Методическая разработка "Комплексный анализ текста"
тест по русскому языку (9 класс) на тему
Данную разработку можно использовать в 9 классе при подготовке учеников к сдаче ГИА по русскому языку (части А и В).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
1) Мы стояли и смотрели, как между корнями деревьев охотятся маленькие коричневые лесные сцинки. 2) У этих ящеричек всегда такой аккуратный и чистенький вид, будто их отлили из шоколада и они только что вышли из формы, гладкие, сверкающие, без единого изъяна. 3) Двигались они медленно, осторожно, словно боялись испачкать красивую кожу, и поглядывали во все стороны блестящими глазками, скользя в своем мире коричневых увядших листьев, сквозь лес маленьких поганок, через пятна мха, плотным ковром облегавшего камни. 4) Их добычей были несметные полчища крохотных тварей, населяющих лесную подстилку: черные жучки, которые спешили куда-то, будто опаздывающие на похороны гробовщики, медлительные, плавно скользящие улитки, оплетающие листву своей серебристой слизью, маленькие темно-коричневые сверчки, что сидели в тени на корточках, поводя длиннейшими усиками,- ну просто любители-рыболовы со своими удочками на берегу реки.
5) В темных сырых нишах между дисковидными корнями могучего дерева, под которым мы сидели, я увидел кучки насекомых, неизменно меня занимающих. 6) Они похожи на маленьких долгоножек, когда те отдыхают. 7) Сидели они вместе штук по десять, чуть шевеля крылышками и все время перебирая хрупкими ножками, будто нетерпеливые рысаки. 8) Спугнешь их – они дружно взлетают, и тогда начинается нечто непередаваемое. 9) Выглядит все это довольно странно.
(Д.Даррелл “Зоопарк в моем багаже”)
1. Определите тип речи.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание
2. Укажите стиль речи.
а)публицистический
б) разговорный
в) художественный
г) научный
3. Какое средство выразительности не использовано в тексте?
а) эпитеты
б) метафоры
в) антитеза
г) сравнение
4. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является сравнение.
5. Укажите ошибочное суждение.
а) увядшие – в этом слове буква д обозначает звук т,
б) изъян – в этом слове равное количество букв и звуков,
в) черные – в этом слове буква е обозначает два звука,
6. Найдите в предложениях 6 – 9 слово, в котором правописание приставки определяется стоящим после нее звонким согласным звуком. Напишите это слово.
7. Найдите в предложениях 5-9 слово с чередованием гласной в корне. Напишите это слово.
8. Замените словосочетание тростниковых хижин, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.
10. Среди предложений 5 -8 найдите предложение с обособленным согласованным определением.
11. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.
13. Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.
14. Среди предложений 5 – 8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
15. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В темных сырых нишах между дисковидными корнями могучего дерева,(1) под которым мы сидели,(2) я увидел кучки насекомых,(3) неизменно меня занимающих. Они похожи на маленьких долгоножек,(4) когда те отдыхают. Сидели они вместе штук по десять,(5) чуть шевеля крылышками и все время перебирая хрупкими ножками,(6) будто нетерпеливые рысаки.
16. Найдите в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39967.jpg)
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/30/picture-443409-1398849178.jpg)
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/19/picture-1138697-1555679199.jpg)
Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841157-1478010455.jpg)
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-841157-1478010455.jpg)
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-1204496-1578556729.jpg)
Методический проект «Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»
Методический проект «Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»...
Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».
Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....