Читательская грамотность
материал по русскому языку

Шардина Марина Павловна

Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность Комплексное задание «Велосипед» (5 заданий).

8 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

Велосипед

Алине из 8 класса ГБОУ «Сорокская сойотская школа-интернат среднего общего образования» родители на день рождения подарили скоростной велосипед. А у родителей её подруги Айланы нет такой возможности, поэтому она загорелась мечтой купить велосипед к следующему лету. В Интернете ей приглянулся двухколёсный красавец за 4600 рублей.

«Ага, – подумала Айлана – из своих карманных денег я уже накопила две тысячи рублей и ещё две тысячи рублей обещали подарить родственники на пятнадцатилетие. Значит, за год мне нужно накопить еще 600 рублей, и тогда я смогу вместе с Алиной прокатиться по Сороку. Но как накопить?» На следующий день она рассказала о своей мечте бабушке и дедушке, и они посоветовали ей положить деньги в банк под проценты.

1. Айлана решила посмотреть условия вклада в разных банках. Она выяснила, что проценты по вкладу в большинстве банков колебались от 5,5 % до 7,5 %. Но в банке

«Индустриальный» процент был самый высокий – целых 9,6 % годовых

  • Вот туда-то я и положу свои денежки! – решила Айлана. О своём решении она сообщила дедушке, и тот спросил:
  • А что ты ещё знаешь об этом банке?
  • Ничего не знаю. А что ещё нужно знать о банках и где можно получить нужную информацию? – спросила Айлана.

Дедушка назвал источники. Айлана составила их список и задумалась.

Прочитайте список источников, которые разные люди рекомендуют учитывать, чтобы не ошибиться с выбором банка.

Что из них можно отнести к обязательным, необязательным и ненужным источникам? Отметьте ответ в каждой строке.

2.

Следуя совету дедушки, Айлана определила список нужных источников, собрала информацию о банке «Индустриальный» и стала её анализировать.

Какие сведения должны были насторожить Айлану? Выберите ВСЕ верные ответы.

средств

  1. Дедушка и бабушка поинтересовались:
  • Ну как, Айлана, обстоит дело с выбором банка, в который положишь деньги?

Айлана сообщила, что решила отказаться от банка «Индустриальный» и рассматривает возможность положить деньги в другой банк.

Услышав ответ, они посоветовали Айлане выбрать в рекламном проспекте банковских услуг позиции, которые важны именно для неё.

Как, по-вашему, какие позиции, помимо процента по вкладу, должна учесть Айлана при выборе банка?

Оцените значимость всех позиций. Отметьте ответ в каждой строке.

  1. Разобравшись с условиями, Айлана решила рассчитать, на какую сумму увеличится её вклад, если она вложит 4000 рублей в банк «Меркурий» или если она вложит их в банк

«Триумф».

Процент по вкладу в банке «Меркурий» равен 5,7 %, а процент по вкладу в банке

«Триумф» равен 6 %. В каждом из этих банков выплата процентов в конце срока. В банке

«Меркурий» возможно пополнение вклада, в банке «Триумф» пополнение вклада не предусмотрено.

Рассчитайте, на какую сумму за год увеличится её вклад при вложении в банк

«Меркурий» и при вложении в банк «Триумф».

Запишите свои ответы на вопросы в виде чисел. При ответе можно воспользоваться калькулятором доходности вкладов из интернета https://www.banki.ru/services/calculators/deposits/

При вложении

  • в банк «Меркурий вклад увеличится на        рублей
  • в банк «Триумф» вклад увеличится на        рублей
  1. Повторно обратившись к условиям банковского договора, Айлана по совету дедушки и бабушки выбрала банк «Меркурий».

Приведите аргумент, доказывающий целесообразность выбора Марусей банка «Меркурий».

Дайте развёрнутый ответ.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ

Для формирования функциональной грамотности

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

8 класс

ЧАСТЬ 1

Мониторинг формирования функциональной грамотности

Читательская грамотность

Орлы

«ЗАКИНЬ ОРЛУ НА МОБИЛКУ»

Улетевшая в Иран птица разорила сибирских учёных

Проект по отслеживанию степных орлов организовала Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников. Датчик, работающий от солнечных батарей, закреплённый на птице, получает со спутника координаты орла и собирает их в СМС. Как только пернатый хищник оказывается в зоне действия сети, сообщения автоматически отправляются учёным.

Задача исследования – отследить основные пути миграции степных орлов и выявить угрозы для них. Степные орлы занесены в Красную книгу как вымирающий вид. Чаще всего они гибнут от выстрелов браконьеров, ядов (например, тех, которыми травят грызунов) и линий электропередачи. Установив главные пути перелёта и места зимовки, орнитологи стараются снизить эти риски: сделать линии электропередачи в этих районах более безопасными, объяснить жителям, что нельзя травить птиц, и т.д.

