Методическая разработка "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме

Кошелева Евдокия Павловна

 

          При выполнении данной работы проверяются  и  отрабатываются умения  учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрения  языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Школьники  учатся определять принадлежность  предложения  к определённой синтаксической модели, принадлежность слова к определённой части речи,  проводить лексический анализ слова.

Задания вариантов (их здесь 5) связаны с содержательным анализом текста и проверяют умения извлекать основную информацию из текста, квалифицировать средства художественной выразительности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:


Комплексный анализ текста ( подготовка к ЕГЭ)            

Пояснения

          При выполнении данной работы проверяются  и  отрабатываются умения  учащихся оценивать письменные высказывания с точки зрения  языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Школьники  учатся определять принадлежность  предложения  к определённой синтаксической модели, принадлежность слова к определённой части речи,  проводить лексический анализ слова.

Задания вариантов (их здесь 5) связаны с содержательным анализом текста и проверяют умения извлекать основную информацию из текста, квалифицировать средства художественной выразительности.

Прочитайте текст и выполните задания  А1 – А6

  1. … (2) На пятый день нового года под окошко ко мне на рябину прилетела парочка свиристелей. (3) Всё бросил, наблюдаю за птицами, глаз не могу оторвать от этого чуда линий, сходящихся в хохолке, от тонких и нежных красок.  (4) Никакой модельер из мира портных  не придумает наряд изысканней, ярче, гармоничней, чем этот. (5) Но для чьего глаза предназначена эта земная краса?  (6)  …

 А1. Какое из приведённых ниже предложений  должно быть первым в этом тексте?

А)  Наука воспитывает в человеке чувство прекрасного, ею проверяются все эксперименты творцов.                                                                                                                     Б)  Природа  воспитывает в человеке чувство прекрасного, ею проверяются все эксперименты творцов.                                                                                                                                        В)  Искусство  воспитывает в человеке чувство прекрасного, им  проверяются все эксперименты творцов.                                                                                                                                  Г)  Природа  воспитывает в человеке  растерянность перед мирозданием.


А2. Какое из приведённых ниже предложений  должно быть шестым  в этом тексте?

А)  Следовательно, не для того, кто смотрит на птиц из окошка.                                                                    Б)  Иными словами, не для того, кто смотрит на птиц из окошка.                                                           В)  Наоборот, не для того, кто смотрит на птиц из окошка.                                                                  Г)  Конечно, не для того, кто смотрит на птиц из окошка.


А3. Какие слова являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста?    

А)  не придумает наряд                                 В)  модельер не придумает                                                                         Б) наряд ярче, чем этот                                  Г)  никакой модельер


А4. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

А) простое                                                    В) сложносочинённое                                                              Б)  сложное  бессоюзное                             Г)  сложноподчинённое


А5. Укажите правильную  морфологическую характеристику  слова ПРЕДНАЗНАЧЕНА из пятого (5) предложения текста.

А) действительное причастие                       В) деепричастие                                                           Б) страдательное причастие                          Г)  глагол


А6. Укажите лексическое значение слова тонких в  предложении 3.

А)  небольших в обхвате                               В)  отличающихся глубоким пониманием

Б)  обладающих хорошими манерами          Г)  изящных, изысканных


Прочитайте текст и выполните задания А7 – А12

(1)Зиму - самое голодное суровое время – медведи приспособились проводить в берлоге.

(2) … у них не настоящая спячка, при которой  животные впадают в анабиоз, а чуткий сон. (3)Когда медведь лежит в берлоге без движения, его сердечно-лёгочная деятельность снижается:  температура тела колеблется между 29 и 34 градусами; после 5-10 вздохов наступает пауза,  которая иногда длится до 4 минут. (4) …  (5) Длительность зимнего сна бурых медведей зависит от географического положения местности: в северных областях звери залегают в конце октября и выходят из берлоги лишь во второй половине апреля, а то и в начале мая; на Кавказе в некоторые годы они деятельны в течение всей зимы.



А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть четвёртым в этом тексте?

А)  Человек, в отличие от медведя, так дышать не может.                                                                          Б)  В таком состоянии организм животного весьма экономно расходует запас жира, накопленного на обильных осенних кормах.                                                                                             В)  В таком состоянии организм медведя не замерзает даже в лютые морозы.                                  Г)  В таком состоянии медведь может находиться до самой середины лета.


А8.  Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)  должно быть  на месте  пропуска во втором    предложении?

