Функциональная грамотность и её развитие на уроках и во внеурочной деятельности
методическая разработка по русскому языку

Ната Николаевна Петрова

В публикуемом материале анализируются приёмы и методы, способствующие формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов. В качестве приложения даны фрагменты уроков с  использованием этих приёмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет в режиме онлайн с участием школ Центрального района г.Волгограда

« Функциональная грамотность и её развитие на уроках и во внеурочной деятельности»

Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы в средней школе.

    Выступление Петровой Н.Н., учителя русского языка и литературы МОУ СШ 6.

                                                          Ноябрь 2022 года.

     Психологи выделяют более 200 составляющих успешности обучения. И на первое место ставят умение читать. И не просто читать, а читать осмысленно.

 Сам термин «смысловое чтение» понимается следующим образом: «<…> качество чтения, при котором достигается понимание информационной, семантической и идейной сторон произведения». Таким образом, смысловое чтение тесно  связано  с  познавательной  деятельностью учащегося.

   Как  показывает  практика,  современный  ребёнок не в силах справиться с огромным информационным  потоком,  наличие  которого  оказывается  характерной чертой сегодняшнего мира. От него требуется не столько прочитать, ознакомиться с текстами, но и понять их, осознать, «пропустить через собственное я», что является трудоёмкой задачей для школьника.

Доктор психологических наук, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов отмечает, что использование технологий смыслового чтения оказывает положительное влияние на привитие любви к книгам и чтению, что решает насущную современную проблему отсутствия интереса к чтению в среде школьников.

 Так, ФГОС обозначает следующие умения смыслового чтения: понимание цели чтения; понимание, что читать для определенных целей; выделение главной цели после прочтения текста; понимание главной мысли текста; понимание различных жанров литературы; понимание и оценивание языковых средств в текстах разных стилей.

Учёные выделяют такие способы смыслового чтения, как аналитический (или структурный); синтетический (другое название – интерпретационный); критический (или, по-другому, оценочный). К моменту окончания средней школы обучающие должны уметь применять навыки  каждого  из  указанных  способов  смыслового  чтения.

    Контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации школьников (в 9 и 11 классах) содержат задания, призванные оценить уровень владения навыками работы с текстами различной  тематики.  

  В  старших  классах  происходит дальнейшее совершенствование данных навыков. Перед выпускниками  и  педагогами  стоит  задача углубления   сформированных   компетенций,   как предметных,  так  и  метапредметных.  Важнейшей задачей является научить детей находить в тексте главную  мысль,  проблемный  вопрос,  приводить необходимые  аргументы,  определять  авторскую позицию и выражать своё мнение на проблему, которую ставит автор (что требуется, например, при выполнении 27 задания ЕГЭ по русскому языку). Таким  образом,  развитию  навыков  смыслового чтения практикующему педагогу следует отводить как учебное время при изучении литературы и русского языка, так и те часы, которые запланированы на подготовку обучающихся к сдаче экзаменов (на факультативном уровне, например).

 Руководитель межрегиональной общественной организации « Русская ассоциация чтения» Наталья Николаевна Сметанникова    определила несколько этапов реализации технологии смыслового чтения, которые представляется возможным обозначить в виде цепочки «дотекстовая работа – притекстовая  работа  –  послетекстовая  деятельность». Обратимся к каждому структурному компоненту отдельно.

Так, текстовая деятельность на уроке, предваряющая непосредственно чтение, имеет своей целью познакомить обучающихся с основными сведениями жизни автора, раскрыть смысл заглавия как сильной позиции текста, а также содержание и  семантическую   функцию   эпиграфов,   сносок и других дополняющих основной текст элементов (если таковые имеются). Притекстовая деятельность подразумевает вычленение смысловых частей текста в процессе чтения. Особый интерес в коллективе школьников всегда вызывают задания на прогнозирование, например, высказывание предположений о том, как будут развиваться события, трансформироваться судьбы героев повествования, меняться их настроение и роль в произведении и т.п. Послетекстовая деятельность носит функцию контрольного мероприятия, проверяющего качество проведения осмысления прочитанного. В рамках названного этапа происходит определение позиции автора по проблемному вопросу, её аргументация. Здесь уместно проводить дискуссии и обсуждения основных смыслов прочитанного, предлагать учащимся выполнение творческих заданий и т.п. Каждый из указанных этапов работы с текстом может быть успешно реализован в ходе изучения русского языка в средней школе. Перейдём к конкретным примерам.

