Промежуточная аттестация по русскому языку. 10 класс
тест по русскому языку (10 класс)

Свиридова Елена Валерьевна

Материал (тест) для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Промежуточная аттестация по русскому языку

                                                                  (тестирование)

                                                                        10  класс 

                                                                        Вариант 1

Ответами к заданиям 1–27 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

На берегу Чуи мы увидели двух коров и несколько овец. Они щипали траву. Вокруг них ходила небольшая, с рыжими подпалинами лайка. Пастуха не было видно.

– И не ищите, – сказал нам шофёр. – Динка сама пасёт их.

– Как так? – удивились мы.

– А вот так. Утром пригоняет их, а вечером ведёт домой.

Мы приехали к домику охотника, начало темнеть. У ворот послышалось мычание. Подошли коровы и овцы. Сзади Динка, умнейшая собака непонятной породы.

Инженер, который ехал с нами, восхитился и стал торговать у хозяйки собаку. Хозяйка долго не хотела продавать, но инженер уговорил её. Он был очень доволен.

– Вот это собака, – сказал он, – трудяга. Не какая-нибудь болонка. Делает дело, оправдывает своё место на земле.

Он не мог нахвалиться Динкой, до поздней ночи рассуждал о смысле собачьей жизни.

Осенью мы заехали к инженеру. Он жил в дачном посёлке под Москвой. На калитке висела дощечка: «Осторожно: во дворе злая собака». Мы открыли калитку и пошли к дому. Из будки выскочила чёрная, в рыжих подпалинах собака и залаяла на нас.

– Динка, Динка, – закричали мы.

Собака остановилась, внимательно посмотрела, вильнула хвостом и потащилась в будку.

Когда мы шли обратно, за заборами на разные голоса лаяли собаки. <...> было множество: овчарки, доги, дворняжки, и на каждой калитке висели жестянки о злых собаках.

1. Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем предложении текста. Запишите это местоимение.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПОРОДА. Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной пород. Породы рыб. Новые породы цветных норок.

2) ПОЗДНИЙ. Задержавшийся появлением, наступивший, совершённый после обычного или нужного времени; запоздалый. П. гость. П. приход на работу. П. рассвет.

3) ТОРГОВАТЬ. Разг. Собираясь купить что-л., прицениваться, договариваться о цене. Т. у соседа велосипед. Долго торговала у хозяйки творог.

4) ВИСЕТЬ. Будучи прикреплённым к чему-л., находиться в вертикальном положении без опоры внизу, на весу. Над столом висит лампа. Картина висит на стене. Бельё висит на верёвке.

5) ЧЁРНЫЙ. Мрачный, безрадостный, связанный с тяжестями жизни. Ч-ая скука, тоска. Ч-ая доля, судьба. Ч-ая полоса жизни.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) В речи инженера, дающего оценку собаке Динке, используется противопоставление («трудяга» – «не какая-нибудь болонка»).

2) Описывая события около домика охотника, автор использует преимущественно слова с положительной эмоциональной окраской (доволен, восхититься, нахвалиться).

3) Текст написан в официально-деловом стиле; цель автора – дать инструкции о том, как вести себя при встрече со злыми собаками.

4) Передавая в начале текста диалог героев, автор использует разговорные конструкции (Как так? А вот так).

5) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте широко используются термины (с подпалинами лайка, болонка, овчарки, доги, дворняжки, инженер и др.), позволяющие автору более точно раскрыть научную тему.

4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) углУбить

2) плодоносИть

3) зАперта

4) добелА

5) оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Толпа, опоясавшая раскат горы, была так далеко, что лиц нельзя было РАЗЛИЧИТЬ.

Вместе с пани Гролинской мы прошли в комнату, обставленную ДОБРОТНОЙ старинной мебелью.

ПОЧТЕННЫЙ ответ сына не успокоил Василия Ивановича.

ЛИЧНОСТНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первый день стартовавшей зимней Олимпиады не принёс никаких неожиданных сюрпризов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ОХРИПШИЙ

около СЕМИДЕСЯТИ лет

самое ЛЕГЧАЙШЕЕ задание

иду к НЕЙ

спелых АБРИКОСОВ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  2. неправильное построение предложения с косвенной речью
  3. ошибка в построении предложения с однородными членами
  4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.
  2. По окончанию еды нож и вилку (выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу.
  3. Ниже гудела проволока на телеграфных столбах, уходящими вперёд длинной вереницей.
  4. Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
  5. К.Г. Паустовский интересовался природой Мещёрского края и посвящал ей своё творчество.
  6. Действие романа «Двенадцати стульев» развёртывается в том же 1927 году, в котором был написан роман.
  7. Можно было прекрасно разглядеть не только выражение лиц, а мельчайшие детали одежды, шитье на кафтанах.
  8. Как-то рано утром руководитель объявил ребятам, что сегодня я пойду с вами в ельник, на склоны ущелья реки.
  9. Экзамен был проведён согласно инструкции.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) маж..рное (звучание), трущ..ба, (совершили) подж..г

2) б..зироваться, сп..сение, к..менистый

3) одр..хлеть, р..дколесье, прим..рять (платье)

4) ж..равль, ж..рнал, брош..ра

5) укор..тить (рукава), см..тровая (площадка), ан..малия

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх..зобилие, с..змала, без..сходный

2) пр..оритет, пр..вет, пр..творяться (больным)

3) чере..чур, не..деланный, и..коренить

4) кур..ёзный, об..ективный, от..явленный

5) ни..вергнуть, чре..мерный, бе..жалостный

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) юрод..вый, игруш..чный

2) усил..вается, буш..вала

3) масл..це, допраш..вать

4) затм..вать, гуаш..вый

5) устойч..вый, веснушч..тый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) выглян..т (звёзды), (родители) утеш..т

2) мел..щий (муку), (овцы) бле..т

3) (дворники) крас..т, помн..щий (детали)

4) независ..мый, (больной) дыш..т (с трудом)

5) тревож..щийся (понапрасну), (молнии) блещ..т

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Последовало продолжительное, глубокое, ничем (НЕ)НАРУШАЕМОЕ молчание.

Остин узнал, что Мария (НЕ)ПЕРЕВОДЧИЦА, а преподавательница английского языка в институте.

Надя взяла букварь и пошла на место, уже (НЕ)ТОПАЯ, а потихоньку.

Барбос был (НЕ)ВЕЛИК ростом, но приземист и широкогруд.

Вечером, когда солнце жгло (НЕ)ТАК сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26

(1)Родина - место, где я родился и вырос... (2)Всю жизнь свою несу её в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно... (3)Непросто понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство. (4)Дороже у меня ничего нет.

(5)Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил из той жизни, которую прожил на родине в те свои годы, когда память наша особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что её поразило, могу сказать: я запомнил образ русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья.

(6)В доме деда была непринуждённость, была свобода полная. (7)Я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми. (8)Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали...

(9)Собственно, вокруг работы и вращалась вся жизнь. (10)Она начиналась рано утром и затихала поздно вечером, но она как-то не угнетала людей, не озлобляла — с ней засыпали, с ней просыпались. (11)Никто не хвастался сделанным, никого не оскорбляли за промах, но — учили... (12)Думаю, что от такого устройства мира и самоощущения в нём очень близко к самым высоким понятиям о чести, достоинстве и прочих мерилах нравственного роста человека. (13)Неужели в том только и беда, что слов этих «честь», «достоинство» там не знали? (14)Но там знали всё, чем жив и крепок человек и чем он нищий: ложь есть ложь, корысть есть корысть, праздность и суесловие...

(15)Ни в чём там не заблуждались: больше того, мало-мальски заметные недостатки в человеке, ещё в маленьком, губились на корню. (16)Если в человечке обнаруживалась склонность к лени, то она никак не выгораживалась, не объяснялась никакими редкими способностями ребенка — она была просто ленью, потому высмеивалась, истреблялась. (17)Зазнайство, хитрость, завистливость — всё было на виду в людях, никак нельзя было спрятаться ни за слово, ни за фокусы. (18)Я не стремлюсь здесь кого-то обмануть или себя, например, обмануть: нарисовать зачем-то картину жизни идеальной; нет, она, конечно, была далеко не идеальная, но коренное русло жизни всегда оставалось — это правда, справедливость. (19)И даже очень и очень развитое чувство, здесь нет сомнений. (20)Только с чувством правды и справедливости люди живут значительно. (21)Этот кровный закон — следование правде — вселяет в человека уверенность и ценность его пребывания здесь.

