«Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме
«Изобразительно-выразительные средства  синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»

Семенова Алевтина Славиковна

«Русский язык. 8 класс»

 

Цель урока: обучающиеся должны узнать об изобразительно - выразительных возможностях конструкций с однородными членами как синтаксическом богатстве русского языка, уметь, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре, обосновывать свою позицию.

Задачи урока:

1)повторить изученное об однородных членах предложения;

2) на основе проведённого наблюдения  уметь  находить данные синтаксические конструкции в тексте и объяснять функцию и роль данного построения однородных членов;

3)использовать данные стилистические приемы в речи.

 

Используемое оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
  2. Карточки с поэтическими и прозаическими текстами для наблюдения и анализа .
  3. Карточки для самостоятельной работы

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rabotayut_odnorodnye_chleny_predlozheniya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка для 8 класса по теме
«Изобразительно-выразительные средства  синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения»

Семенова Алевтина Славиковна

«Русский язык. 8 класс»

Цель урока: обучающиеся должны узнать об изобразительно - выразительных возможностях конструкций с однородными членами как синтаксическом богатстве русского языка, уметь, соотносить свои действия с планируемым результатом, работать в паре, обосновывать свою позицию.

Задачи урока:

1)повторить изученное об однородных членах предложения;

2) на основе проведённого наблюдения  уметь  находить данные синтаксические конструкции в тексте и объяснять функцию и роль данного построения однородных членов;

3)использовать данные стилистические приемы в речи.

Используемое оборудование:

  1. Мультимедийная презентация урока, мультимедийный проектор.
  2. Карточки с поэтическими и прозаическими текстами для наблюдения и анализа .
  3. Карточки для самостоятельной работы

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент:

Цель, которую учитель ставит перед  обучающимися:

подготовиться к продуктивной работе

Цель, которую учитель хочет достичь:

помочь обучающимся сформулировать тему и цель урока

Обратимся к слайду №1 презентации

Прочитайте предложения. Перед вами высказывания писателей и ученых-лингвистов.

Попробуйте назвать писателей  и ученых.

Прочитайте предложения

Скажите, что их объединяет?

Говорится о языке, писателях, читателях

А почему?

Выделите предложение(я), в котором(ых) встречаются похожие конструкции с точки зрения синтаксиса  

Давайте сформулируем тему урока

(слайд №2 презентации)

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают» однородные члены предложения

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте  его цель (слайд №3,4 презентации), задачи

Во всех предложениях говорится о русском языке и о его изобразительно-выразительных возможностях

Говорится о языке, писателях, читателях

В первом, втором и третьем предложениях есть однородные члены  

 В четвертом предложении эти конструкции отсутствуют

Давайте сформулируем тему урока

(слайд №2 презентации)

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Как «работают»
однородные члены предложения

Обучающиеся называют цель и задачи: узнать об изобразительно - выразительных возможностях конструкций с однородными членами как синтаксическом богатстве русского языка;

повторить изученное об однородных членах предложения;

 на основе проведённого наблюдения  уметь  находить данные синтаксические конструкции в тексте и

объяснять функцию и роль данного построения однородных членов;

использовать данные стилистические приемы в речи.

2.

Актуализация знаний обучающихся.

Цель, которую учитель ставит перед  обучающимися: воспроизвести опорные

знания, полученные в5-7 классах об однородных членах предложения.

Цель, которую учитель хочет достичь :  проверить опорные

знания  обучающихся  об однородных членах предложения, их корректировка.

Метод репродуктивной

 беседы

Приступим к реализации поставленной цели.

Расскажите, что вы знаете об однородных членах предложения

 Выполнение задания 1  (слайд 5)

Работают в парах, отвечают на вопросы учителя

Знакомство со значением слова экспрессия

Текст 1.

   Море - часть Мирового океана. По особенностям гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние моря,  окраинные моря и межостровные моря.

    С геологической точки зрения современные моря являются молодыми образованиями.

    В морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери: котики и каланы.

   Важное промысловое значение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала.

Текст 2.

      Море всегда разное, новое, невиданное.

То оно тихое, светло-голубое. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь.

(По В. Катаеву)

Обучающиеся дают определение однородных членов предложения.

Обучающиеся работают над заданием 1, читают

Тексты.

Отвечают на вопросы:

что объединяет 1 и 2  тексты и чем они различаются?