В качестве дотекстовой деятельности учащимся может быть предложена работа с личностью автора текста, представленного в упражнении. Тем ученикам, которые отличаются устойчивым интересом к чтению, могут быть предложены вопросы о том, известны ли им какие-либо факты биографии писателя, какие произведения данного автора оказали на них сильное впечатление и т.д. Таким образом, учитель актуализирует знания более сильных учащихся, а также мотивирует тех, кто не участвует в беседе, на проявление собственных познавательных навыков, формирует устойчивый интерес к предмету в том числе и через применение технологий дифференцированного обучения. Кроме того, преподаватель может заранее нацелить одного из членов учащегося коллектива на самостоятельную подготовку справочного материала об авторе, чей текст планируется для работы на уроке русского языка. Здесь в качестве задания может быть предложено не только краткое сообщение о жизни  и  творчестве  писателя, но и презентация, видеоклип или иное иллюстративное представление информации. Причём целесообразно будет  предложить  ученику  заранее в процессе подготовки составить список вопросов для группы слушателей, чтобы нацелить их на активное участие в данном этапе урока.

Интересной оказывается  и такой  вид работы как осмысление заголовка текста. Данный приём находит широкое применение на уроках литературы, однако этот приём может быть применён на уроках развития речи, в частности, при написании изложений. Причём данная работа может не ограничиваться лишь интерпретацией заглавия. Здесь представляется возможным предложить учащимся создать ассоциативные ряды, озвучивание которых поможет собрать целый словарь синонимов, пользование которым в процессе создания собственного речевого произведения позволит учащимся избежать лексических и грамматических ошибок. Таким образом, на практике доказывается, что владение технологиями смыслового чтения помогает формировать навык грамотного изложения собственных мыслей, что в свою очередь положительно сказывается на функциональной грамотности учащегося в целом.

Следует отметить, что важным этапом в формировании навыков смыслового чтения оказывается непосредственно притекстовая деятельность. Исследователи справедливо отмечают, что продуктивное чтение возможно как при изучающем, так и при поисковом виде чтения. Здесь всё зависит от целеполагания и установок, которые даётся учителем.

При изучении, насколько это возможно в практике обучения русскому языку, объёмных текстовых материалов, например, при чтении текстов, которые предлагаются для работы в контрольно- измерительных материалах к ОГЭ или ВПР, возможно составление планов текстов различных типов. Такая работа эффективна также при подготовке учащихся к написанию сжатого изложения в 9 классе (первое задание материалов экзамена). Таким образом, школьники нарабатывают умение вычленять микротемы, определять границы абзацев, не пропускать при пересказе концептуально важную информацию.

Интерес в классе всегда вызывают задания, которые предполагают собственное размышление о дальнейшей судьбе героев текста, поскольку зачастую тексты для написания сочинений и изложений представляют собой фрагменты целостных произведений авторов. Здесь можно предложить классу самостоятельно «додумать» финал, а также сравнить предложенную сюжетную линию с той, что действительно имеет место в произведении автора.

Работа после прочтения текста также является необходимым этапом. Здесь свою эффективность обнаруживает технология создания  кластеров, или графическое представление той информации, которая освоена посредством чтения. Данный вид работы может быть использован учителем русского языка не только при работе с текстовым материалом упражнений или при подготовке учащихся к письменной части ОГЭ и ВПР. Он эффективен и при изучении теоретических сведений из параграфов учебника. Зачастую такого рода информация даётся в учебных пособиях в виде сплошного текста, который можно предложить классу преобразовать в таблицу или схему. В процессе создания данного вида наглядности происходит осмысление и запоминание прочитанного. Следует также сказать о том, что составление кластеров может происходить по новой теоретической теме, а также иметь цель актуализировать пройденный материал.

Для учащихся выпускных классов важную роль играет частотное выполнение творческих заданий, которые завершают чтение текста. Выявление проблемного вопроса, поднятого автором, дискуссии на заданную тему – всё это мотивирует учащихся на создание собственного речевого произведения. И здесь учителю важно не ограничиться рамками прочитанного текста. Преподаватель может организовать работу в классе таким образом, чтобы обучающиеся  вспомнили, какие ещё произведения они читали на смежную тематику, как в определённой ситуации поступали иные герои, какие качества личности помогали им в преодолении проблемных вопросов и т.п. Такие задания в целом направлены на активизацию познавательного интереса детей, актуализацию их читательского опыта.

