Урок по русскому языку в 8 классе "Виды определений"
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Раткина Светлана Владимировна

Урок-обобщение изученного по теме "Определение. Виды определений". Вспоминаем, обюобщаем, что знаем об определении. Отличаем его от других членов предложения. Учимся использовать в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-obobshchenie_vidy_opredeleniy_8_klass.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика 

Раткина Светлана Влаимировна

Место работы

ГБОУ школа № 112 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

27 (Урок обобщения «Виды определений»)

Тема урока 

Определенно, определение! (обобщающий урок «Виды определений»)

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

 урок освоения новых знаний и умений

 урок-закрепление

 урок-повторение

  •  урок систематизации знаний и умений

 урок развивающего контроля

 комбинированный урок

 другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: мотивация к учебной деятельности; самоопределение, умение оценивать свою деятельность

 

Метапредметные: умение работать с информацией, выполнение логических операций; определение границ своего знания и незнания.

Предметные: умение отличать определения от других членов предложения; умение использовать определения в речи, осознавать их изобразительно-выразительную функцию

Ключевые слова члены предложения, определение, эпитет, текст

Краткое описание (урок призван систематизировать и обобщить изученное об определениях и их видах; формировать умение отличать определение от других членов предложения; умения создавать художественный текст)

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Использую прием «удивления»: объявляю, что сегодня в 8 классе урок русского языка отменяется, а вместо него мы поучаствуем в разбирательстве относительно жалобы Определения на школьников, которые относятся к нему без должного уважения ( определение «обиделось»).

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Предлагаю составить «фоторобот» (характеристику) определения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это член предложения, который относится к … и отвечает на вопросы … . Определение характеризует … . обычно выражается …. И … , но может быть выражено и … .

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься 

Предлагаю найти причины «обиды» определения и  доказать, что восьмиклассники знают и уважают определение и умеют его грамотно использовать.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Коллективная работа.  Предлагаю проанализировать предложения, в которых подчеркнуты члены предложения, и найти ошибки в разборе (в них определения, выраженные существительными, наречиями и инфинитивами, подчеркнуты соответственно как дополнения, обстоятельство и сказуемое). Ученики анализируют предложения, находят ошибки, объясняет их причины, исправляют.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Самостоятельная работа. Самостоятельное составление предложений, в которых бы определение было бы выражено разными частями речи.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Групповая работа (работа в парах). Каждой паре дается одинаковый текст (5 предложений), в котором пропущены определения. Предлагаю вставить подходящие по смыслу определения, которые помогут создать определенное настроение (каждому ряду даю установку с помощью определений создать настроение восторга/страха/иронии).

Делаем вывод о роли определений в художественном тексте.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Предлагаю игровое задание: тремя эпитетами охарактеризовать одноклассника, не называя его. Остальным участникам предложено угадать, кто имеется в виду.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание, которое будет  в ВПР. Среди 4 предложений найти такое, в котором нужно поставить 2 запятые и объяснить, почему. Это будет предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Предлагаю отрывок из стихотворения С. А. Есенина «Отговорила роща золотая…»:
Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Предлагаю определить, о каком времени года идет речь, и пояснить свой выбор.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Анализ двух предложений:

Дом был старый

Старый дом был пуст.

Предлагаю разобрать по членам и сделать вывод о том, почему прилагательное «Старый» в одном предложении будет сказуемым, а в другом – определением.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Предлагаю высказаться о том, напрасна или нет «обида» определения. Ответы должны быть аргументированы.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Раздаю ( в начале урока)детям цветные стикеры в виде сердечек розового, желтого, оранжевого и зеленого цвета. Предлагаю выбрать приклеить на доску один из 4: розовый – было интересно, я все понял и активно работал; оранжевый – было интересно, я все понял, но был не очень активен, так как не всегда был уверен в себе; желтый – урок как урок, ничего особенного; зеленый – мне было скучно.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Предлагаю написать короткое письмо (5-7 предложений) определению, с тем чтобы рассказать о том, за что мы его ценим и уважаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение"

План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение",в коррекционной-школе интернате I,II вида, 5 класс....

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Разработка урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них"

Цель урока: дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические у...

разработка урока по русскому языку в 11 классе. Тема "Обособление определений" (подготовка к ЕГЭ)

Данная разработка может помочь учителю при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку по теме:"Обособление определений"  К разработке урока прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Урок по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса

Конспект урока по русскому языку по теме "Определение" для 5 класса...