Урок русского языка в 8классе
учебно-методическое пособие по русскому языку (8 класс)

Соколовская Оксана Евгеньевна

Подготовка к сочинению-описанию картины С.В.  Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_ur.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к сочинению-описанию картины

С.В.  Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; 

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

У нас с вами сегодня урок развития речи.

Учащиеся записывают дату урока.

2.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Включаю видеофрагмент.

- Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?

- О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?

- Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях

-  Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье. 

- Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).

3.  Целеполагание

-  Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?

- Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)

На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.

- В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.

4. Беседа по картине.

- Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)

(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)

- Какова структура текста описания?

1. Вступление

2. Основная часть (признаки предметов)

3. Вывод (отношение к предмету, явлению)

- Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

- Попробуйте составить план сочинения.  Слайд (Проверка)

1. Вступление.

Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».

2. Основная часть. Описание картины.

а) центр картины

б) передний план

в) задний план

г) фон картины

3. Заключение.

Мое впечатление от картины.

- Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).

 Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Герасимов - русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах.  Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.

- Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.

- Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.

-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь,  белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)

- Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она - композиционный и логический центр картины)

- Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.

Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.

- Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).

- Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)

- Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.

Карточка № 2

 В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь.  Церковь стоит в окружении деревьев.  Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)

- Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

- Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)

- Отредактируйте текст.

- А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд

В центре картины С. В. Герасимова  небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом.  Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.

- Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)

- Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.

- Обратимся  к переднему плану картины.   Что мы видим?

Перед вами карточка № 3.

Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.

Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)

Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)

Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)

Приводят свои примеры.

Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.

Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)

-  Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

-  Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

-  Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?

(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду.  Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)

- Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?

Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)

- Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)

По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.

- Расскажите, что является фоном для храма?  (Большу́ю часть картины занимает небо.)

 Возьмите карточку № 4.

Прочитайте задание.

Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака

облака - гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие

небо - голубеющее, синеющее, светлеющее

Составьте предложение с причастным оборотом.

Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.

Преобразуйте его в сложное предложение.

Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.

Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.

- Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в  сложное предложение?

Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).

- Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.

-  Орфографическая работа.

Перед вами карточка № 5  Напишите слитно, раздельно или через дефис.

Ярко? синий; светло?синий;  густо?жёлтый;  бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой;  молочно?белый;  удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый;  светло?голубой; золотисто?желтый.

Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?

Проверка. Слайд

- Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.

5. Обращение к дополнителным источникам.

- Сейчас предлагаю вам работу в парах.

Вы  должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова.  У ребят каждого ряда будут свои задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах.  (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

  1. Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)
  2. Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.

2 ряд

   1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст  ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)

    2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)

3 ряд

  1. Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)

2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.

- Какие слова из данного фрагмента  вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.

- Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)

куща (кущ) - (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль

духмяные (травы) - (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие

лазоревые (цветы) - то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый

6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.

-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.

Первый вариант -  перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.

- Отредактируйте предложения:

Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой.  Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности - именно такой предстает Россия на картине  С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Второй вариант — перед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

- Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________.  Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Глядя на пейзаж Герасимова, в душе просыпаются ________, _______ чувства.

7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».

8. Видеофрагмент.

Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.

 

 (1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем,   отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах.  (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

        Как бы вы озаглавили текст?

Какова тема текста?

_____________________________________________________________________

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах.  (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

2 ряд

   Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?

    Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах.  (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

3 ряд

            Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

       Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Самоанализ урока «Подготовка к сочинению-описанию картины

С. В.  Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»».

Характеристика класса: в данном классе обучается  человек.  Внимание устойчивое. Ученики способные анализировать, сравнивать, обобщать.

Тема урока: 

Цель урока: Повторить правила написания и оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать у обучающихся культуру речи, чувство стиля, способности к описательной речи.формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения

Задачи урока:

Развивающая: развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков .

Воспитательная: .воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству

УУД: предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «описание», особенности описания в; уметь отбирать и систематизировать материал для написания сочинения , редактировать текст ;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Тип урока: Развитие речи.

