Урок-игра "Приемы читательской грамотности при подготовке к сочинению-рассуждению"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс)

Чупилина Ирина Сергеевна

Данный урок хорошо проводить во втором полугодии 8 класса, когда обучающиеся уже имеют четкое представление о сочинении-рассуждении 9.3 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.38 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.01 МБ
Файл rabochie_listy.docx14.97 КБ
Файл tekst.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы читательской грамотности при подготовке

к сочинению-рассуждению»

    Цели: формирование у обучающихся навыка написания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9,3).

    Развитие устной и письменной речи, навыки анализа,  привитие культуры речевого общения.

    Воспитание ответственного отношения к учебе.

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.  

Тип урока: урок развития речи.

 Форма урока: урок-игра.

 Методы обучения: проблемно-поисковый.  

Формы организации деятельности: работа в группах.

Опорные понятия: типы речи, тезис, аргументы, вывод.

Средства обучения: раздаточный материал (памятки «Алгоритм работы над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста»).

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ текста на основе приемов смыслового чтения. Выдвижение гипотез. Создание текста на основе алгоритма написания сочинения-рассуждения (задание 9.3).

Методы и приемы:

  1. «Вспомните».. Вспомните и назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема счастья?
  2. «вопрос – ответ»
  3. Беглое чтение, поиск информации и ее извлечение
  4. Формулирование основных идей и выводов
  5. Письмо с пробелами

Ожидаемые результаты:

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

        выделять главную мысль всего текста или его частей;

        понимать информацию, содержащуюся в тексте;

        преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

        применять информацию из текста в изменённой ситуации;

        критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Ход урока:

Добрый день, дорогие ребята!

Рада всех приветствовать на нашем уроке. Сегодня наш урок пройдет в необычной обстановке. Мы будем играть! И играть мы будем в модную и интересную игру «Мозгобойня». А чему посвящена игра, вы мне скажите чуть позже.

Сегодня в игре участвуют следующие команды:

- «Аз и буки»,

 - «Слововеды»,

-«Синтаксисты».

                                         Правила игры:

- выбрать секретаря;

- работаем только в команде;

- все ответы вы записываете в бланк. В бланке прописаны все туры игры. После внесения ответа в поле вы сможете проверить его правильность, так как правильные ответы будут выведены на экран. За каждый правильный ответ вы получаете смайл, который крепите напротив своего ответа. В конце игры по количеству набранных смайлов мы определим победителя.

Ну что, поехали!

1 тур «Разминка» включает в себя 6 заданий.

                                                   Внимание на экран!

Вопрос номер 1(см.слайд )

Проверяем.

Ребята, как вы думаете, чему посвящен наш урок? (сочинению-рассуждению)

Очень важно грамотно выстраивать свое рассуждение, так как в следующем году вас ждут ИС и ОГЭ, где вам придется выстраивать свой монолог и сочинение.

2 тур «Тема сочинения»

О чем же будет наше сочинение? Внимание на экран. Перед вами несколько словарных статей. Внимательно их прочитайте и определите, о чем они? (слайд )

Ответ запишите в поле № 1.

Проверка.

Итак, тема нашего сочинения «Что же делает человека счастливым?»

??? А что такое счастье в вашем понимании? Сформулируйте свой ответ, использую речевое клише,  и запишите в поле № 2 (цветное).

Проверка. Смайлы.

Ребята, а что делает человека счастливым? Запишите свои ответы в поле № 3.

Проверка.

3 тур «Аргументы»

Мы с вами уже дали определение слову СЧАСТЬЕ и прокомментировали  его. Пора аргументировать свой тезис. И первый аргумент мы возьмем из текста Юрия Бондарева. Тексты у вас на столах. Давайте его прочитаем и определим тему и основную мысль.  Чтение.

Запишите в поле № 1 тему и основную мысль текста.

Проверка.

А теперь еще раз просмотрите текст и в поле № 2 запишите номера предложений, в которых прослеживается счастливое состояние главного героя.

Проверка.

В поле № 3 впишите свой аргумент, используя речевое клише (цветной).

Ребята, вы смогли аргументировать свои размышления, данные в начале сочинения. Вы это сделали с опорой на текст.

!!!! А теперь вспомните, в каких еще литературных произведениях поднимается тема счастья. Запишите названия произведений и авторов (можно к/ф).  Проверяем и объясняем, почему вы выбрали именно это произведение. Кто из героев испытывает счастье?

