Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русское правописание"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Рабочая программа предназначена для систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa.docx685.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Танзыбейская средняя школа»

Рабочая программа

внеурочного курса

«Русское правописание» 10-11 класс


Учитель:   Токмакова Людмила Викторовна

                         Высшая категория

п. Танзыбей, 2023

Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовые акты

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО;
  • Положение об организации внеурочной деятельности;
  • Рабочая программа воспитания МБОУ «Танзыбейская СШ»;
  • 1.2  Цель и задачи курса

Цель: повышение грамотности обучающихся.

Задачи:

- систематизация знаний и совершенствование  соответствующих умений;

- совершенствование речи обучающихся, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи

1.3 Место курса «Русское правописание»  в плане внеурочной деятельности

           Для реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «Танзыбейская СШ» на уровне среднего общего образования отводится (1) час. Срок реализации программы 1год.

2.Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные

- сформированность гармоничной языковой личности, способной посредством усвоения языка впитать в себя уважение к нравственным ценностям русского народа, русской многовековой культуре;

- формирование личности, несущей звание гражданина России, умеющей любить и ценить малую родину;

- посредством выявления языковых особенностей русского языка, формировать нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- через усвоение научных основ изучения русского языка обеспечение понимания его системности, выявление взаимосвязи его разделов и уровней, сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- обеспечение готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.

Метапредметные

- способность и готовность к продуктивному общению и эффективному взаимодействию на основе адекватного речевого поведения, правильного применения этикетных формул вежливого общения, умения выбирать языковые средства, уместные в конкретной речевой ситуации;

- обеспечение научного исследования и самостоятельной проектной деятельности языковыми средствами оформления поисковой работы, владение соответствующими стилями речи;

- освоение навыков научного мышления посредством освоения учебного материала, аналитической работы с текстами различной направленности и стилевой принадлежности, реферирования, выявления основной мысли и приводимых аргументов;

- приобретение умений самостоятельного поиска решений и ответственности за принятое решение в ходе ведения исследовательской и проектной деятельности по предложенным лингвистическим, межпредметным, этнокультурным и поликультурным темам проектов;

-овладение качествами хорошей речи как основе логичного, последовательного, целесообразного оформления собственной точки зрения, использование соответствующих речевых средств.

 Предметные результаты

Выпускник научится:

- различать виды орфограмм и использовать на письме правила орфографии;

- находить орфограммы на основе звуко - буквенного, морфемного анализа слова;

- анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их).

- пользоваться словарями (толковыми, фразеологическими, этимологическими, словарями синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иностранных слов);

- находить и объяснять написания, которые определяются лексическим значением слова;

- различать морфемы в слове и их значение;

- объяснять в отдельных случаях этимологию слова и исторически обусловленное переосмысление структуры слова;

- характеризовать слово как часть речи (производить морфологический разбор);

- употреблять слова разных частей речи в соответствии с разными типами и стилями речи в качестве языковых средств;

- склонять или спрягать слова, принадлежащие к изменяемым частям речи; пользоваться словами разных частей речи для связи предложений и абзацев текста.

- производить комплексный анализ текста. различать виды пунктограмм и использовать на письме правила пунктуации;

- находить пунктограммы в тексте;

- применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- анализировать свои ошибки в диктантах, в творческих работах (классифицировать, группировать их);

- владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;

- выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие уместность, правильность, точность и выразительность речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Содержание программы 10 класс

Особенности письменного общения

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография

Орфография как система правил правописания

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменной общении людей, её возможности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфологический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок) ; понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) –касс-//- кос-, - лаг-/-лож-, -бир-/-бер-, -стел-/стил- и др. (зависимость от глагольного суффикса –а- );2) –раст-/ос-, скак-/скоч- (зависимость от последующего согласного); 3)-гар-/-гор-, -твар-/твор-, -клан-//-клон-,-зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле.

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –дощатый, очки- очечник).

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре- .

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание: арь-, - тель-, -ник-, - изн, -есть- (-ость-) –есть(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и -ик-, -ец- и - иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват (-еват-) ,-евит, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-; –к- и - ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, - ирова-, - ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов – ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса –е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- ( обезлесить –обезлесеть); -ться/-тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять - посеявший – посеянный).

