конспект урока "Качественные прилагательные", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Аралдии Сайзана  Александровна

Имя прилагательное, разряды имен прилагательных, качественные имена прилагательные, конспект урока по русскому языку, 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kach_prilagatelnyn.docx42.57 КБ
Файл rabochiy_list_uroka.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разряды прилагательных. Качественные прилагательные.

(урок русского языка в 6 классе, программы «Русский язык» (авторы программы- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н.М.))

 

Цель: Организовать изучение нового материала о делении имён прилагательных на разряды и о  признаках качественных имён прилагательных.

 

Задачи:  

Образовательные: познакомить учащихся с разрядами прилагательных определить их основные признаки, дать   понятие  качественных прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;  

•  дать представление о разрядах имён прилагательных;

•  ознакомить учащихся с признаками качественных прилагательных;

•  продолжать формировать умение действовать по плану, алгоритму;

•  продолжить формировать умения по определению типа, стиля, темы текста;  

•  продолжить формировать умение развития связной речи по теме «Описание природы».

Развивающие: развивать навыки определения качественных прилагательных, умение  находить их в тексте;  

•  развитие внимания в процессе работы с теоретическим и практическим материалом;  

•  развивать умение сравнивать и логически размышлять при сопоставлении слов одной  части речи;

•  развивать умение делать выводы на основании проведённых наблюдений  

•  развивать умение логически излагать мысли в устном ответе;

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по  отношению к языковым явлениям.

•  воспитывать чувство ответственности и соучастия за общий результат и успех  в процессе групповой и  коллективной работы;

•  воспитывать чувство прекрасного при работе с художественным текстом.

Тип урока:  «открытие» новых знаний

Оборудование:  опорный конспект, рабочие листы, презентация, ноутбук, экран.

Форма работы на уроке: коллективная, парная, индивидуальная.

 

Ход урока

1.  Индуктор. 

 -Внимание! Внимание! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ?;

легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово пропало? Как вы догадались? (отвечает на вопрос какой? чей? и согласуется с именами существительными, обозначает признак предмета).

 

 -Надо помочь восстановить текст.  

 Первое чтение текста. ( текст у каждого на парте).

_________

 

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют _____ дни. Блестят на солнце ______ сугробы, скрылись подо льдом ____ реки и ______ речонки. Припорошила зима землю _______ шубкой.(4)

Отдыхает земля, набирает силу.

Словарные прилагательные: ясные, глубокие, большие, маленькие, снежной.

 -Чего не хватает в тексте? (имён прилагательных)  

  -Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи? (делают речь красивее, образнее, с  помощью прилагательных мы характеризуем предметы)

   - Докажите эту мысль: вставьте в текст прилагательные, не забывая менять форму слова.

Повторное чтение текста.  

Зима.

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

2. Работа с текстом.

  - Какие прилагательные, попав в текст, стали эпитетами?  

  - Что мы называем эпитетами? (образное художественное определение)

 -  Для какого стиля текста характерно употребление эпитетов?

 -  Определите тип текста. (описание). Озаглавьте текст.  

 - Какими членами предложения бывают прилагательные? (определениями и сказуемыми).

 

3.  Погружение в новую тему.

-  Обратите внимание на словосочетания, записанные на доске. Назовите прилагательные, которые характеризуют предмет: глубокие сугробы, речные воды.

•  По внешнему виду

•  По временным качествам

•  По цвету

•  По величине

•  По пространственным признакам

 Итак, мы видим, что прилагательные могут обозначать разные признаки предметов. Учёные издавна стремились произвести классификацию имён прилагательных. Авторы наших учебников выделяют три разряда имён прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.  

 

 - Записываем число и тему урока.

                                                 Разряды имён прилагательных.

      Качественные                   Относительные                 Притяжательные

 

 - Сегодня мы подробно поговорим о     качественных прилагательных.  

- Вы знаете, как отличить качественные прилагательные? Тогда я предлагаю вам поиграть сегодня в учёных – исследователей.  