Молодцы!

Заключение

Ребята, посмотрите в ваш рабочий лист, какие  поля (компоненты) сочинения-рассуждения выделены цветом? Чему они соответствуют?

Сейчас  подсчитайте количество заработанных смайлов. Победителями у нас становятся участники команды______________

Дома вам нужно будет составить второй аргумент, заполнив оставшиеся цветные поля. Не забывайте использовать речевые клише.

Скажите, что запомнилось вам на уроке? Чему вы научились?

Спасибо за урок. Я вам желаю хорошего дня, и чтобы у вас всегда были те, кто делают вас по-настоящему счастливыми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Поехали!

Слайд 4

1 тур «Разминка»

Слайд 5

1. Какие типы речи вы знаете? (назовите все)

Слайд 6

2. Вид письменного высказывания, в основе которого лежит аргументированное отстаивание собственной позиции, выраженной по поводу заявленной темы или поставленной проблемы.

Слайд 7

Логическое завершение сочинения-рассуждения называется …?

Слайд 8

4. Какая часть сочинения-рассуждения должна быть самая убедительная? Назовите её.

Слайд 9

5. Как называется речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах?

Слайд 10

6. Расположите все составляющие сочинения-рассуждения в нужном порядке: Вывод Аргумент 2 Тезис Аргумент 1

Слайд 11

А теперь узнаем ответы)

Слайд 12

1. Какие типы речи вы знаете? (назовите все)

Слайд 13

2. Вид письменного высказывания, в основе которого лежит аргументированное отстаивание собственной позиции, выраженной по поводу заявленной темы или поставленной проблемы. Рассуждение

Слайд 14

3. Логическое завершение сочинения-рассуждения называется …? Вывод

Слайд 15

4. Какая часть сочинения-рассуждения должна быть самая убедительная? Назовите её. Аргумент (аргументация, доказательство)

Слайд 16

5. Как называется речевой оборот, шаблонная фраза, речевой штамп, легко воспроизводимые в определённых условиях и контекстах? Клише

Слайд 17

6.Расположите все составляющие сочинения-рассуждения в нужном порядке: Тезис Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод

Слайд 18

2 тур «Тема сочинения»

Слайд 19

О чем говорится в словарных статьях? 1. Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо; внешнее проявление этого чувства. 2. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 3. Состояние высшей удовлетворенности жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-либо.

Слайд 20

Счастье

Слайд 21

Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что может сделать человека счастливым?»

Слайд 22

2. Как вы понимаете, что такое счастье? Запишите ответ в поле № 2

Слайд 23

3.Что делает человека счастливым?

Слайд 24

Запишите ответ в поле № 3

Слайд 25

3 тур «Аргументы»

Слайд 26

1. Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Запишите ответ в поле № 1

Слайд 27

2. В поле № 2 запишите номера предложений, в которых прослеживается счастливое состояние главного героя. ( 40)Радость перехватывает дыхание. (41)0н вскакивает. — (42)Мамка! (43)Приехала! (44)Я сейчас! (45)Я сейчас! — громко кричит он и бежит к двери. (46)Когда они сидят за столом и пьют крепкий, пахучий чай, Коля необыкновенно счастлив: мать рядом с ним, она ласково щурит глаза.

Слайд 28

3. Заполните поле № 3

Слайд 29

4.В каких литературных произведениях поднимается тема счастья? Запишите их в поле № 4.

Слайд 30

А.И. Куприн «Куст сирени» И.А. Бунин «Кавказ» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.П. Чехов «О любви»

Слайд 31

5. Составьте аргумент 2, заполнив поле № 5

Слайд 32

6. При помощи речевых клише запишите вывод.



Предварительный просмотр:

Команда «Слововеды»

«Разминка»

Ответ

Баллы

1

2

3

4

5

6

«Тема сочинения»

Ответ

Баллы

1

2

Что такое ……….? Давайте попробуем в этом разобраться. На мой взгляд,  ……. – это

3

«Аргументы»

Ответ

Баллы

1

2

3

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Ю.Бондарева. Мы видим, что значит счастье для Коли……

4

5

Кроме того, примером счастья могут служить отношения героев……………..