(22)Родина... (23)Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. (24)Может быть, мне это нужно, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности» всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. (25)И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. (26)Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

(27)Родина...(28)Почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда. (29) Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. (30)Видно, так. (31)Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! (32)Будь счастлива! (33)Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

(По В.М. Шукшину*)

* Василий Макарович Шукшин (1929−1974) — советский писатель, сценарист, актёр, кинорежиссёр.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чувство правды и справедливости даёт человеку ощущение ценности его жизни.

2) Работа, вокруг которой вращалась вся жизнь крестьян, угнетала и озлобляла их.

3) Рассказчик мечтает вернуться на родину, потому что она даёт человеку «запас прочности», возвращает утраченные силы.

4) Крестьянский уклад жизни, отношение русских крестьян к людям близки к представлениям о высоких нравственных идеалах.

5) Образ жизни русского крестьянства, своих предков рассказчику представить трудно, потому что в памяти стёрлись эти картины.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3 содержатся элементы описания внутреннего состояния человека.

2) В предложении 7 представлено повествование.

3) В предложениях 13, 14 представлено рассуждение.

4) В предложении 17 представлено повествование.

5) В Предложения 23 и 24 противопоставлены по содержанию.

24. Из предложений 1−5 выпишите синонимы (синонимическую пару).

25. Среди предложений 9−16 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и лексических повторов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Текст В.М. Шукшина пронизан любовью к своей малой родине, Алтаю. Тропы: (А)_______ («сердце лизнёт до боли чувство» в предложении 3, «обрести утраченный напор в крови» в предложении 25) и (Б)_______ («горячее чувство» в предложении 3, «животворящая сила» в предложении 25, «образ её светлый» в предложении 29) — помогают писателю выразить это чувство, придают повествованию эмоциональность. Чтобы быть убедительным, автор вспоминает о деревенском укладе жизни своих предков, их ценностях, используя разнообразные синтаксические средства, среди которых (В)_______ (в предложениях 15, 18, 24) и (Г)_______ (в предложениях 12,17)» .

1) вводные конструкции

2) эпитет

3) фразеологизм

4) разговорная лексика

5) восклицательные предложения

6) метафора

7) ирония

8) риторический вопрос

9) однородные члены предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Промежуточная аттестация по русскому языку для обучающихся 6 класса

Аттестационная работа по русскому языку для обучающихся 6-х классов  составлена   на основе рабочей учебной программы для II  гимназической ступени и в соответствии с  современными...

Промежуточная аттестация по русскому языку (6 класс)

Данный материал ориентирован на учащихся, обучающихся по программе по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Экзаменационный материал составлен в виде теста , со...

экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5 классе

Экзаменационный материал  для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 5 классе              Тесты предназначены  для проведения промеж...

Материал для промежуточной аттестации по русскому языку в 6 классах

Материал по русскому языку для промежуточной аттестации  в 6 классах содержит вопросы для повторения во втором полугодии. Составлены пояснительные записки для устной и письменной аттестации.Подоб...

Промежуточная аттестация по русскому языку и литературе за курс 6 класса

    Пояснительная записка      Аттестационная контрольная работа (в форме теста) по литературе за курс 6 класса составлена в соответствии с действующей п...

Промежуточная аттестация по русскому языку 6 класс

Промежуточная аттестация по русскому языку 6 класс Вариант 2...

Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку для 5 класса, разработаны в соавторстве с Чердынцевой Верой Сергеевной

Экзамен по русскому языку в 5 классах производится по модели, готовящей учащихся к итоговой аттестации в новой форме и предусматривает проверку знаний учеников по основным разделам программы: орфограф...