Обособленные определения и приложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

8 класс. Урок обобщения и систематизации знаний и способов действий.

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_opredeleniya_i_prilozheniya_-_kopiya.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык

Класс: 8

Учитель-предметник: Ушакова Л.С.

УМК: Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. 4-е изд. Переработанное. –М: Просвещение, 2019

Тема урока: Повторение изученного по теме «Обособленные определения и приложения»

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цель: -систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях; отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения

- развитие умения рассуждать, анализировать, делать выводы, развитие коммуникативных способностей при работе в парах

- формирование культуры общения, умения вести диалог, умения давать оценку своей деятельности, взаимоконтроль.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий

Ход урока

I. Организационный момент.

Сформулируем тему урока, прослушав подсказку.

1.1Однажды в бурном море тонул греческий купец. И чувствуя неминуемую гибель, обратился к богине Афине: «О премудрая дева Паллада! Спаси мою душу! И тогда я воздвигну тебе статую золотую пику держащую!» Богиня спасла купца. Но каково же было ее возмущение, когда вместо золотой статуи она увидела… (что увидела?) обыкновенную, но с золотой пикой в руке….

- Почему так получилось? (Греческий купец прекрасно разбирался в законах синтаксиса. Его обращение двусмысленно).

-Подумайте, как мог разрешиться этот спор?

-Имеет ли он однозначное решение?

- Предложите ваши варианты постановки знаков препинания, как изменится смысл фразы?

Если купец хотел поставить золотую статую, то предложение должно быть такое: Я воздвигну тебе золотую статую, пику держащую. А если только пика должна была быть золотой, тогда так: Я воздвигну тебе статую, держащую золотую пику. (поменяли местами слова)

- В законах какой науки прекрасно разбирался купец, что позволило ему так хитро провести Афину? (законы синтаксиса. Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.)

1.2 Прочитайте предложение. Что нужно сделать, чтобы в комнате сидело не семь человек, а шесть?

За столом сидели хозяйка дома, ее сестра, подруга моей матери, двое незнакомых мне лиц, моя сестренка и я.

(Слова «подруга моей матери» могут стать приложением, если их выделить тире. Тогда в комнате будет сидеть не семь, а шесть человек).

-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Тема сегодняшнего урока - «Повторение изученного по теме «Обособленные определения и приложения».

- Сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи, которые мы сегодня поставим на уроке. 

Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи).

Предлагаю вам слова-помощники:

-повторить

-уметь

-использовать

II. «Интеллектуальная разминка»

1. Словарно-орфографическая работа.

Найдите правильные утверждения и выпишите буквы, которые им соответствуют. В результате вы получите слово, которое называет  наиболее распространенный знак препинания в русском языке. О нем американский писатель Эдгар Аллан По сказал: «Его нехватка часто превращает аксиому в парадокс или сарказм в проповедь».

жаренный (на масле)

В прилагательных с суффиксом –ЕНН пишется НН.

в

(красиво) написано

В суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н.

з

весеннего (утра)

В имени прилагательном, образованном от существительного с основой на –Н при помощи суффикса –Н, пишется НН.

а

нечаянно (сказал)

В наречии всегда пишутся две буквы Н.

у

гладкокрашеная (ткань)

Во второй части сложного прилагательного пишется –Н, т.к. она образована от бесприставочного глагола несовершенного вида.

п

(даль) туманна

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, столько и в полных.

я

старинный (замок)

Два НН пишется в прилагательном, образованном при помощи суффикса –ИН.

л

купленный (сборник)

В суффиксе причастия, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.

т

стеклянная (пыль)

В суффиксе прилагательного пишется НН, т.к. это слово - исключение.

а

нежданная (радость)

В причастиях, имеющих приставку НЕ-, пишутся две буквы Н.

и

маринованные (грибы)

Отглагольное прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида (мариновать),но имеющее элемент “ованный” пишется с двумя буквами “н”.

я

Ответ

Жаренный (на масле)

В прилагательных с суффиксом –ЕНН пишется НН.(страдательное причастие, т.к.есть зависимое от него слово на масле)

в

(красиво) написано

В суффиксе краткого причастия пишется одна буква Н.

