Несклоняемые существительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка на тему: "Несклоняемые существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Несклоняемые существительные37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку №1

Тема урока

Несклоняемые существительные

Цели урока

Повторить сведения о том, сколько склонений в русском языке;

– Познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»;

– Научить находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи.

Тип, вид урока

Урок открытия нового знания

Личностные УУД

Стремиться к речевому самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности;

Способствовать укреплению нравственных основ личности;

– Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты

 усвоение групп несклоняемых существительных;

 обогащение устной и письменной речи с помощью правильного употребления несклоняемых существительных.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

Переработка учебного материала в форму схемы, отбор и систематизация материалов, установление аналогий.

Коммуникативные УУД:

Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

– Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД:

умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности;

адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления.

Образовательные ресурсы урока

Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М.  Т.  Баранов, Т.  А.  Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М.  Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Орг.момент

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

– Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна.

– Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают дату, включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:

-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем;

-осознание познавательной задачи.

II. Мотивация к изучению нового материала

– На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте вспомним, в каких случаях в суффиксе –ен- существительных на –мя пишем букву е?

Прослушивание выступлений учащихся о происхождении имен (2 человека выступают с сообщением)

- Ваше домашнее задание на сегодняшний урок – подготовить сообщение о происхождении имени. Давайте послушаем сообщения одноклассников.

Формулирует тему урока и цель учебной деятельности вместе с учащимися.

– Давайте вспомним, сколько склонений в русском языке? Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая   не подчиняется общему правилу.

Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока,  прослушайте стихотворение: (Стихотворение на слайде)

«Про то, как не надо говорить»:

Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,

Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…

А вернее – я и ты без кашна и без пальты.

Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.

Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!

В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!

- Употребление каких слов в стихотворении вам показалось странным? Все ли значения слов вам понятны?

Словарная работа над неизвестными словами

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

 манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

- А теперь, мы все побудем редакторами! Давайте вместе исправим ошибки в тексте стихотворения.

- Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

–Верно! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке?

Обдумывают ответы на вопрос, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают правило изученное на предыдущем уроке.

Слушают выступления, подготовленные одноклассниками. Учитель выставляет отметки выступающим.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал о склонениях - существительные бывают 3– х типов склонения: 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я, 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е, 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце. Определяют тему урока с помощью стихотворения – редактируют его.

Учащиеся называют слова: кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду.

Учащиеся знакомятся с определениями ранее неизвестных им слов.

Исправляют ошибки в тексте под контролем учителя. Читают получившееся стихотворение.

Отвечают на вопрос учителя, что все слова в тексте не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков. Определяют тему урока.

Записывают тему урока – «Несклоняемые существительные». Определяют цели урока.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение определять       и формулировать цель урока (целеполагание).

III. Актуализация опорных знаний урока

– Сегодня мы познакомимся с этой группой существительных,  научимся находить их в тексте, будем учиться употреблять их в речи.

– Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа. Давайте убедимся в этом и попробуем просклонять несклоняемое существительное «метро»:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

В.п. вижу метро

Т.п. восхищаюсь метро

П.п. еду в метро

- Какой вывод сделаем?

- С помощью схемы познакомимся с группами несклоняемых существительных:

1. Заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные) :

1) Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

2) Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

3) Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

4) Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино.

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола   и    оканчивающиеся на согласный:  мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс  

3. Русские и украинские фамилии   на –О и –ЫХ(-ИХ):  Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ.

- Найдите в учебнике параграф 47 «Несклоняемые имена существительные» и прочитайте правило данное вам для ознакомления. Узнали ли вы что-то новое о несклоняемых именах существительных?

Выполняют задание, пробуют склонять слово.

Что существительное несклоняемое и они убедились в этом на практике.

Рассматривают схему данную учителем.

Изучают параграф 47.

Обобщают знания полученные из параграфа учебника и ранее рассмотренной схемы.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:

осознание необходимости самосовершенствования, выражение    желания осваивать новые знания.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

 Чтобы усвоить новые знания, выполним задание – на слайде презентации дан текст, ваша задача, пользуясь схемой и материалом в учебнике, найти несклоняемые существительные и выписать их.

Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене.

     Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри.

     Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси.

     Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами.

Выписывают слова, объясняют свою точку зрения, опираясь на таблицу.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

– Выполним упр.266 по вариантам 1- первые 8 словосочетаний, 2- последние 8 словосочетаний. Ваша задача из данных слов составить словосочетания по указанной схеме, указать падежи, в которых употреблены несклоняемые существительные.

 1 вариант – гулять без пальто (Р.п.), выйти из кино (Р.п.), живет близ метро (Р.п.), доехать до шоссе (Р.п.), услышали по радио (Д.п.), играть на пианино (П.п.), подъехать к депо (Д.п.), ходить без кашне (Р.п.)

2 вариант – добавил в какао (В.п.), строится у нового ателье (Р.п.), движется по высокогорному плато (Д.п.), появилась на табло (П.п.), ждать в фойе (П.п.), стучал по жалюзи (Д.п.), поступить в МГУ (В.п.), зайти в соседнее кафе (В.п.)

Выполняют упр.266, после участвуют в выборочной проверке по вариантам.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

умение структурировать знания, выбор      наиболее эффективных   способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

VI. Рефлексия учебной деятельности

– Что мы повторили на уроке?

Что узнали нового на уроке?

В каких случаях существительные являются несклоняемыми?

- Оцените свою деятельность на уроке. Что вам далось легко? Возникли ли трудности?

 

Отвечают, что повторили склонения существительных.

Говорят, что узнали о существовании несклоняемых существительных.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. 

Оценка деятельности на уроке.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Подведение итогов

Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели?

–Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок.

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

Слушают оценки, участвуют в их комментировании.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов.

VIII. Домашнее задание

– Ребята, на следующее занятие вам необходимо:

  • Прочитать параграф 47, знать схему, записанную в тетради.
  • Упр. 268.

– Спасибо за работу на уроке! Буду с нетерпением ждать нашей новой встречи.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем.

Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания.

Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)

Урок русского языка "Несклоняемые существительные"  в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания.  ...

Несклоняемые существительные

презентация к уроку...

Несклоняемые существительные

презентация к уроку...

Род несклоняемых существительных.

Материал можно использовать для подготовки урока на тему: "Род несклоняемых существительных"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"

урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...

Несклоняемые существительные

Презентация состоит из двух частей. Первая часть - теория по теме, вторая - практические задания, которые помогут закрепить изученный материал....