Методическая разработка "Комплексный анализ текста"
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Гуща Татьяна Алексеевна

Данную разработку можно использовать в 9 классе при подготовке учеников к сдаче ГИА по русскому языку (части А и В).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx13.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

   1) Мы стояли и смотрели, как между корнями деревьев охотятся маленькие коричневые лесные сцинки. 2) У этих ящеричек всегда такой аккуратный и чистенький вид, будто их отлили из шоколада и они только что вышли из формы, гладкие, сверкающие, без единого изъяна. 3) Двигались они медленно, осторожно, словно боялись испачкать красивую кожу, и поглядывали во все стороны блестящими глазками, скользя в своем мире коричневых увядших листьев, сквозь лес  маленьких поганок, через пятна мха, плотным ковром облегавшего камни. 4) Их добычей были несметные полчища крохотных тварей, населяющих лесную подстилку: черные жучки, которые  спешили куда-то, будто опаздывающие на похороны гробовщики, медлительные, плавно скользящие улитки, оплетающие листву своей серебристой слизью, маленькие темно-коричневые сверчки, что сидели в тени на корточках, поводя длиннейшими усиками,- ну просто любители-рыболовы со своими удочками на берегу реки.

  5) В темных сырых нишах между дисковидными корнями могучего дерева, под которым мы сидели, я увидел кучки насекомых, неизменно меня занимающих. 6) Они похожи на маленьких долгоножек, когда те отдыхают. 7) Сидели они вместе штук по десять, чуть шевеля крылышками и все время перебирая хрупкими ножками, будто нетерпеливые рысаки. 8) Спугнешь их – они дружно взлетают, и тогда начинается нечто непередаваемое. 9) Выглядит все это довольно странно.

                                                                                         (Д.Даррелл “Зоопарк в моем багаже”)

1. Определите тип речи.

    а) повествование

    б) рассуждение

    в) описание

2. Укажите стиль речи.

    а)публицистический

    б) разговорный

    в) художественный

    г) научный

3. Какое средство выразительности не использовано в тексте?

    а) эпитеты

    б) метафоры

    в) антитеза

    г) сравнение

4. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является сравнение.

5. Укажите ошибочное суждение.

    а) увядшие – в этом слове буква д обозначает звук т,

    б) изъян – в этом слове равное количество букв и звуков,

    в) черные – в этом слове буква е обозначает два звука,

6. Найдите в предложениях 6 – 9 слово, в котором правописание приставки определяется стоящим после нее звонким согласным звуком. Напишите это слово.

7. Найдите в предложениях 5-9 слово с чередованием гласной в корне. Напишите это слово.

8. Замените словосочетание тростниковых хижин, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

10. Среди предложений 5 -8 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

11. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

13. Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных.

14. Среди предложений 5 – 8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

15. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 В темных сырых нишах между дисковидными корнями могучего дерева,(1) под которым мы сидели,(2) я увидел кучки насекомых,(3) неизменно меня занимающих.  Они похожи на маленьких долгоножек,(4) когда те отдыхают.  Сидели они вместе штук по десять,(5) чуть шевеля крылышками и все время перебирая хрупкими ножками,(6) будто нетерпеливые рысаки.

16. Найдите в тексте предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Методическая разработка рабочей программы курса для 10-11 класса «Текст. Теория и практика комплексного анализа текста »

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне. Курс может быть использован в качестве обобщающ...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Методический проект «Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»

Методический проект «Анализ текста нравственной тематики как средство развития эмоционального интеллекта»...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....