Рабочая программа по внеурочной деятельности 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnaya_deyatelnost_9_kl.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

приказ  № 462ос  от 31.08.2022г.

                     

Тюменская  область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа  имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

       Рабочая программа

по внеурочной деятельности  для учащихся  9б класса

«Учись быть грамотным»

2022/2023 учебный год

                                                          Составитель: Демидова В.В.

                                                  учитель русского языка и литературы

                                                 высшей квалификационной категории

                   

                                     

п.г.т. Новоаганск-2022

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9б класса

«Учись быть грамотным»

 разработана в соответствии с требованиями, изложенными в следующих документах:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ-273);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС ООО);

- Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.

-Составлена на основе  рабочей  программы курса внеурочной деятельности по русскому языку   для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ». Автор-составитель Поддубная А.В.

Цели:

- подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,

- обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.

Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

Одна из задач (по подготовке учащихся к устной части) –  выявление возможностей, позволяющих учащимся  овладеть чтением, пересказом  и  говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции.         

Работа проверяет коммуникативную компетенцию учащихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).Экзаменационная работа построена с учётом вариативности: испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы).  

Особенностью данного курса является модульный подход к подготовке ГИА. Курс состоит из четырёх модулей:

1.Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).

2.«Учимся писать сжатое изложение».

3«Учимся писать сочинение – рассуждение».

4.«Учимся выполнять тестовые задания». Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой) аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности.

2.Планируемые результаты .

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов. Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться

в устной части:

-  читать текст не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя  все знаки препинания,  подбирая оптимальный   темп и тембр, мелодику голоса,  делая логические ударения;

- пересказывать прочитанный текст с введение цитаты;

- в монологическом высказывании создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, используя накопленные знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, а также жизненный опыт;        

-  принимать участие в интервью:

-составлять условный диалог по заданной теме; отвечая на предложенные вопросы, давать полный ответ, излагать мысли логично, последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием синтаксических конструкций;

Учащиеся должны узнать:

  • понятия «текст», признаки текста;
  • понятие «смысл текста»;
  • понятие «микротема текста»;
  • понятие «сжатое изложение»;
  • способы сжатия текста;
  • понятие «художественные средства»;
  • виды художественных средств;
  • правила правописания приставок в словах;
  • правило правописания -Н-/-НН- в разных частях речи;
  • типы связей в словосочетании;
  • синтаксис простого и сложного предложений;
  • структуру сочинения-рассуждения;
  • особенности текста рассуждения;
  • речевые нормы.

Учащиеся должны научиться:

  • читать текст в соответствии с требованиями к интонации, темпу чтения;
  • пересказывать текст по заданию;
  • составлять монолог и представлять его;
  • участвовать в диалоге по теме;
  • определять понятия «текст», «признаки текста», «художественные средства»;
  • характеризовать понятия «микротема текста», «сжатое изложение»;
  • сокращать текст изложения;
  • писать текст сжатого изложения;
  • различать виды художественных средств;
  • определять виды художественных средств;
  • применять правила правописания приставок в словах, -Н-/-НН;
  • различать значения приставок при- и пре-.
  • определять типы связей в словосочетании;
  • подбирать синонимы типов связей слов в словосочетании;
  • определять грамматическую основу предложений;
  • выявлять предложения с разного рода обособлениями, уточнениями;
  • выявлять вводные слова и предложения;
  • определять виды связей в сложных предложениях;
  • применять языковые средства в общении;
  • составлять текст сочинения-рассуждения.

в письменной части:

-  овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

-  научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического или научного стиля;

-  владеть формами обработки информации исходного текста;

- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;

- чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;

- работать с бланками экзаменационной работы;

- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

При подготовке к устному собеседованию учащиеся получат возможность  научиться:

- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;

- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;

-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.

                                                             3.Содержание программы.

 Модуль 1

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку (16 часов)

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий. Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. 

Задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 2 минуты. Часть 2 состоит из двух заданий. 

Задания 3 и 4 не связаны с текстом.  Учащемуся необходимо  выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.  В задании 4 учащимся предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время  ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.     Итоговое собеседование оценивается по системе зачет – незачет.