А)  иногда                 Б) теперь                   В)  правда                Г) таким образом


А9.  Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей  сложного предложения текста?

А) звери залегают   (предложение 5)          В) медведи приспособились  (предложение 1)      Б) которая длится  (предложение 3)            Г)  впадают в анабиоз  ( предложение 2)


А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения.

А) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью                                                                                        Б) сложноподчинённое                                                                                                                                             В) простое с обособленными членами                                          Г) сложносочинённое


А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЛИШЬ  из второго (2) предложения текста.

А)  наречие                      Б) производный предлог            В) союз         Г) частица


А12. Укажите лексическое  значение слова АНАБИОЗ в предложении 3.

А) временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.                                                                                                 Б) состояние организма, при котором жизненные процессы (обмен веществ и др.)      прекращаются                                                                                                                                                 В) кратковременная   смерть                  Г)  глубокий обморок

 

Прочитайте текст и выполните задания А13 - А20  

 

  1. …  (2)Пленённые мечтой открытий, первопроходцы  часто расплачивались за свою мечту жизнью. (3)Однако это не останавливало других.  (4) Вновь и вновь уходили на поиски неизвестных земель путешественники. (5) И на картах земного шара оставалось всё меньше надписей  «терра инкогнита».

(6)  Но вот прошли времена великих географических открытий.                                          (7) Вооружённый  техникой нового времени, человек проник в самые недоступные места планеты и даже увидел свой земной дом  с  космической высоты. (8)  …  стоит  пристальней взглянуть на окружающий нас мир, задуматься над сущностью явлений, и тогда перед нами  возникнет бесконечная череда загадок, больших и малых.


   

А13.     Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

 А)  «Терра инкогнита» - земля неизвестная.

Б) Географы прошлого на картах земного шара обозначали ещё не исследованные  районы нашей планеты.

В)  Неизведанные земли  влекли к себе смелых людей.

Г)  Что там, за горизонтом?


А14. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)  должно быть  на месте  пропуска в восьмом  8  предложении текста?

А) Возможно                                    В) Вероятно

Б) Между тем                                   Г) Мы думаем


А15. Укажите стиль речи, который используется в данном тексте.

А)  официально – деловой                                     В) научно – популярный

Б)  научно – публицистический                            Г)  художественный


А16. Укажите тип(-ы) речи, использованный(-ые) в данном тексте.

А)  рассуждение и описание                                 В)   повествование и описание

Б)  повествование и рассуждение                         Г)  описание


А17. Какие слова не  являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей  сложного предложения текста?

А) первопроходцы расплачивались (2)               В) это не останавливало (3)

Б)  человек проник,  увидел (7)                            Г)  надписей оставалось (5)


А18.  Укажите  значение слова времена в  шестом (6) предложении

А)  длительность чего-нибудь                         В)  подходящая среда

Б)  пора дня                                                       Г)  период,  эпоха


А19. Среди предложений текста найдите такое, которое связано с предыдущим  при помощи противительного союза и модальной частицы.

Напишите номер этого предложения.       Ответ:


20.  Укажите, какое средство художественной выразительности  используется в седьмом (7) предложении?

А)  олицетворение                                         В) гипербола

Б)  перифраза                                                  Г)  метафора


Прочитайте текст и выполните задания А21  -  А26  

  1. … (2)Бумага вначале изготовлялась в обстановке строгой секретности.                (3) Бамбук, долго мочённый в воде, кипятили, пока он не превращался в рыхлую массу. (4) Разбавленный водой и хорошо размешанный состав потом отбеливали на солнце. (5) Китайцы старались сохранить монополию на секреты бумаговаренной  промышленности, но, говорят, что эти секреты были выданы военнопленными  китайцами. (6) …



А21. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А)   Особо прочный металл создал никому не ведомый мастер в Китае, традиционно  изолированном от остального мира.

Б)  Бумагу создал никому не ведомый мастер в Париже, традиционно  изолированном от остального мира.

В) )  Бумагу создал никому не ведомый мастер в Китае, традиционно  изолированном от остального мира.

Г)  Неизвестно, где впервые создали бумагу.


А22. . Какое из приведённых ниже предложений должно быть  шестым   в   этом тексте?

А)   Эти легенды, однако, остались неподтверждёнными.

Б)  Эти легенды, следовательно, остались неподтверждёнными.

В)  Эти легенды, таким образом, остались неподтверждёнными.

Г)   Эти легенды, напротив, остались неподтверждёнными


А23. Какие слова  являются грамматической основой во  втором  (2) предложении  текста?