Технологии: Проектное обучение, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные технологии

Планируемые результаты: учащиеся должны знать 

должны уметь использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство

Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Цели урока реализовывались: 

Развивающая. Развитие речи осуществлялось через монологические ответы. Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.
  • Функциональный: определяли  тип речи, отвечали, анализировали  через постановку проблемных вопросов.
  • Коммуникативно-деятельный: работа с дидактическим материалом, алгоритмом.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам, игровой элемент («Закончи фразу»
  • Личностно-ориентированный подход реализовывался: внимание к речи других людей, обучению связной речи как устной, так и письменной.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

 Исходя из целей, структура урока состоит из  этапов, которые все были соблюдены.

1.Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

2. Мотивация к учебной деятельности.

3.Постановка проблемы и актуализация знаний. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока. Была поставлена проблема: как работаем над этой темой и почему?

Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа,  диалог, исследовательский метод, работа с текстом,  поисковый метод, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как: умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: определение как второстепенный член предложения и способы его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.

Оценки учащимся будут выставлены после проверки карточек и дополнительной работы.

Самоанализ урока «Подготовка к сочинению-описанию картины

С. В.  Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»».

Урок развития речи.

На изучение темы отводится два урока. Данный урок – вводный, урок подготовки к написанию сочинения. Тип урока: смешанный. Урок первичного ознакомления с материалом. Вид урока: ознакомление с новым материалом. Метод по типу познавательной деятельности частично-поисковый, исследовательский.

Цель: подготовить к написанию сочинения-описания по картине  

.Задачи: 1) познакомить учащихся с творчеством художника

2) учить понимать и любить живопись;

3) способствовать развитию связной устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного запаса учащихся;

4) через изучение творчества прививать любовь к Родине.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы: • Текстоориентированный. Работа с текстом художественного стиля; монологический ответ, анализ.

• Функциональный: определяли роль эпитетов, прилагательных и синонимов для создания описания в художественном стиле.

• Коммуникативно-деятельный: работа с картиной

 Интегрированный. Связь с искусством осуществлялась через тщательный отбор дидактического материала, использование картин.

• Организация самостоятельной деятельности учащихся:

 • Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. Урок с использованием групповых форм и методов взаимного обучения даёт экономию времени, глубину погружения в материал, высокую мотивацию в обучении. Цели урока реализовывались 1. Развивающая. Развитие речи осуществлялось через монологические ответы , анализ картины). Обогащение словарного запаса учащихся проходило при подборе синонимов, при частичном анализе картины. 2. Воспитательная. Через сравнительную характеристику  и картины художника, воспитывалась любовь к Родине. Соблюдены были структурные компоненты урока:

Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с картиной,  поисковый метод, информационно- коммуникативная технология, интерактивная. Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (анализ картины). Групповые формы работы имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости. Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная, работа с дидактическим материалом.  Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательны. В ходе урока дети осознали новое для себя: творчество , его картина , научились выделять главное в картине подготовились к сочинению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроке русского языка (8класс)

Одна из работающих технологий-проблемное обучение. Вариант создания проблемной ситуации на уроке по теме "Односоставные предложения.Определенно-личные предложения"....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

учебно-методическое пособие по русскому языку для 8класса

Данное учебно-методическое пособие содержит три теста по темам: "Повторение изученного в 7 классе", "Главные члены предложения", "Односоставные и неполные предложения". Тесты можно использовать на обо...

Развитие мыслительной деятельности у обучающихся 8класса на уроках русского языка и литературы

Данная работа пригодится тем, кто проходит курсы повышения квалификации...

Уроки русского языка,8класс

Конспекты уроков...

спецкурс по русскому языку для 8класса "Учимся писать сочинение".

спецкурс по русскому языку для 8класса "Учимся писать сочинение"...

Урок русского языка в 8классе Тема: Безличные предложения.

Урок русского языка в 8классе Тема: Безличные предложения. Цели: Продолжать закреплять умения определять вид односоставных предложений....