1текст относится к   стилю научному,  в нем представлена классификация научных явлений с помощью однородных членов предложения.    содержание текста дается вне времени, текст неэмоциональный                                          

2 текст относится к  стилю художественному, создается образ моря с помощью однородных членов предложения, текст экспрессивный.

В каком тексте проявляется выразительность и  благодаря чему?  В художественном.

Делают вывод, что в художественных текстах  данная конструкция являются изобразительно-выразительным средством, делают текст экспрессивным

3.

4

5

Изучение нового учебного материала.

Цель, которую учитель ставит перед  обучающимися: уметь вести самостоятельный

поиск информации, уметь работать самостоятельно с учебником

Цель, которую учитель хочет достичь:  познакомить обучающимися  с изобразительно - выразительными возможностями конструкций с однородными членами как синтаксическим богатством русского языка,  развивать способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы, развитие всех видов речевой деятельности

Метод частично –поисковый,

эвристическая беседа

Метод наблюдения

Цель, которую учитель ставит перед  обучающимися :

на основе проведённого наблюдения  уметь  находить данные синтаксические конструкции в тексте и

объяснять функцию и роль данного построения однородных членов, уметь

выразительно читать текст.

Цель, которую учитель хочет достичь: 

 провести небольшой лингвистический эксперимент, чтобы обучающиеся смогли сделать вывод о роли бессоюзия и многосоюзия в речевом высказывании

Метод лингвистического эксперимента

Цель, которую учитель ставит перед  обучающимися: опознавать и анализировать основных единиц языка

данные синтаксические конструкции в тексте и объяснять функцию и роль данного построения однородных членов, развитие

Цель, которую учитель хочет достичь

познакомить обучающихся с фигурой речи - градацией, уметь находить в тексте

Цель, которую учитель ставит перед  обучающимися:

уметь «услышать» однородные члены предложения в звучащем произведении,  сопоставить и сравнить использованные конструкции

Цель, которую учитель хочет достичь: помочь обучающимся избежать

 возможной ошибки (повторы не является однородными членами)

 

Закрепление учебного материала

Цель, которую учитель хочет достичь: обобщить

уметь аргументировано объяснять, с какими  об изобразительно-  выразительных возможностями конструкций с однородными членами познакомились на уроке

Цель, которую учитель хочет достичь: развивать умение обучающихся совершенствовать и редактировать текст, использовать изученные стилистические приемы в речи.

Рефлексия

Задание на дом

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися:

уметь создавать  письменные тексты с учетом полученных на уроке знаний

Цель, которую хочет достичь учитель:

проконтролировать, насколько полно  обучающиеся выполнят домашнее задание, развивать

стремление использовать

выразительные средства языка в речевой практике

Задание 2 (слайд 6,7)

Самостоятельная работа с учебником   Обсуждают в парах, с помощью какого построения конструкций с однородными членами достигается выразительность речи. записывают  в тетрадь

Проверка,. что записали обучающиеся в ходе самостоятельной работы( слайд 7)

Парное соединение  однородных членов предложения

Употребление антонимов при парном соединении однородных членов предложения

Бессоюзие - фигура речи, при которой союзы, соединяющие слова, опущены

Многосоюзие - фигура речи, при которой намеренно используется один и тот же союз

Задание 3 (слайд 8)

Проводится наблюдение за использованием однородных членов в  задании3 (слайд 8).

Бессоюзие и многосоюзие,

1.  В свете есть иное диво:

   Море вздуется бурливо,

   Закипит, подымет вой,

   Хлынет на берег пустой

   Разольётся в шумном беге…

(А. С. Пушкин)

2. Перед глазами ходил океан,

  и колыхался, и гремел, и

  сверкал, и угасал, и светился,

  и уходил куда-то в   бесконечность  

                         (В.Короленко)

Проводится небольшой лингвистический эксперимент, чтобы сделать вывод о роли бессоюзия и многосоюзия в речи

Выполнение задания 4 (слайд 9)

И бунтует, и клокочет,

  Хлещет, свищет и ревёт,

  И до звёзд допрянуть хочет,

  До незыблемых высот...

  Ад ли, адская ли сила

  Под клокочущим котлом

  Огнь геенский разложила

  И пучину взворотила,

  И поставила вверх дном?

  Волн неистовым прибоем

  Беспрерывно вал морской

  С ревом, свистом, визгом, воем

  Бьет в утес береговой...