з

весеннего (утра)

В имени прилагательном, образованном от существительного с основой на –Н при помощи суффикса –Н, пишется НН.

а

нечаянно (сказал)

В наречии всегда пишутся две буквы Н.

у

гладкокрашеная (ткань)

Во второй части сложного прилагательного пишется –Н, т.к. она образована от бесприставочного глагола несовершенного вида.

п

(даль) туманна

В кратких прилагательных пишется столько же букв н, столько и в полных.

я

старинный (замок)

Два НН пишется в прилагательном, образованном при помощи суффикса –ИН.

л

купленный (сборник)

В суффиксе причастия, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН.

т

стеклянная (пыль)

В суффиксе прилагательного пишется НН, т.к. это слово - исключение.

а

нежданная (радость)

В причастиях, имеющих приставку НЕ-, пишутся две буквы Н.(исключение)

и

маринованные (грибы)

Отглагольное прилагательное, образованное от бесприставочного глагола несовершенного вида (мариновать),но имеющее элемент “ованный” пишется с двумя буквами “н”.

я

2.Проверка домашнего задания.

2.1 Перед каждым учеником лежат листы с таблицей «Верные/неверные утверждения». Установите, верны ли данные утверждения. Если вы согласны с предложенным утверждением, поставьте во второй колонке знак «+», если не согласны – знак «-». Обменяйтесь работами, коллективная проверка: за каждый правильный ответ ставим 1 балл

Утверждения

+/-

1.

Обособленными членами предложения называются члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию

2.

Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится после определяемого слова

3.

Всегда обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению

4.

Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение

5.

Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова

6.

Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения, не обособляются

7.

Приложения с союзом как обособляются, если имеют значение причины

8.

Обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова

9.

Распространенные и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, не обособляются

Ответ

Утверждения

+/-

1.

Обособленными членами предложения называются члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию

-

2.

Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если находится после определяемого слова

+

3.

Всегда обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению

+

4.

Определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если они имеют добавочное обстоятельственное значение

+

5.

Обособляются два и более определения, стоящие после определяемого слова

+

6.

Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения, не обособляются

-

7.

Приложения с союзом как обособляются, если имеют значение «в качестве»

-

8.

Обособляются распространенные приложения, стоящие после определяемого слова или перед ним, если это слово- нарицательное существительное

+

9.

Распространенные и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, не обособляются

-

2.2 Проверка домашнего письменного задания. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные приложения, определяемые слова возьмите в овал.

1.Лимонница желтая бабочка сидит на бруснике, сложив3 крылья в один листик.

2. Человек общительный я умел живо рассказать, фантазия моя была возбуждена пережитым2 и прочитанным2.

3. Мне очень нравятся полевые цветы колокольчики.

4. Чехов как врач и писатель знал глубину человеческого горя и ужас людского несчастья и требовал от людей милосердия2 друг к другу.4

5. Месяца два назад умер у нас в городе некий Беликов учитель греческого2 языка.

6. Химик по образованию Ломоносов особенно много сделал в этой области.

7. И зимних друг ночей трещит лучина перед ней.

3. Отработка умений и навыков, полученных в ходе изучения темы «Обособленные определения и приложения»

3.1 Анализ предложений в парах. 1 вариант-предложения 1-4, 2 вариант- предложения 5-8.

Задание: выделить графически обособленные определения и приложения. Объяснить постановку знаков препинания.

     1.Анатолий Демидов сын русского посла во Флоренции прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым. 2.Только что они побывали на развалинах Помпеи. 3.Вид улиц города похороненного под пеплом отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью все поразило воображение художника. 4.И он рассказал о замысле будущей картины возникшем под впечатлением увиденного. 5.Демидов младший в знаменитом и неслыханно богатом роду уральских горнозаводчиков всегда отличавшихся размахом и широтой натуры выслушав Брюллова тут же заказал ему картину.

