Несклоняемые существительные
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка на тему: "Несклоняемые существительные"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку №1
Тема урока | Несклоняемые существительные | ||
Цели урока | – Повторить сведения о том, сколько склонений в русском языке; – Познакомить с понятием «несклоняемые имена существительные»; – Научить находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи. | ||
Тип, вид урока | Урок открытия нового знания | ||
Личностные УУД | – Стремиться к речевому самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности; – Способствовать укреплению нравственных основ личности; – Формировать устойчивую мотивацию к изучению и закреплению нового материала, а также способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. | ||
Предметные результаты | – усвоение групп несклоняемых существительных; – обогащение устной и письменной речи с помощью правильного употребления несклоняемых существительных. | ||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД: – Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – Использование родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; – Переработка учебного материала в форму схемы, отбор и систематизация материалов, установление аналогий. Коммуникативные УУД: – Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; – Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; – Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД: – умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности; – адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причины и пути преодоления. | ||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ч2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175с.). | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
I. Орг.момент | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок. – Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна. – Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Записывают дату, включаются в деловой ритм урока. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
II. Мотивация к изучению нового материала | – На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым правилом. Давайте вспомним, в каких случаях в суффиксе –ен- существительных на –мя пишем букву е? Прослушивание выступлений учащихся о происхождении имен (2 человека выступают с сообщением) - Ваше домашнее задание на сегодняшний урок – подготовить сообщение о происхождении имени. Давайте послушаем сообщения одноклассников. Формулирует тему урока и цель учебной деятельности вместе с учащимися. – Давайте вспомним, сколько склонений в русском языке? Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая не подчиняется общему правилу. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, прослушайте стихотворение: (Стихотворение на слайде) «Про то, как не надо говорить»: Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! - Употребление каких слов в стихотворении вам показалось странным? Все ли значения слов вам понятны? Словарная работа над неизвестными словами кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне – шейный шарф, пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта. - А теперь, мы все побудем редакторами! Давайте вместе исправим ошибки в тексте стихотворения. - Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? –Верно! Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишите тему урока в тетрадь. Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке? | Обдумывают ответы на вопрос, участвуют в диалоге с учителем. Вспоминают правило изученное на предыдущем уроке. Слушают выступления, подготовленные одноклассниками. Учитель выставляет отметки выступающим. Учащиеся вспоминают ранее изученный материал о склонениях - существительные бывают 3– х типов склонения: 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я, 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е, 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце. Определяют тему урока с помощью стихотворения – редактируют его. Учащиеся называют слова: кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду. Учащиеся знакомятся с определениями ранее неизвестных им слов. Исправляют ошибки в тексте под контролем учителя. Читают получившееся стихотворение. Отвечают на вопрос учителя, что все слова в тексте не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков. Определяют тему урока. Записывают тему урока – «Несклоняемые существительные». Определяют цели урока. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель урока (целеполагание). |
III. Актуализация опорных знаний урока | – Сегодня мы познакомимся с этой группой существительных, научимся находить их в тексте, будем учиться употреблять их в речи. – Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа. Давайте убедимся в этом и попробуем просклонять несклоняемое существительное «метро»: И.п. построено метро Р.п. стою у метро Д.п. иду по метро В.п. вижу метро Т.п. восхищаюсь метро П.п. еду в метро - Какой вывод сделаем? - С помощью схемы познакомимся с группами несклоняемых существительных: 1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные) : 1) Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони. 2) Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио. 3) Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино. 4) Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. 2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс 3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, Т.Г. Шевченоко, А.Н.Приходько. 4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ. - Найдите в учебнике параграф 47 «Несклоняемые имена существительные» и прочитайте правило данное вам для ознакомления. Узнали ли вы что-то новое о несклоняемых именах существительных? | Выполняют задание, пробуют склонять слово. Что существительное несклоняемое и они убедились в этом на практике. Рассматривают схему данную учителем. Изучают параграф 47. Обобщают знания полученные из параграфа учебника и ранее рассмотренной схемы. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | – Чтобы усвоить новые знания, выполним задание – на слайде презентации дан текст, ваша задача, пользуясь схемой и материалом в учебнике, найти несклоняемые существительные и выписать их. Прошлой весной мадам Анна Викторовна Осипенко ездила на экскурсию по странам Европы. Она побывала в Париже, Хельсинки, США, Копенгагене. Быстро мчится по шоссе автобус, а Анна Викторовна вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Белых Зинаиды Сергеевны. На пути из Финляндии в Швецию она узнала о страшном цунами, произошедшем на Капри. Когда огромный пароход подходил к Стокгольму, Анна Викторовна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно. Ее поразили нарядные, будто сделанные из папье-маше башенки «города веселого Карлсона». В обед она с удовольствием поела в кафе филе осетра с пюре, выпила стаканчик пепси. Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Осло – столице Норвегии и мечтала о том, как на будущий год побывает в Монако или в Майами. | Выписывают слова, объясняют свою точку зрения, опираясь на таблицу. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | – Выполним упр.266 по вариантам 1- первые 8 словосочетаний, 2- последние 8 словосочетаний. Ваша задача из данных слов составить словосочетания по указанной схеме, указать падежи, в которых употреблены несклоняемые существительные. 1 вариант – гулять без пальто (Р.п.), выйти из кино (Р.п.), живет близ метро (Р.п.), доехать до шоссе (Р.п.), услышали по радио (Д.п.), играть на пианино (П.п.), подъехать к депо (Д.п.), ходить без кашне (Р.п.) 2 вариант – добавил в какао (В.п.), строится у нового ателье (Р.п.), движется по высокогорному плато (Д.п.), появилась на табло (П.п.), ждать в фойе (П.п.), стучал по жалюзи (Д.п.), поступить в МГУ (В.п.), зайти в соседнее кафе (В.п.) | Выполняют упр.266, после участвуют в выборочной проверке по вариантам. | Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | – Что мы повторили на уроке? – Что узнали нового на уроке? – В каких случаях существительные являются несклоняемыми? - Оцените свою деятельность на уроке. Что вам далось легко? Возникли ли трудности?
| Отвечают, что повторили склонения существительных. Говорят, что узнали о существовании несклоняемых существительных. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения. Оценка деятельности на уроке. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Подведение итогов | – Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели? –Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок. | Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. |
VIII. Домашнее задание | – Ребята, на следующее занятие вам необходимо:
– Спасибо за работу на уроке! Буду с нетерпением ждать нашей новой встречи. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
Урок русского языка "Несклоняемые существительные" в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. ...

Род несклоняемых существительных.
Материал можно использовать для подготовки урока на тему: "Род несклоняемых существительных"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"
урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...

Несклоняемые существительные
Презентация состоит из двух частей. Первая часть - теория по теме, вторая - практические задания, которые помогут закрепить изученный материал....

Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