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь.

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нч внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно – словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием морфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий) и его практическое значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно».

Написание строчных и прописных букв

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Содержание программы 11 класс

Речевой этикет в письменном общении

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.д. в письменной речи.

Речевой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Пунктуация

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения её понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Знаки препинания в конце предложения

Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.

Употребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.

Знаки препинания внутри простого предложения

Система правил данного раздела пунктуации.

Знаки препинания между членами предложения. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.

Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.).


Знаки препинания между частями сложного предложения

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих их трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания при передаче чужой речи

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

тема

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

примечание

1

Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка.

1

07.09.2023

2

Возникновение и развитие письма как средства общения.

1

14.09

3

Роль орфографии в письменном общении людей.

1

21.09

4

Входное тестирование

1

28.09

5

Система правил, связанных с правописанием морфем. Морфематический принцип.

1

05.10

6

Правописание корней. Правописание гласных корня.

1

12.10

7

Правописание согласных корня, иноязычных словообразовательных элементов.

1

19.10

8-9

Правописание приставок.

2

26.10

09.11

10

Правописание суффиксов. Правописание суффиксов имен существительных.

1

16.11

11

Правописание суффиксов имен прилагательных.

1

23.11

12

Правописание суффиксов глаголов.

1

30.11

13

Правописание суффиксов причастий.

2

14.12  07.12

14-15

Правописание окончаний.

2

28.12   21.12

16

Орфографические правила, требующие различения морфем.

1

11.01

17

Правописание согласных на стыке морфем.

1

18.01  

18

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова.

1

25.01

19

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

01.02  

20

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

1

08.02  

21

Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.

1

15.02  

22

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

1

22.02  

23-24

Значение приставки ни- и слова ни.

2

07.03   29.02  

25

Грамматико-орфографические отличия приставки от предлога.

1

14.03

26-27

Особенности написания производных предлогов.

2

21.03    04.04  

28-29

Образование и написание сложных слов.

2

11.04    18.04  

30

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

25.04

31

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

02.05

32

Практическая работа со словарем «Слитно или раздельно?»

1

16.05

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы

1

23.05

34

Практическое занятие. Работа со словарем.

1

30.05


Календарно-тематическое планирование 11 класс

тема

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

примечание

1

Речевой этикет как правила речевого поведения

1

2

Речевой этикет в частной и деловой переписке.

1

3

Русская пунктуация.

1

4

Основные функции пунктуационных знаков.

1

5

Разделы русской пунктуации.

1

6

Знаки препинания в конце предложения.

1

7

Знаки препинания между членами предложения.

1

8-9

Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами предложения.

2

10

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.

1

11

Обособленные определения.

1

12

Обособление приложений.

1

13

Обособление обстоятельств.

1

14-15

Предложения с обособленными дополнениями.

1

16

Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения.

1

17

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

1

18

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

19

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1

20

Пунктуационное выделение междометий, слов.

1

21

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

1

22

Употребление знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

23-24

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

2

25

Семантико-интонационный анализ бессоюзных сложных предложений.

1

26-27

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. Анализ итогового тестирования.

2

28

Сочетание знаков препинания.

1

29

Прямая и косвенная речь.

1

30

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1

31

Разные способы оформления на письме цитат.

1

32-33

Связный текст как совокупность предложений.

2

34

Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста.

1



Литература

Для учащихся

Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация: Пособие- справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. – М., 2000.

Беднарская Л.Д. Грамотный человек. – Тула, 2003.

Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо: факультативный курс. – М., 1974.

Моисеев А.И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. – М., 1984.

Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1984.

Панов М.В. И все-таки она хорошая ! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. – М., 1964.

Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение. – М., 1985.

Для учителя

Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М. 1990.

Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. – М., 1979.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М., 1983.

Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. – Ростов-на-Дону, 2005.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 1996.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В мире правописания»

   Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Русское правописание: орфография и пунктуация» для обучающихся 10 класса...