Методы и приёмы смыслового чтения, применяемые на уроках русского языка и литературы:

  вопросно-ответные упражнения предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

 восстановление / заполнение пропусков – приѐм работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решѐткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы;

  упражнение на дополнение – приѐм работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста;

 исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте;

  сопоставление / нахождение сходств и различий – приѐм работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.;

 перекодирование информации – приѐм работы, заключающийся в переносе информации из одной формы еѐ представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот;

  называние – приѐм работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.);

  составление списка – приѐм работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определѐнной темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий);

  множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

  конспектирование/составление кратких записей – приѐм работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ);

  деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них;

 составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам;

  • логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.;

  заполнение таблицы – приѐм работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации;

  верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путѐм соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Очень важным является предвосхищение/прогнозирование (антиципация) – приѐм работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста. С помощью антиципации — догадки, мысленного предвосхищения содержания и плана последующего изложения — читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, читаемом в данный момент, но и предполагает, догадывается — по логике развития мысли автора,— о чем тот должен сказать вслед за этим.

Различают несколько видов антиципации: -предвосхищение плана последующего изложения; оно помогает контролировать композицию произведения, осмысливать его логическую структуру; -предвосхищение содержания последующего изложения; оно помогает соотносить части текста по содержанию, контролировать содержательные связи в тексте. Применяются в школе антиципации по обложке, по автору, по иллюстрации, по заголовку.

   Таким образом, развитию навыков смыслового чтения учителю-словеснику, преподающему предмет в классах средней школы, следует уделять особое внимание, поскольку владение технологиями смыслового чтения не только позволит школьникам успешно справиться с выпускными экзаменами, но и обрести необходимый навык, заключающийся в умении ориентироваться в огромном информационном потоке, характерном для сегодняшнего общества, а также улучшить качество устной и письменной речи.

Приложение 1. Из опыта работы.

                      Фрагмент урока русского языка в 8 классе.

Использование приёмов смыслового чтения при работе с художественным текстом как форма подготовки к итоговому собеседованию

-Как вы думаете, каковы задачи сегодняшнего урока?

-Вы знаете, что в 9 классе вас ожидает устное собеседование по русскому языку, одним из заданий которого будет работа с текстом, умение читать и пересказывать текст. Давайте с помощью записанных на доске опорных фраз определим задачи сегодняшнего урока:

  • Научиться вдумчиво….(читать)
  • Извлекать из прочитанного…. (нужную информацию)
  • Познакомиться с…(разными типами чтения)

Опорные слова написаны на доске, учащиеся формулируют задачи урока

3. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

Прежде чем начать работу с текстом я должна вам напомнить, что процесс чтения делится на 3 части:

  1. Предчтение (до момента чтения, когда читающий знакомится с текстом, с заголовком).
  2. Непосредственно сам процесс чтения.
  3. Постчтение (после чтения), когда читающий мысленно обращается к прочитанному, задумывается над проблемами текста.

Прежде чем перейти непосредственно к работе с текстом, посмотрите на слайд с изображением Ф.И. Шаляпина:

-Как вы думаете, кто изображён на снимке?

- Попытайтесь извлечь информацию из фотографии.

- Сделайте предположения.

Давайте вспомним, с чего начинается чтение? (с просмотра)

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ

    Фёдор Иванович Шаляпин – великий российский певец, получивший мировое признание, актёр, обладающий огромным талантом, волей и трудолюбием. Он был наделён от природы прекрасным по тембру голосом – басом, который был богат разнообразными звуковыми оттенками.

    С юношеских лет Фёдора Шаляпина влекло к искусству. Он пел в хоре, потом ему начали поручать небольшие роли в оперных спектаклях. Своим появлением на сцене Шаляпин внёс в оперное искусство полную гармонию между музыкальной и психологической характеристикой образа. До него это не удавалось ни одному оперному певцу. Первую сольную роль в опере «Евгений Онегин» Шаляпин исполнил в марте 1890 года.

   Фёдор Иванович был не только великим певцом, но и великим актёром. Уже на репетициях он полностью перевоплощался в создаваемый им образ. Прекрасно владея искусством грима, он всегда гримировал себя сам. В опере Шаляпин участвовал не только как артист, но и как режиссёр. В 1918 - 1921 годах Фёдор Иванович Шаляпин является художественным руководителем Мариинского театра.

