Программа по русскому языку (элективный курс) 9 кл
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Программа по русскому языку (элективный курс) 9 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа  поселок городского типа Вахрушев имени И.П.Фархутдинова

Согласовано:                                                                                                      Утверждаю:

заместитель директора                                                                   директор МБОУ СОШ

по учебно-воспитательной работе                                                              пгт .Вахрушев

МБОУ СОШ пгт. Вахрушев                                                ______________Н.И. Барзул

_____________Т. А. Пудова                                                   «___»_____________2022 г

«___»___________2022 г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу

«Практикум по русскому языку»

9 класс

На 2022-2023 учебный год

2  час в неделю

68 учебных недель

34 часа в год

Составила:

Учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Дзисяк О. В

пгт Вахрушев

2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 68 часов.. Элективный курс рассчитан на учащихся  9 класса, получивших базовые умения  владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное  внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом, а так же тренировочные тестовые задания формата ОГЭ.

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи. При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе.  Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии,  работа над 2 частью экзаменационной работы - во II полугодии,  так как  к этому времени будет изучена значительная  часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».    

Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание  правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.

Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).

Первая часть работы  ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – то  содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

 Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.

           Все задания имеют практическую  направленность, так как языковые явления, провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

         Третья часть работы  ОГЭ содержит  три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания  проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности. Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Календарно – тематическое планирование.

Тема

Внеурочное занятие ( название, номер задания)

Кол-во часов

1-2

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

2

3-4

Сжатое изложение (задание 1)

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение.

2

5-6

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

2

7-8

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.

2

9-11

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

3

12-13

Задание 1.Написание сжатого изложения

2

14-16

Итоговое собеседование

Знакомство с демонстрационным вариантом

контрольных измерительных материалов для проведения

итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

3

17-18

Критерии оценивания выполнения заданий

контрольных измерительных материалов для проведения

итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

2

19-20

Чтение текста вслух. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания

2

21-22

Монологическое высказывание и диалог

2

23-24

Сочинение (задание 9)

Задание 9.1, 9.2, 9.3

Критерии оценки заданий. Структура сочинения

2

25-26

Задание  9.1, 9.2, 9.3

Учимся формулировать тезис и  аргументировать его.

2

27-28

Задание  9.1, 9.2, 9.3

Учимся писать вывод сочинения

2

29

Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (9.1)

1

30

Отработка навыка написания сочинения на понимание фрагмента текста (9.2)

1

31-32

Отработка навыка написания сочинения-комментария определения (9.3)

2

33-34

Тестирование в формате ОГЭ ( изложение, сочинение)

2

35-36

Типы ошибок

Фактические ошибки

2

37-38

Речевые и грамматические ошибки

2

39-40

Текст

Понимание текста. Задание 6

2

41-42

Лексика

Средства выразительности речи. Задание 7

2

43

Синонимы. Задание 8

1

44-46

Орфография

Правописание безударной гласной в корне слова.

 Задание 5

3

47-48

Правописание приставок. Задание 5

2

49-50

Правописание суффиксов различных частей речи.

 Задание 5

2

51-53

-Н- и –НН- в различных частях речи. Задание 5

3

54-55

Правописание окончаний различных частей речи.

Задание 5

2

56-58

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 4

3

59-60

Грамматическая основа предложения. Задание 2

2

61-62

Обособленные члены предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении Задание 3

2

63-64

Знаки препинания в сложносочиненном предложении,  в сложноподчиненном предложении. Задание 3

2

65-66

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные бессоюзные предложения. Задание 3

2

67

Диагностическая работа в форме ОГЭ

1

68

Итоговое занятие

Анализ диагностической работы, коррекция знаний.

1

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

        1. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые   задания" - М.: Экзамен, 2013.

        2. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова "Русский язык 9 класс. Подготовка к ОГЭ" - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

        3. Г.Т.Егораева "Русский язык. ОГЭ 9 класс" - М.: Экзамен, 2012.

       4. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева "Русский язык и культура речи" - Ростов-на-Дону, 2004.

        5. А.Б.Малюшкин "Русский язык. Комплексный анализ текста" - М.: Сфера, 2003.

        6. С.А.Диденко, Л.В.Диденко "Готовимся к экзамену по русскому языку: сочинение, изложение" - М.: МарТ, 2005.

       7. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2018: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель

             8. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

        9. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

        10. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

        11.  Материалы сайта ФИПИ:  http://www.fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 курс

Рабочая программа предназначена для преподавателей русского языка  ССУЗов...

Рабочая программа по русскому языку(расширенный курс) для 8 класса

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена  на основе федерального компонента Государственногообразовательного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учре...

Рабочая программа по русскому языку (расширенный курс) по УМК Бабайцевой В.В. 6 класс.

Данная рабочая программа составлена к УМК Бабайцевой для расширенного изучения в 6 классе, она рассчитана на 7 часов в неделю, направлена на ислледовательскую и проектную деятельность учащихся, включа...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая программа предмета «Русский язык» за курс основного общего образования 5 – 9 классы

В работе используется  предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2012г.)  Данная программа конкре...

Рабочая программа по русскому языку за курс 9 класса

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основании следующих документов: - Примерная программа основного общего образования по предмету; - Основная образовательная программа о...