                                                                                 

Модуль 2

Учимся писать сжатое изложение (6 часов)

Первая часть работы  ГИА в 9 классе (С1)– это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Модуль 3

Учимся писать сочинение – рассуждение (5 часов)

Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.). Задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Задание С2 включает в себя 3 части. Часть 15.1 формирует у учащихся умение писать сочинение-рассуждение с опорой на лингвистический материал. Тема сформулирована в виде цитаты автора. В части 15.2  учащиеся должны научиться раскрывать смысл конкретного предложения, взятого из текста также в виде авторской цитаты. При написании сочинения-рассуждения из части 15.1 или 15.2 доказательства (аргументы) обязательно должны опираться на исходный, анализируемый текст. Сочинение-рассуждение в части 15.3 – это сочинение, в общем раскрывающее различные типы проблем: философские, социальные, нравственные и др. При написании сочинения данной части учащиеся должны самостоятельно сформулировать указанное в задании понятие («Что такое добро?», «Что такое самовоспитание?», «Что такое человечность?» и т.д.), прокомментировать данное определение и написать сочинение-рассуждение о данном понятии. При аргументации данного тезиса один пример-аргумент должен быть взят из авторского текста, второй – из жизненного опыта учащихся.

Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации, доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

 

Модуль 4

                       Учимся выполнять тестовые задания (6часов)

Вторая часть экзаменационной работы включает задания  2-8 с выбором ответа.  В данной части содержатся разноплановые задания: задания, связанные с умением анализировать изобразительно-выразительные средства текста, задания по словообразованию, грамматике, синтаксису, пунктуации.

7 заданий части 2 проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Формы и виды деятельности.

Методы контроля: презентация, тестирование.

Технологии, методики:

- уровневая дифференциация;

- проектная деятельность;

- проблемное обучение;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационная

Форма  проведения занятий:

- лекции; беседы; практикумы;

- практические занятия с элементами игр,  дидактических и раздаточных материалов.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями, по созданию творческих работ.

4.Календарно – тематическое планирование.

1 модуль (16часов)

Тема занятия

Кол час

Форма занятий

Виды деятельности

план

факт

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе.

1

Мини-лекция

Работа с демонстрационным вариантом.

5.09

Задание 1. Чтение небольшого текста вслух.

3

Мини-лекция, практикум

Работа в группах. Работа с текстом.

12.09

19.09

26.09

Задание 2. Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

3

Практикум

Работа с текстом. Работа с цитатами.

3.10

10.10

17.10

Задание 3. Как построить монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план.

2

Практикум

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Работа с планом.

24.10

7.11

Задание 3. Монологическое высказывание. Использование клише.

2

Практикум

Работа с текстом, отработка приёмов использования клише.

14.11

21.11

Задание 4. Диалог (интервью). Диалог по заданной теме.

       2

Практикум

Ведение диалога по заданной теме. Отработка приёмов по обогащению словарного запаса учащихся.

28.11

5.12

Работа с демоверсиями по устному собеседованию в 9 классе.

3

Практикум

Работа с текстом, с пробными заданиями.

12.12

19.12

26.12

2 модуль (6 часов)

Тема занятия

Кол

час

Форма занятий

Виды деятельности

план

факт

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

1

Мини-лекция, практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

9.01

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

1

Мини-лекция, практикум

Работа в группах.

16.01

Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

Практикум

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

23.01

Задание С1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

Практикум

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

30.01

Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение. Отработка приёма упрощение.

         1

Практикум

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

06.02

Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

Практикум, излож.

Создание текста, оценивание

13.02

3 модуль (5 часов)

Тема занятия

Колчас.

Форма занятий

Виды деятельности

план

факт

Задание С2 Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

20.02

Задание С2. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

1

Практикум

Элементы сочинения, анализ текстов

27.02

Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки

1

Практикум

Работа с тестом

6. 03

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения  по пониманию смысла предложения, взятого из авторского текста

          1

Практикум

Написание сочинения-рассуждения

13.03

Практическое занятие по написанию сочинения-рассуждения на заданную проблему с умением приводить аргументы из текста и из собственного опыта

          1

Практикум

Написание сочинения-рассуждения

20.03

4 модуль (6часов)

Тема занятия

Кол час.

Форма занятий

Виды деятельности

план

факт

Понимание текста. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

1

Практикум

Работа с тестом

3.04

Выразительные средства. Эпитеты, метафора, метонимия и др.

1

Практикум

Работа с тестом

10.04

Правописание корней, приставок, суффиксов

1

Практикум

Работа с тестом

17.04

Словосочетание. Способы связи в словосочетании.

1

Практикум

Работа с тестом

24.04

Грамматическая основа предложения.

1

Практикум

Работа с тестом

15.05

Предложения с обособленными членами

ИТОГО:  34ч.          

1

Практикум

Работа с тестом

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...