   Шаляпин создал целую галерею гениальных образов оперного репертуара: царь Борис Годунов, Иван Сусанин, царь Иван Грозный и другие. Фёдор Иванович Шаляпин оставил неизгладимый след в истории русской и мировой культуры.


1 тип: ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ (общее знакомство с текстом).

Что мы можем сказать о тексте?

- небольшой по объёму

-4 абзаца (4 микротемы)

-текст без названия

-в нем есть имена собственные и даты

-в конце предложений стоят точки. Это повествовательные предложения.

2 тип: ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (читаем текст полностью, жужжащее чтение, вполголоса)

Мы видим, что текст без названия. Давайте придумаем заголовок, который наиболее полно передаёт основную идею текста. Что такое заголовок? - это прогнозирование содержания текста.

Вспомним требования к заголовку текста:

  1. Заголовок должен сообщить читателю, о чём статья, и побудить его эту статью прочесть.
  2. Он должен быть ясным, понятно сформулированным, не противоречить содержанию текста.
  3. Возбуждать интерес читателя.

Чтобы правильно придумать заголовок, давайте определимся, какова основная мысль текста? (Шаляпин – выдающийся русский певец, актёр и режиссёр)

Как можно озаглавить текст, учитывая его основную мысль? (Ф.И Шаляпин).

Следующим шагом будет построение плана. Для чего нужен план?

  1. Помогает лучше понять тему текста.
  2. Воспроизвести хронологию событий.
  3. Сохранить последовательность изложения.

Давайте обратимся к тексту. Воспользуемся следующим типом чтения: ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. Читаем 1 абзац. Озаглавливаем его.

  1. Шаляпин – выдающийся деятель искусства.
  2. Шаляпин – певец.
  3. Шаляпин – актёр, режиссёр, художественный руководитель театра.
  4. Шаляпин – мастер своего дела.

Идём дальше. Предлагаю вам поработать в парах и воспользоваться ПРИЁМОМ : ВЕРНО ЛИ, ЧТО… Этот приём предусматривает максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и критическое её осмысление.

Предлагаю поработать с КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ текста. ПРИЁМ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА» (наиболее важные слова в тексте). Александр Блок говорил, что текст – это покрывало, растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – и есть те самые колышки. Если правильно их найти, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Как найти ключевые слова? Обычно это главные члены предложения либо один из них.

  1. Мировое признание.
  2. Пел в хоре
  3. Сольное исполнение
  4. Великий актёр, режиссер, художественный руководитель театра.
  5. Галерея исторических образов.

Вернёмся к тексту. Предлагаю вашему вниманию следующий приём смыслового чтения «ЧТЕНИЕ В КРУЖОК» - проверка понимания читаемого текста. Один ученик читает абзац. Остальные должны придумать вопросы к этому абзацу и проверить, понимает ли читающий текст.

Приложение 2. Из опыта работы.

Фрагмент урока литературы в 8 классе.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОГРАФИИ И.А. БУНИНА

 Используем сплошной текст. К сплошным текстам относятся тексты различных типов речи: описание, повествование, рассуждение, к несплошным – разного рода схемы, графики, диаграммы. При изучении биографии писателя, при рассмотрении особенностей его творческой манеры можно обратиться к тому, как оценивает его другой мастер слова. Ведь он способен увидеть в творении своего собрата по перу то, что видно только изнутри, то, что не замечает обычный читатель.

 Так писатель Юрий Нагибин в рассказе «Учитель словесности» знакомит нас с фактами из детства Ивана Бунина, когда он учился в Елецкой гимназии. Его учитель словесности, заметив тягу ученика к поэзии, просит Ваню высказать мнение о своём романе. Замечания мальчика по поводу написанного во многом помогают понять, какой в будущем будет творческая манера Ивана Бунина.

Предлагаю познакомиться с заданиями к отрывку из этого рассказа, которые как раз и развивают навыки смыслового чтения.