-Что будет являться предметом нашего исследования? (Качественные прилагательные и их признаки).

- Какова будет наша цель? (Научиться определять качественные прилагательные.)

- Гипотеза: качественные прилагательные имеют  конкретные признаки.

 

 

 

Вывод: при выполнении задания мы убедились в том,  что...( ваш вывод)

- качественные прилагательные можно определить по следующим признакам:  

добрый

хороший

честный

золотой

Срав степень

 

Краткая форма

очень

Антоним (не)

Сложные слова

Уменьшительно-ласкат форма

Физминутка на межполушарное взаимодействие

4. Закрепление.  

1. Игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

           А. городской, вкусный, тёплый.

           Б.  счастливый, морозная, январский. 

           В. деревянный, высокое,  приятный.

           Г.  пришкольный, вчерашний, сердитый.

 

5 .  ВЗАИМОКОНТРОЛЬ.  

Проверочная работа:  Из данных словосочетаний выпишите словосочетания  с качественными прилагательными.

Зимние игры, высокое здание, мебельный магазин, утренний сон,  

глубокая река, тусклый  свет, яркое сияние, ледяной покров, интересная книга, тяжёлый труд,  холодная осень, пасмурный день, ароматный цветок, лимонный вкус, успешная работа.   

Взаимопроверка.

Всего 10 словосочетаний выписать.  – «5»

           1-2 ошибки  – «4»

           3 – 4  – «3»

           Более  – «2»

 - Я очень рада тому, что таких у нас нет. Ну а с тем, у кого «3», будем ещё работать. Задайте свои вопросы. Что вам осталось непонятным?  

 Спасибо вам за урок. Сегодня вы были  КРАСИВЫ, УМНЫ, ХОРОШИ, ВОСПИТАНЫ, ВНИМАТЕЛЬНЫ, СТАРАТЕЛЬНЫ.

 6. Рефлексия.  

Охарактеризуйте наш урок с помощью качественных прилагательных.  

7. Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Зима» (использовать качественные  прилагательные)



Предварительный просмотр:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

Фамилия__________________Имя_______________________класс____________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема  урока:_______________________________________________________

  1. Редактируем текст. 

Задание: восстановить текст и озаглавить его.

____________

Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют _____ дни. Блестят на солнце ______ сугробы, скрылись подо льдом _______ реки и _______ речонки. Припорошила зима землю ______ шубкой.(4)

 Отдыхает земля, набирает силу.

Словарные прилагательные: ясные, глубокие, большие, маленькие, снежной.

2. Работа с кластером

3.Признаки качественных прилагательных

добрый

хороший

честный

золотой

Сравнительная степень

 

Краткая форма

Очень

Антоним (не)

Сложные слова

Уменьшительно-ласкательная форма

4.  Игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

           А. Городской,  вкусный, тёплый.

           Б.  Счастливый,  морозная, январский.

           В. Деревянный,  высокое,  приятный.

           Г.  Пришкольный,  вчерашний, сердитый.

5. Проверочная работа:  

Из данных словосочетаний выпишите словосочетания  с качественными  прилагательными

Зимние игры, высокое здание, мебельный магазин, утренний сон,  глубокая река, тусклый  свет, яркое сияние, ледяной покров, интересная книга, тяжёлый труд,  холодная осень, пасмурный день, ароматный цветок, лимонный вкус, успешная работа.  

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 6 класс не с прилагательными

конспект урока содержит материал, предназначенный для изучения темы "Не с прилагательными " в 6 классе...

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Опорный конспект "Имя прилагательное"

Обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных карточек, опорных конспектов помогает обучающимся в системе усвоить большее количество учебной информации без увеличения учебного времени з...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока 4 класс "Степени сравнения прилагательных"

Разработка урока английского языка Биболетова 4 класс Unit 3 Lesson 4 включает в себя конспект урока  и презентацию к уроку....

Конспект урока "Прилагательное. Разряды"

Разряды имен прилагательных....