Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русская лексикография»
рабочая программа по русскому языку

Курс «Русская лексикография» позволит учащимся углубить свои знания по русскому языку, стилистике, приобрести опыт научно-исследовательской деятельности в процессе рассмотрения различных видов словарей. Ознакомление с лексикографическим материалом способствует активному использованию школьником лексического материала словарей, а также методов пополнения своего словарного запаса правильными образцами лексики русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rus.leksikografiya.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Русская лексикография» позволит лицеистам углубить свои знания по русскому языку, стилистике, приобрести опыт научно-исследовательской деятельности в процессе рассмотрения различных видов словарей. Ознакомление с лексикографическим материалом способствует активному использованию школьником лексического материала словарей, а также методов пополнения своего словарного запаса правильными образцами лексики русского языка.

Занятия направлены на духовное, творческое, нравственно-патриотическое развитие, на формирование культуры речи школьников, внимательного отношения к правильности употребления и использования накопленного ими лексического запаса.

Цель курса:

  • рассмотреть и проанализировать лексикографическое описание языка, а также специфику лексикографии как раздела языкознания путем ознакомления с различными видами словарей, используемых в русском языке, примерами их составления, историческим аспектом составления словарей.

Основные задачи данного курса:

  • углубление знаний учащихся по русскому языку;
  • развитие практических навыков работы школьников со словарями;
  • воспитание уважительного отношения к родному языку.

Программа разработана для обучающихся 7-х классов и рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Планируемые результаты изучения

курса внеурочной деятельности

«Русская лексикография»

Освоение содержания курса внеурочной деятельности «Русская лексикография» обеспечивает достижение лицеистами следующих результатов:

Личностные:

  • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
  • уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
  • устойчивый интерес к учению;
  • готовность к выбору профильного образования.

Предметные:

  • понимание лексикографического описания языка как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости изучения лексикографических особенностей для личного развития; формирование представлений об отечественных составителях словарей;
  • формирование потребности в систематическом изучении структуры словарей;
  • овладение элементарными навыками работы со словарями разных видов;
  • умение самостоятельно выбирать необходимый в конкретной речевой ситуации словарь для понимания языкового явления и получения дополнительной информации;
  • умение работать с разными видами словарей: толковыми, орфографическими, орфоэпическими, фразеологическими, этимологическими, словарями грамматических трудностей и т.д.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • находить в словаре требуемую информацию;
  • определять назначение разных видов словарей;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • планировать и выполнять учебный проект.

Содержание курса внеурочной деятельности

«Русская лексикография»

        

Введение.  Лексикография как наука. Предмет лексикографического описания. Задачи лексикографии. Этапы развития отечественной лексикографии. Русская лексикография на современном этапе.

Классификация словарей. Принципы классификации словарей. Основные типы словарей.

Филологические словари. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь. Диалектный словарь. Словарь грамматических трудностей. Словарь синонимов, антонимов, омонимов. Толковые словари – хранители слова и его значения. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Обмен мнениями. Демонстрация проектных работ.

Контроль знаний проводится как в процессе изучения отдельных разделов (программой предусмотрены индивидуальные творческие работы (эссе с компьютерной презентацией), так и после изучения отдельных тем (проверочные тестовые работы). Итоговая работа – словарь современного школьника.

Тематическое планирование

с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

№ п/п

Название темы

Количество часов,

отводимых на освоение темы

Электронные

(цифровые) образовательные

ресурсы

Форма проведения

занятий

Раздел

Введение

5

 

1

Лексикография как наука.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

2

Предмет лексикографического описания.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

3

Задачи лексикографии.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

4

Этапы развития отечественной лексикографии.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

5

Русская лексикография на современном этапе.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

Раздел

Классификация словарей

2

6

Принципы классификации словарей.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

7

Основные типы словарей.

1

http://www.gramota.ru/

Дистанционно

Раздел

Филологические словари

25

Дистанционно

8

Орфографический словарь.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

9

Орфоэпический словарь.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

10

Этимологический словарь.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

11

Фразеологический словарь.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

12

Диалектный словарь.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

13

Словарь грамматических трудностей. Понятие грамматической трудности.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

14

Практическая работа со словарями грамматических трудностей русского языка.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

15

Словарь синонимов.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

16

Словарь антонимов.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

17

Словарь омонимов.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

18

Толковые словари – хранители слова и его значения.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

19

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

20

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

21

Практическая работа с печатной версией толкового словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

22

Работа с электронной версией толкового словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

23

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

24

Практическая работа с печатной версией толкового словаря Д.Н.Ушакова.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

25

Работа с электронной версией толкового словаря Д.Н.Ушакова.

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

26

Игра-викторина «Словарь – мой помощник»

1

http://www.slovari.ru

Дистанционно

27

Демонстрация проектных работ

1

Дистанционно

28

Демонстрация проектных работ

1

Дистанционно

29

Демонстрация проектных работ

1

Дистанционно

30

Демонстрация проектных работ

1

Дистанционно

31

Демонстрация проектных работ

1

Дистанционно

32

Резерв

1

Дистанционно

33

Резерв

1

Дистанционно

34

Резерв

1

Дистанционно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское слово»

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной   направленности «Русский язык и культура речи» разработана на основе федерального компонента государств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русское правописание"

Рабочая программа предназначена для систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...