                                       Отрывок из рассказа:

 «Варсанофьев начал читать, и вскоре несколько сбитый голос его вновь обрел глубину и сдержанную выразительность. Как все-таки  полезно читать вслух свое произведение другому человеку, пусть и глуховатому к твоей боли, твоим думам. Нет лучше проверки, каждое неверное слово, как поддельная монета на звон, сразу себя обнаруживает. И Варсанофьев с крепнущим чувством гордости убеждался, что нет у него таких фальшивых и ложных слов. Повествование о горестной и типической судьбе бессчастного Клима естественно, как поток, стремилось к его самоистреблению. Повесился в остроге горемыка. И вот уже его худое тело закачалось на сопревшей мочальной веревке. — Нет! — вдруг громко сказал слушатель. — На мочальной веревке, да еще сопрелой, не повесишься. — В литературе почти всегда вешаются на мочальной веревке, — возразил учитель. — В литературе, а не в жизни. Я понимаю, так жалостнее. Но веревка или порвется или развяжется. — А вы откуда, собственно, это знаете? — ядовито спросил Варсанофьев. — Неужто, пробовали? — Не доводилось, — последовал ледяной ответ. — И вам не советую, если хотите наверняка. А вот девушка у нас одна пробовала. Только горло ободрала. — Довели? — спросил вконец обозлившийся Варсанофьев. — Понесла от кучера. А он женатый. — Бог с ней… В конце концов, Клим мог повеситься и на пеньковой веревке. — Откуда в остроге веревка? По ней из окна спуститься можно. Бежать. — Разве это так важно? Рассказ ведь не о том. Замучили человека — он и руки на себя наложил. А все эти мелочи, кому они нужны? — Ну как же?.. — чуть растерянно сказал Ванечка. — Нужны, однако… Иначе ничему веры не будет. — Так на чем же ему вешаться, черт бы его взял! — вскричал раздосадованный Варсанофьев. — Говорят, и на рукаве повеситься можно… — Ладно! — Варсанофьев вскочил и кинулся за занавеску: нужно было успокоить расходившиеся нервы»

                                                     Вопросы к тексту

 1. О ком повествуется в романе, написанном Варсанофьевым?

2. Зачем Варсанофьев читает свой роман ученику?

 А. Хочет перед ним похвастаться.

 Б. Ему важно его мнение.

 В. Убедиться в том, что его произведение безупречно.

3. Как меняется настроение Варсанофьева во время чтения и общения с Ваней?

 4. Озаглавьте текст. Выбери названия, которые отражают идею текста:

 А. Как в жизни

 Б. Новый роман

 В. Литература и жизнь

 5. Прочитай ещё раз диалог и на его основе дополни предложения

1. Варсанофьев считал, что жизнь и литература _____  

2. Ваня считал, что в литературе всё должно быть как ____ .

 3. Ваня думал, что мелочи нужны _______________________ .

6. Отметь значком правильный вариант ответа, согласно тексту:

А. Варсанофьев считал свои произведения талантливыми.

 Б. Ваня предпочитал точность и внимание к мелочам в литературе.

 В. Ваня высоко оценил произведение Варсанофьева.

7. Как ты считаешь, почему Ваня растерялся, когда услышал о том, что Варсанофьеву не нужны мелочи? Выскажи свою точку зрения и обоснуй!

 8. Выбери слова, которые характеризуют Варсанофьева, и впиши их в кластер.

 Слова для справок: царственность, радушие, надменность, равнодушие, величавость, доброта, милосердие, сочувствие, спесивость, самомнение, уверенность в своей правоте, вспыльчивость.

9. Объясни значение устаревших слов.

 А. острог  Б. горемыка   В. кучер

 10. Можете ли вы предсказать, прославится ли как писатель Варсанофьев? Что будет свойственно творческой манере Ванечки?

 

Как видим, здесь использованы различные типы заданий, которые позволяют и развивать, и проверять навыки чтения. Среди них есть задания «множественного выбора» (выбор правильного ответа из предложенных вариантов); задания «на соотнесение» (нахождение синонимов и антонимов); задания «на дополнение информации» (завершение предложений). Такие задания позволяют обычную информацию использовать для понимания подтекстовой информации, которая и способствует более полному пониманию и осознанию текста.

-

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности

Выступление: Духовно – нравственное воспитание и развитие на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности....

Особенности развития естественнонаучной грамотности обучающихся 6-7 классов в рамках курса внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем»

С 2021 года в ГБОУ СОШ № 464 Пушкинского района СПб осуществляется реализация курса внеурочной деятельности для 6-7-х классов "Мир, в котором мы живем", одним из авторов-составителей которой...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

Мастер-класс "Финансовая грамотность как метапредметный результат на уроках и во внеурочной деятельности"

Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги. Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнеде...

Статья "Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся как средство повышения функциональной грамотности на уроках информатики и внеурочной деятельности"

Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности, рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, ...

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...