополнительные требования к копирайтеру – например, знание английского языка, свободный доступ к интернету бóльшую половину дня, наличие аккаунтов в социальных сетях. Список требований полностью зависит от задач, которые должен решать копирайтер, и личных предпочтений работодателя.

Текст 3  «Резюме»

Текст 4 «Дополнительные услуги»

Рерáйт — изменение готового текста, взятого из других источников, в целях его дальнейшего использования.

Редактура — исправление текста с точки зрения стиля, содержания, композиции, орфографии и пунктуации.

Корректура — исправление грамматических и технических ошибок, а также недостатков в текстовом и графическом материалах, подготовленных для размножения типографским (или любым другим) способом.

Слóган — лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения

SEO-оптимизация (поиско́вая оптимиза́ция) — комплекс мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей.

Приложение 2

Таблица 1

Вид текста

характеристика

примеры

Линейные тексты

В линейном тексте содержание раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала к концу; он так и читается — от начала до конца, целиком

рассказ, повесть, роман, научная статья и т.д.

Нелинейные тексты

Тексты, включающие различные изображения, графики, рисунки, схемы, гиперссылки, знаково-символические изображения. Любой текст, который не читается от начала до конца, относится к категории нелинейного текста

блок-схемы, диаграммы, графические организаторы толковый словарь, энциклопедия

Таблица 2

компания

Требуемый объем текста в знаках (указан в 1000 знаках

Оплата

 за 1000 знаков

(в рублях)

Дополнительно оплачиваемые требования

Компания 1

12

400

Необходим подбор 5 иллюстраций (стоимость подбора 1 иллюстрации 200 рублей)

Компания 2

10

450

Необходимо придумать 3 слогана (стоимость 1 слогана 350 рублей)

Компания 3

14

350

Необходимо провести SEO-оптимизацию стоимостью 1000 рублей

Диаграмма

Приложение 3

Задание по тексту «Причины выбора» (предполагаемые  ответы)

  • Внимание! Творческие люди, которые умеют хорошо писать и хотят неплохо зарабатывать, приглашаются на встречу с известным копирайтерм Н.Н. 15 сентября в 16.00 вТЦ «Южный».
  • В течение 2021/2022 года мы проводили социологический опрос по популярным  современным профессиями и выяснили, что творческие люди, стремящиеся постоянно пополнять свои знания, выбирают профессию копирайтера.
  • Добрый день, уважаемые слушатели нашей радиостанции! Сегодня у нас в гостях известный блогер Н.Н. и мы непременно спросим его о причинах выбора профессии.

- Добрый день Н.Н.! Вы начинали как музейный рботник. Как вы можете объяснить такой неожиданный поворот в карьере?

- Добрый день! Я всегда стремился к творчеству и самовыражению. А ещё – это так удобно работать дома.

Задание по тексту «Дополнительные услуги» (предполагаемые  ответы)

  • На сайте нашей компании размещены замечательные тексты, написанные известным копирайтером, но внимание читателя не удерживается. Нужна какая-то фраза. Ваши действия.
  • На сайтах разных интернет-магазинов товар нашей фирмы всегда описывается одинаково. Директор поручил изменить текст, но содержание преподнести оригинально, нестандартно. Что Вы намерены предпринять?
  • При подготовке рекламого буклета перепутали все фотографии. В разделе «Кухни» оказались фотографии из раздела «Прихожии». Что должен сделать копирайтер?

Задание по Таблице 2 (предполагаемые расчёты)

Компания 1

Компания 2

Компания 3

12х400 + 5х200=5800

10х450 +3х350=5550

14х350 + 1000=5900


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Комплексный анализ текста"

Данную разработку можно использовать в 9 классе при подготовке учеников к сдаче ГИА по русскому языку (части А и В)....

Методическая разработка урока: Ввод текста

Цель урока:дать учащимся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации, о программных средствах – текстовых редакторах и текстовых процессорах.сформировать знания о правила...

Методическая разработка "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

При выполнении данной работы проверяются  и  отрабатываются умения  учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрени...

Методическая разработка: комплексный анализ текста

Данный материал предназначен для проведения текстоведческого анализа. Такая работа позволит лучше подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе....

Методическая разработка элективного курса "Текст:от анализа к синтезу"

Программа элективного курса "Текст:от анализа к синтезу(подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту". Программой предусматривается работа по проведению комплексного анализа текста.Работа ...

Методическая разработка "Приемы сжатия текста"

Методическую разработку "Приемы сжатия текста" можно использовать в рамках подготовки к написанию сжатого изложения ОГЭ....

Методическая разработка урока «Петербургский текст в русской литературе»

Тема урока: «Петербургский текст в русской литературе» Цели урока:Образовательная :  познакомить учащихся с литературоведческим понятием «петербургский текст» русской...