НЕ с прилагательными (русский яз. 6 кл.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского яз. в 6 кл. по теме: "НЕ с именами прилагательными"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: НЕ с прилагательными

Цель: усвоение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные: знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: письмо, индивидуальные рабочие листы (приложение 1), карточки с изображениями животных для составления предложений (приложение 2), ноутбук для работы с презентацией (приложение 3).

  1. Мотивация.

- Дорогие ребята, здравствуйте!

Вчера мне пришло одно электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать одно объявление.

- Почему у него возникло затруднение?

- Разве русский язык нужен человеку, работающему с животными?

Добрые люди!

(Не)проходите мимо! Наши питомцы очень ждут вас! Многие из наших милых зверят оказались на улице по (не)лепой случайности. Приносите с собой (не)безвкусные, а ароматные котлетки и пышные булочки. Помните: (не)друг (не)сможет покормить наших постояльцев!

Ваш визит будет ничуть (не)скучный. Ждём всех (не)равнодушных людей!

- Ребята, давайте поможем ему написать этот текст верно.

- Посмотрите внимательно на выделенные слова и объясните правописание слов.

- В написании каких слов вы испытали затруднение?

(В словах (не)лепой, (не)безвкусные, (не)равнодушных, (не)скучный.)

А к какой части речи относятся данные слова?

(К именам прилагательным.)

- А почему вы испытали затруднение в данных словах?

(Эту тему не изучали.)

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)

Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

Мы должны

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

  1. Алгоритм

– Что мы должны сначала сделать, чтобы узнать, как пишется НЕ с прилагательными?

(Составить алгоритм, продумать шаги.)

- Как можно писать НЕ с именем прилагательным?

(Слитно или раздельно.)

- Как напишете прилагательное НЕЛЕПОЙ? Почему?

(Слитно - слово без НЕ не употребляется.)

- Слитно или раздельно напишете слово (НЕ)БЕЗВКУСНЫЕ? Почему?

(Раздельно – есть противопоставление с союзом а.)

- Как напишете прилагательное (НЕ)СКУЧНЫЙ? Почему

(Раздельно – есть слово ничуть.)

- Как напишете слово (НЕ)РАВНОДУШНЫХ? Почему?

(Слитно - можно заменить синонимом ОТЗЫВЧИВЫХ.)

- А теперь повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

https://lh5.googleusercontent.com/ImPBtU7qBdiqFOAWV-S7ebgAwQJ9W4MiH284XKJQbyb1iV7LIwunQ4nyg2NZAa2PZ_xngl8RhIPdb3h-LEKefn_r2RB5KL9ajjGFz8IdIfW2UvdZJxyL-2YGtVVIXMFgX81j46kE96zdqSwWNw

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание: выписать из текста прилагательные с НЕ и объяснить их правописание, используя получившийся алгоритм.

- При выполнении задания будьте внимательны: какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретим?

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и начинает выбрасывать из гнезда другие яйца, пока гнездо не станет пустым. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растёт кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых, и приёмные родители едва успевают совать корм птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

- Какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретили?

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.

нечаянная встреча

не мягкий, а твёрдый хлеб

нестрогий человек

далеко не удачный ответ

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

неожиданное известие

не скучная, а интересная книга

неглубокий овраг

небрежный почерк

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Предлагаю вам выполнить тест:

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

б) раздельно

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

- Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» - 3 верных ответа

«3» - 2 верных ответа

- У кого всё получилось – поднимите руки.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Задание для тех, кто не справился с предыдущей работой: спишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не)верный друг; (не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд; вовсе (не)интересный фильм.

Задание для тех, кто справился с предыдущей работой: найдите третье «лишнее».

а) (не)красивый птенец, неумные слова, (не)уклюжий медведь

б) (не)долгий перелёт, (не)лепый взгляд, (не)страшный волк

в) (не)жный взгляд, (не)молодой лось, (не)известное животное

г) (не)брежный вид, (не)старый человек, (не)слабый конкурент

  1. Творческое задание (по группам, см. Приложение 2)

Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:

Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.

Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.

Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.

  1. Рефлексия.

- Какую проблему мы сегодня решали?

- Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

- Продолжите:

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …
  1. Домашнее задание (на выбор).

Упражнение 357 (стр.26 учебника).

Упражнение 360 (стр.27 учебника).

Написать объявление «Пропала собака» с использованием слов с НЕ (существительных, глаголов, прилагательных).

Использованная литература:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2021.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2019.
  3.  Г.В. Цветкова, О.В.Чермашенцева: Русский язык. 6 класс. Технологические карты. По учебнику Баранова М.Т. и др. I полугодие. ФГОС. Изд-во «Учитель», 2019.
  4. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

«Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (русский язык 6 класс, 2 часа)

Данный урок русского языка по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» (2 часа) ориентирован на работу по учебнику «Русский язык. 6 класс» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Л...

семантика имён прилагательных русского, английского и татарского языков, в исходном значении обозначающих цветовой признак

Предметом изучения в работе послужили ФЕ татарского,английского и русского языков.Цель исследования-выявить символику прилагательных со значением "цвет" в рассматриваемых языках....

Дидактический материал по разделам :"Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное". Русский язык 5 кл.

Разработанный дидактический материал используется для формирования умений и навыков по темам "Имя существительное", "Имя прилагательное", а также для оценки универсальных учебных действий на уроках ру...

Презентация "Сопоставительный анализ имен прилагательных русского и осетинского языков"

Сопоставительный анализ имен прилагательных русского и осетинского языков...

Тема «Склонение полных прилагательных». Русский язык 6 кл. Алгоритм работы с продуктивным заданием. Тезисы онлайн-доклада

Планируемые результатыПредметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями) показать умения:      выделить основную мысль текста и подобрать соответствующий заголовок...