(Ф. И. Тютчев)

Задание 5 (слайд 10)

знакомство с еще одной фигурой речи- градацией

Градация - приём, заключающий в себе ряд слов, каждое из которых усиливает или ослабляет значение предшествующего.

Слайд 11

прослушать стихотворение Ф. И. Тютчева

« Море и утес» в исполнении

И. Смоктуновского. объяснить «работу» однородных членов предложения в звучащем произведении

Какие ассоциации вызвало прослушанное произведение?

Задание 6 (слайд 12) предупреждение ошибки Являются ли выделенные слова однородными членами предложения и какую роль выполняют?

    Мой корабль находится в открытом море

   И  уносит меня в  бескрайний простор.

   Передо мной море, море, море...

   Позади меня волны, волны, волны....

 

Вернемся к поставленной цели и задачам

Обобщение изученного

Подводится итог  (слайд 13)

Как можно сделать речь выразительной?

Что узнали об изобразительно-  выразительных возможностях конструкций с однородными членами ?

Конструкции с однородными членами свидетельствуют о синтаксическом богатстве русского языка.

.Бессоюзие создает впечатление стремительности, быстрой смены картин. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Многосоюзие как бы замедляет движение, подчеркивает смысл соединяемых союзами однородных членов предложения

Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия  в одном тексте создают особый выразительный эффект. Соединение бессоюзия и многосоюзия имитирует плеск волн

 Градация-приём, заключающий в себе ряд слов, каждое из которых усиливает или ослабляет значение предшествующего.

Попарное соединение однородных членов предложения  усиливают  выразительность речи.

Задание 7 (слайд 14)

Редактирование текста

Море удивительное. В течение дня оно бывает  и ласковое   и    вкрадчивое   сердитое    гневное  капризное.

   Вот бирюзовое море нежится на солнце. Море глубоко вздыхает. Ненадолго засыпает. Легкий  ветер вспенивает   возмущает морскую поверхность  будит волны   рябит.                                                        

     Вскоре все затихает. Необозримая гладь дышит спокойно.  Море очаровывает притягивает манит   зовёт путешественников.

  Я воображаю себя капитаном корабля, который    мчит меня в неизведанную даль. Впереди меня море, морс, море....

 

(по выбору)

1.Напишите сочинение-описание картины

И. К. Айвазовского «Среди волн.1898»,включив разные конструкции

с однородными членами.

2.В учебнике «Русская речь» выполните

упр. 24 письменно.

3.Напишите продолжение отредактированного текста

Обучающиеся самостоятельно работают с учебником (слайд 6,7), выполняя задание «В учебнике «Русская речь» прочитайте о синтаксических средствах выразительности речи, их еще называют фигурами речи, на стр.   11,13 и 24-25.

       Обсудите в парах, с помощью какого построения конструкций с однородными членами достигается выразительность речи, запишите в тетради»

Проверка . что записали обучающиеся в ходе самостоятельной работы( слайд 7)

Самостоятельно читают материал задания 3, проводят наблюдение за данными конструкциями.

Вывод.

В первом примере однородные члены выражены глаголами, создают впечатление стремительного движения. Бессоюзие придает высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Во втором примере используется многосоюзие, которое прочеркивает единство перечисляемого, помогает передать как бы замедленное движение.

Проводят эксперимент, обучающиеся пробуют использовать многосоюзие, бессоюзие, парное соединение однородных членов предложения  

Что изменится, если в первом примере использовать многосоюзие , а во втором -     бессоюзие, парное соединение однородных членов предложения ?

   Делают самостоятельные  выводы.

 

Обучающиеся читают отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева « Море и утес»,находят данные синтаксические конструкции в тексте и объясняют функцию и роль данного построения однородных членов

Обучающиеся знакомятся с определением градации,

Стараются найти данную фигуру речи в тексте задания 4 (С ревом, свистом, визгом, воем)

 Обучающиеся слушают стихотворение Ф. И. Тютчева ют« Море и утес» в исполнении

И. Смоктуновского. объясняют «работу» однородных членов предложения в звучащем произведении

Какие ассоциации вызвало прослушанное произведение?

 

Обучающиеся наблюдают за материалом, должны понять, что речь идет о повторе

Обучающиеся вспоминают, какие   получили знания  об изобразительно-  выразительных возможностях конструкций с однородными членами

Обучающиеся редактируют текст (расставляют знаки препинания, используют  изученные стилистические приемы)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс.

Контрольная работа. Однородные члены предложения. 8 класс...