    6.Полотно огромное содержащее свыше тридцати человеческих фигур было написано единым дыханием. 7.Выставленная в Риме картина главное произведение жизни Брюллова сразу же покорила всех. 8.Последний день Помпеи”  это история о катастрофе рассказанная очень красиво и эффектно4

Дополнительные задания:

1.Определите тему и основную мысль текста. (Тема- История написания картины «Последний день Помпеи». Основная мысль- Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Появилось замечательное произведение, которое составило славу России и Италии).

2.  Из предложения 6 выпишите грамматическую основу, охарактеризуйте ее.

3. Составьте схему предложения 5.

4. Выполните синтаксический разбор предложения 7.

5. Отметьте только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) прогуливался однажды

2) о замысле картины

3) они побывали

4) уральских горнозаводчиков

4.2 Найдите грамматическую(ие) ошибку(и) в предложении(ях). Запишите     исправленный(ые) вариант(ы) предложения(й).                    

1. Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.

2. Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.

3. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

4. Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.

5. Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой.

4.3 Творческое задание.

Запишите предложения, добавив в них обособленные определения, выраженные:

1 ряд- причастным оборотом: Над заливом с криком носились чайки.

 2 ряд- прилагательными с зависимыми словами: На дальних тучках цветным поясом вспыхивала радуга.

 3 ряд- распространенным приложением: Орлы добывают пищу на равнине.

4.4 Графический диктант.

Прослушайте предложения и составьте схемы предложений.

  1. Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке, обращенной к солнцу, изумленные и обрадованные.
  2. Пораженная внезапностью печального открытия, девочка горько и неутешно заплакала.
  3. Все науки, все искусства стремятся к одной цели - разгадать природу.
  4. Мир, разбуженный весною и оживший вместе с нею, казался невинно-безмятежным.
  5. Я не слишком люблю это дерево – осину.
  6. Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте – недублёной коже животных

 

IV. Домашнее задание.

1. Орфоэпическая разминка

Задание: разгадать кроссворд, расставить в словах ударения.

По горизонтали:

1. Сравнительная степень прилагательного красивый.

4. Светозащитные устройства, состоящие из вертикальных или горизонтальных пластин, так называемых ламелей. Ламели могут быть неподвижными.

6. Свободное время — время, которое остаётся после выполнения обязательных дел.

7. Корнеплод с толстым красным сладким корнем, идущим в пищу.

 

По вертикали:

2. Общее название инструментов, применяемых в медицине, технике и кулинарии для введения и выведения жидкостей и газов с использованием поршневого давления.

3. Шалить; играя, проказничать.

5. Относящийся к сливе, сделанный из сливы или напоминающий сливу (например, по цвету)

8. Украшение в виде пышного узла из ленты или шнура. Применяется как для головных уборов, волос, так и для элементов одежды.

Сливовый, жалюзи, баловаться, свекла, досуг, шприцы, красивее, банты

 (На протяжении 3-4 уроков повторяем слова, потом самостоятельная работа-ребятам выдаются карточки со словами в которых они должны расставить ударения)

2. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания

Мать думала о бе…численных деревнях привалившихся к земле и о людях тайно ожидавших прихода правды.

Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разг...релось со свистом.

Утомлё...ый новыми впеч…тлениями я заснул ранее обыкнове...ого.

Лесной край загадочный и огромный прост…рался вокруг в сумраке ночи.

Окружавший нашу поляну лес при месячном осв…щении казался гиган(?)скими водорослями.

Свиридов тепло одетый для полёта казался толстым и неуклюжим.

Наполне…ые грузом и людьми тяжёлые машины взб…раются на высокие перевалы.

Я бродил по пристаням липким от рыбьей чешуи и тосковал по жаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обособленные определения и приложения

конспект урока русского языка...

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Объяснение  лингвистической сущности обособления,  правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями....

Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений» 8 класс.

Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений»   по изученному разделу в 8 классе. Предлагается два варианта.                  ...

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

Презентация к уроку объяснения нового материала. В начале урока предусмотрена орфографическая работа, устное повторение основных вопросов об обособлении. Подробное закрепление материала с графическим ...

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....