Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (7, 8 класс)

В разработке представлены олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 7-8 классов (школьный тур), а также подробные модели ответов, которые помогут оценить правильность решений. Разработка предназначена для учителей русского языка и для учащихся общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный тур по русскому языку

7-8 класс

Задания

1.  Прочитайте следующие глаголы с приставкой от-: отбить, ответить, отгрузить, отдать, отжать, отзвонить, отлить, отмыть, отнять, отработать. Как произносится согласный в составе этой приставки? От чего это зависит? Как называются согласные, которые не влияют на согласный в приставке?

2. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.

1) Домов, столов, коров, ковров, голов (от голова), основ;

2) степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

3. Некоторые прилагательные употребляются в речи только с определенным словом, в частности с существительным. В каких фразеологических оборотах употребляются прилагательные закадычный, проливной, страдный, зеленый? Укажите значение полученных фразеологизмов. Расскажите о происхождении одного из них.

4.  Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

5.  Словосочетания с общим значением предмет и его признак распределите на группы с более конкретным значением признака.

Хорошая погода, способный ученик, синее небо, огромное поле, ласковый котенок, лиловый георгин, третье место, горячий чай, миниатюрный портрет, четвертая неделя, отличные успехи, прохладное лето, симпатичный человек, маленький щенок, милый ребенок.

6. К данным словам подберите синонимы, начинающиеся на при- и пре-.

Гнаться за кем-то; ложное толкование; лицемерный, неискренний; милый, обаятельный; тень умершего; хороший знакомый; отношение свысока; очень печальный случай; находиться где-нибудь; необычное, увлекательное путешествие.

7.  Какое слово из числа следующих выпадает по своему словообразовательному значению из общего ряда? Объясните свое предположение.

Нарукавник, наколенник, нагрудник, напульсник, накомарник,

наглазник, намордник.

8. Сколько слов в следующих строках из стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»? Объясните свое предположение.

Но человека человек

Послал к анчару грозным взглядом...

9. Про Петю и Васю мы можем сказать: и тот и другой, про Таню и Машу — и та и другая. А как сказать про Петю и Таню: и тот и другая? Вроде бы так не говорят. Почему?

10. Даны турецкие слова и словосочетания, а также их переводы на русский язык:

Ada – остров, adalar – острова, iki tas – две чашки, adam – человек, otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.

Как будет по-турецки: двадцать островов? люди?

Решения 7-8 класс

1. Согласная фонема т в составе приставки от- произносится то глухо, именно как [т] (в словах ответить, отлить, отмыть, отнять, отработать), то звонко, как [д] (отбить, отгрузить, отдать, отжать, отзвонить). –

Озвончение согласного происходит под влиянием следующего звонкого (в данных случаях — [б’], [г], [д], [ж], [з]), это кажется естественным. Но оно не происходит перед согласными [в’], [л’], [м], [н’],[р], также произносящимися с участием голоса. 1 б

Получается, что такие звуки, как [в], [л], [м], [н],[р] и их мягкие соответствия — это не глухие, но они и не ведут себя, как звонкие (не озвончают предшествующие глухие). В научной фонетике для них существует особый термин: сонорные, 1 б. Всего - 3 балла

2.  У слов домов, столов, ковров окончание -ов; у слов коров, основ, голов нулевое окончание;  у слов степей, ножей, ушей, юношей окончание -ей, а у батарей, шей нулевое.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово. Всего – 6 баллов

3. Закадычный друг – давний, верный друг; проливной дождь –идущие интенсивно осадки; страдная пора – пора уборки урожая; зеленая улица – полная свобода действий в любой области творчества, труда.

Зеленая улица. Это сочетание слов великолепно показывает, как быстро и сильно меняется наш язык. Сто лет назад оно вызывало у всех дрожь ужаса: зеленой улицей называли тогда две шеренги солдат, каждый из которых был вооружен зеленой палкой, точнее – гибким зеленым прутом, шпицрутеном. По такой улице прогоняли или протаскивали осужденных. На них с обеих сторон сыпались жестокие удары, и нередко в конце этой страшной улицы человек умирал.

Теперь те же слова означают непрерывную цепь зеленых семафорных огней перед идущим поездом, возможность мчаться вперед без всякой задержки. В переносном

значении зеленая улица сейчас – полная свобода действий в любой области творчества, труда.

Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм, 3 балла за объяснение происхождения фразеологического оборота. Максимальная оценка 5 баллов.

4.  1) Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

2) Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

3) Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

4) Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

5) Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

6) Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант. Максимальная оценка 3 балла.

5. Предмет и его признак по цвету: синее небо, лиловый георгин.

Предмет и его признак по размеру: огромное поле, миниатюрный портрет, маленький щенок.

Предмет и его признак по температуре: горячий чай, прохладное лето.

 Предмет и его признак по качеству (оценке): хорошая погода, способный ученик, ласковый котенок, отличные успехи, симпатичный человек, милый ребенок.

Предмет и его признак по порядку при счете: третье место, четвертая неделя.

Оценка: по 0,2 балла за каждое словосочетание. Максимальная оценка 3 балла.

6. Гнаться за кем-то – преследовать; ложное толкование – превратное; лицемерный, неискренний – притворный; милый, обаятельный – прелестный; тень умершего – призрак, привидение; хороший знакомый – приятель; отношение свысока – пренебрежение, презрение; очень печальный случай – прискорбный; находиться где-нибудь -  присутствовать; необычное, увлекательное путешествие – приключение.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, всего 10 баллов

7.  Все приведенные слова обозначают какой-то предмет, надеваемый поверх того предмета, который назван в корневой морфеме: нарукавник — это чехол, надеваемый на рукав, наколенник — щиток или повязка, надеваемая на колено, нагрудник —передничек, надеваемый на грудь, и т.д. А вот накомарник сетка для защиты от комаров, надеваемая на голову (а не на комаров); это слово и выпадает из общего ряда.

Оценка: 1 балл за правильный ответ, 2 балла за объяснение. Максимальная оценка 3 балла.

8. Ответ на вопрос «Сколько слов в следующих строках из стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»?» будет различным в зависимости от того, что мы понимаем под словом. Если слово для нас — это последовательность букв (в письменном тексте) от пробела до пробела, то таких единиц здесь восемь: Но человека человек Послал к анчару грозным взглядом.

Если под словом мы понимаем единицу текста, обладающую лексическим значением

и служащую для называния явлений действительности, то таких единиц в приведенных строках шесть (союз но и предлог к в таком случае учитываться не будут).

 Если же, наконец, принять во внимание, что словоформы человека и человек представляют одно и то же слово как языковую единицу, то правильный ответ будет — пять.

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ, 3 балла за объяснение. Максимальная оценка 4 балла.

9. В примерах типа и тот и другой; и та и другая; и то и другое язык требует от членов сочинительного ряда согласования по роду.  Объединение в подобной конструкции местоимений разного рода не приветствуется; (2б) лучше сказать: и Петя, и Таня.(1б)

Оценка: 1 балл за правильный ответ, 2 балла за объяснение. Максимальная оценка 3 балла.

10. Нетрудно заметить, что в турецких словосочетаниях, как и в русских, числительное (iki – два, otuz - двадцать) предшествуют существительному, также легко выделяется суффикс множ. Числа – lar. Нетрудно понять, что этот суффикс не употребляется после числительного. Ответ: otuz ada, adamlar.

Оценка: 1 балл за правильный ответ. Всего – 2 балла

Максимум 42 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...