А)  изготовлялись в обстановке                              В) изготовлялась вначале

Б)  бумага изготовлялась                                         Г)  строгой секретности


А24.  Укажите верную характеристику третьего (3) предложения  текста.

А)  простое                                                                В)  сложное  бессоюзное

Б)  сложносочинённое                                             Г)  сложноподчинённое


А25.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАЗБАВЛЕННЫЙ   из четвёртого (4)  предложения текста.

А)  страдательное причастие                                   В)  прилагательное

Б)  действительное причастие                                  Г)  деепричастие


А26. Укажите   значение слова обстановка  в предложении 2.

А)  мебель                                                                В)  условия, обстоятельства

Б)  имущество                                                          Г)  бутафорская часть спектакля


Прочитайте текст и выполните задания А27  -  А32  

  1. … (2) Все научные сочинения  писались в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народа. (3)Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, вошли в общенародную лексику.  (4) Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи.  (5) С развитием национальных  языков в европейских  странах латынь  уступила им место и в науке.  (6) …

А27. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А)  В средние века во многих европейских странах общепринятым научным языком был французский.

Б)  В средние века во многих европейских странах общепринятым научным языком была латынь.

В)  В средние века почти нигде не использовалась латынь в качестве научного языка.

Г)  В средние века во многих европейских странах общепринятым  языком  художественной литературы была  латынь.


28.  Какое из приведённых ниже предложений должно быть  шестым в этом тексте?

А) Итак, латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно большое значение.

Б)  Кроме того, латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно большое значение.

В)  К сожалению, латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно большое значение.

Г)  Однако  латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно большое значение.


А29. Какие слова  являются грамматической основой в третьем  (3) предложении  текста?

А)  слова вошли                                               В)  вошли в лексику

Б)  вошли претерпев                                        Г)  вошли со временем


А30. Укажите верную характеристику  второго  (2) предложения  текста

А) сложное  бессоюзное                                В)  сложноподчинённое

Б)  простое                                                      Г)  сложносочинённое


А31.  Укажите правильную морфологическую характеристику слова  СФОРМИРОВАВШИХСЯ   из четвёртого (4)  предложения текста.

А)  страдательное причастие                                   В)  деепричастие

Б)  действительное причастие                                  Г)  глагол


А32. . Укажите   значение слова ЯРКО  в предложении 4.

А)   сильно                                                                В)  красиво

Б)  ослепительно                                                      Г)  интенсивно


Ответы

Зад.

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

Отв.

Б

Г

В

А

Б

Г

Б

В

Б

Б

Г

А

Зад.

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

Отв.

В

Б

В

Б

Г

Г

6

Б

В

А

Б

Г

Зад.

А25

А26

А27

А28

А29

А30

А31

А32





Отв.

А

В

Б

Г

А

В

Б

А






Источники:

  1. Егораева Г. Е., Сергеева Е. М. ЕГЭ  Тематические тренировочные задания                        Москва   Издательство «Экзамен»  2009
  2. Мамона Т.Н., Сергеева Е. С.и др.   ЕГЭ  Практикум  Реальные тесты 2010                              Москва Издательство  «Экзамен»  2010
  3. Мальцева Л. И. Тематические тесты - подготовка к  ЕГЭ                                                                                                           Ростов-на-Дону   НИИ  школьных технологий Москва   2009                                                                                              



МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная )общеобразовательная школа

Кошелева Евдокия Павловна, учитель русского языка и литературы

koshelevaep @mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Повторение. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения (задание С – ЕГЭ) 11 класс

Урок повторения поможет учащимся не только вспомнить основные разделы языкознания,повторить орфограммы и пунктограммы. но и подготовиться к написанию сочинения- рассуждения ( часть С)...

Методическая разработка "Комплексный анализ текста"

Данную разработку можно использовать в 9 классе при подготовке учеников к сдаче ГИА по русскому языку (части А и В)....

Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).

Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....

Урок "Комплексный анализ текста" (подготовка к ГИА, 9 класс)

Открытый урок по русскому языку, направленный на подготовку учащихся 9 классов к сдаче ГИА. Рассматриваются приемы сжатия текста, тестовые задания....

Методическая разработка: комплексный анализ текста

Данный материал предназначен для проведения текстоведческого анализа. Такая работа позволит лучше подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе....

Методическая разработка: комплексный анализ текста

Данный материал предназначен для проведения текстоведческого анализа. Такая работа позволит лучше подготовиться к выпускному экзамену по русскому языку в 9-м классе....