«Вывод»

Ответ

Баллы

1



Предварительный просмотр:

(1)Тонко дребезжат стёкла. (2)Сквозь шум бурана слышно, как на дворе глухо хлопает калитка. (3)Коля, весь напрягаясь, останавливает взгляд на окне, потом негромко говорит:

— Показалось... (4)Я думал, мама, а это ветер. (5)Ты, Миша, слышал, как загремело?

— (б)Непогода какая... — Миша перелистывает страницу, с сосредоточенным видом наклоняется над книгой.

(7)Колина мать работает врачом в степном районе. (8)Каждое утро за ней приезжают сани из больницы и дед Степан увозит её до восьми часов вечера.

(9)Сейчас уже десять, но её всё нет. (10)А буран хлещет в степи, гремит по крыше, дико взвизгивает в трубе, дёргает дверь в сенях, будто кто-то в злобе ударяет, наваливается плечом, срывает её и не может сорвать с петель. (11)На улице всё гудит, и порой кажется, что комната несётся по воздуху в вихрях снега, оторванная от всего мира.

— (12)Буран! — бурчит Миша, поднимая голову от книги. — (13)Ишь как воет... (14)Страшно сейчас в степи.

(15) Коля внимательно смотрит на Мишу, с минуту он слушает, как воет буран, и вдруг начинает беспокоиться:

— Как бы мамка не заблудилась...

(16) В тишине листы книги, толстые, гладкие, гремят, как полотно на ветру.

(17)Минуту оба молчат. (18)Потом Миша напряжённо морщит лоб и, глотая слюну, говорит:

— Мне домой надо. (19)Мать, наверное, ищет...

— (20)Ну, иди.

(21)Коля закрывает за ним дверь и возвращается в комнату. (22)Но там после ухода Миши становится очень пусто и тихо. (23)Коля садится к столу в одиночестве и, чтобы отогнать от себя грустные мысли, старается представить себе, как будет, когда приедет мать... (24)Она, скинув завьюженный тулуп, улыбнётся ему, поцелует его холодными губами и, конечно, скажет: «Заждался? (25)Ну, Колька, сейчас будем чаёвничать!» (26)Щуря близорукие глаза, она подолгу моет руки и тщательно вытирает их полотенцем, от неё приятно пахнет морозом и каким-то лекарством. (27)Она будет ходить по комнате, звенеть посудой, спрашивать о школе и наконец сядет с ним за стол. (28)Весело на плите зафыркает чайник, и тотчас в комнате станет тепло и уютно.

(29) «Мама, я тебя всё ждал, скажет он, — два раза чайник подогревал, а ты так долго...»

(30) Никого нет. (31)Мороз и синяя ночь. (32)На дворе лежит лунный снег. (33)Улицы не видно: снегу намело по крыши, ни огонька. «(34)Где же мамка? — думает с тревогой Коля. — (35)Где она?»

(36)Он садится на диван, дремота постепенно обволакивает его. (37)И внезапно стекло звонко дребезжит над самым ухом, но Коле кажется, что это стучат не в окно, а звенит у него в ушах.

— (38)Коля, открой! (39)Коля!

(40)Радость перехватывает дыхание. (41)0н вскакивает.

— (42)Мамка! (43)Приехала! (44)Я сейчас! (45)Я сейчас! — громко кричит он и бежит к двери.

(46)Когда они сидят за столом и пьют крепкий, пахучий чай, Коля необыкновенно счастлив: мать рядом с ним, она ласково щурит глаза. (47)Лицо у неё усталое. (48)Она спрашивает удивлённо:

— Ты всё ждал меня? (49)И не спал?

— (50)Ждал. (51)Мишка у меня был! (52)Мы вдвоём ждали!

— (53)Колька ты мой, Колька, — говорит мать и нежно шевелит, треплет его волосы. — (54)А я с операции. (55)Никак не могла раньше.

— (56)Ложись, мам, ложись, — чувствуя необыкновенный прилив любви к матери, говорит Коля. — (57)Ты устала! (58)Ты ведь устала, мама! (59)Да?

(60)Мать целует его и, на ходу раздеваясь, идёт к постели.

— (61)А я подъезжаю и думаю: «Спит мой Колька, наверное». (62)А ты, оказывается, ждал! (63)Ах ты, Колька мой!

— (64)Мам, а мам, — еле шепчет он. — (65)Ты обо мне не беспокойся...

(66)В комнате темно и тихо.

(По Ю. В. Бондареву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Доклад "Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников"

Сочинение-рассуждение как средство развития речевой и читательской культуры школьников...

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...