Лето степные орлы обычно проводят в России или Казахстане, а на зиму улетают в Саудовскую Аравию, Пакистан, Индию и другие страны. Годовой бюджет орлов более 300 тысяч рублей. Но в этом году птицы в него не вписались. Главной «транжирой» оказалась орлица Мин родом из Хакасии. «Птица, проведшая это лето в Казахстане вне зоны действия мобильных операторов, умудрилась так стремительно выскочить в Иран, что все её летние локации осталисьhttps://sun1-85.userapi.com/c855436/v855436582/13d43d/1U0z8FKOTMo.jpg

Та самая Мин


неотправленными. И теперь она шлёт нам сотни дорогущих SMS со своими

летними локациями по 49 рублей за штуку, истратив весь коллективный кредит наших орлов», – написала научный руководитель новосибирского Центра реабилитации диких животных Елена Шнайдер.

Молодые орлы, совершая предмиграционные кочёвки перед дальней дорогой, как правило, появляются на связи в Казахстане или в России. Мин пренебрегла этим правилом.

«Переводить орла на более редкие сигналы ради экономии – рушить в корне всю нашу работу, потому что тогда, если с орлом что-то случится, мы узнаем об этом слишком поздно», – объясняет Елена Шнайдер.

Чтобы спасти орлиный номер от блокировки, 24 октября 2019 года учёные Центра реабилитации диких животных Новосибирска объявили акцию

«Закинь орлу на мобилку». За сутки люди перечислили орлам более 100 тысяч рублей. Уже 26 октября приём средств был закрыт, а на официальной странице Центра реабилитации диких животных появилось сообщение: «Собранных денег теперь хватит на то, чтобы оплатить СМС-сообщения не только до конца года, но и до конца миграции! То есть до апреля! То, как это произошло, – просто невероятно!»

Практически одновременно сотовый оператор заявил, что готов вернуть на орлиный счёт деньги, растраченные Мин в Иране: «Мы не только закроем долг, но и разработаем специальный тариф: он будет учитывать особенности миграции птиц». Прочитать об акции подробнее можно тут.

  1. Какую информацию содержат СМС-сообщения, которые приходят от орлов? Выпишите из текста ОДНО слово или словосочетание, которое может служить ответом на вопрос.

  1. В каком случае СМС от орла начинают приходить слишком часто? Отметьте один верный ответ.
  • если птице угрожает опасность и требуются немедленные действия
  • если птица долго была вне зоны действия сотовой связи
  • если птица оказалась в зоне роуминга
  • если птица присоединилась к стае
  • если птица находится рядом с линиями электропередачи

  1. Учёные знали, что орлы могут полететь осенью в Иран. Какие действия орлицы Мин оказались неожиданными для них? Отметьте один верный ответ.
  • что Мин задержится в Иране
  • что Мин всё лето проведёт не в России, а в Казахстане
  • что датчик Мин будет посылать из Ирана SMS по 49 рублей за штуку
  • что Мин будет передавать из Ирана данные о своих летних перемещениях

  1. Как следует планировать годовой бюджет на орлиную связь, чтобы номер не оказался заблокирован? Выберите ОДНО правило, которое можно обосновать на основе текста.
  • распределять средства по месяцам и птицам поровну
  • закладывать больше средств на апрель – август, меньше на сентябрь – март
  • закладывать больше средств на сентябрь – март, меньше на апрель – август
  • закладывать больше средств на СМС молодых птиц

  1. Как вы считаете, помогут ли приведённые ниже действия в будущем избежать ситуаций, когда средства на «орлином» номере заканчиваются раньше времени? Оцените каждый вариант. В поле ответа рядом с буквой, обозначающей каждое действие, запишите номер соответствующей оценки.

Действие

Оценка

А. Установить более длинные интервалы

между отправкой СМС

1. Категорически не подходит

Б. Объявлять акцию «Закинь орлу на

мобилку» ежегодно

2. Можно рассмотреть

В. Подбирать для орлиного номера тариф

с более низкой ценой СМС

3. Лучший вариант

Г. Выбрать тариф с блокировкой при попадании в зону роуминга за

границей РФ

Ответ. А –        , Б –        , В –        , Г –        .

  1. Установите соответствие информации и источника, на который ссылается автор. На какой источник ссылаются авторы новости, когда приводят информацию о том…

Информация

Источник

А. …сколько стоит одно СМС

1. Официальная страница Центра реабилитации диких животных

Б. …сколько средств было собрано по акции «Закинь орлу на мобилку»

2. Официальный сайт Российской сети изучения и охраны пернатых хищников

В. …что деньги, потраченные Мин в Иране, могут быть возмещены

3. Заявление сотового оператора

Г. …что собранных средств хватит на оплату всего периода миграции орлов 2019-2020 года

4. Слова Елены Шнайдер

5. Информация приведена без ссылки на источник

Ответ. А –        , Б –        , В –        , Г –        .

  1. Как вы считаете, почему организаторы дали акции название «Закинь орлу на мобилку», а, скажем, не «Спасаем степных орлов» или хотя бы «Телефон для орла»? Запишите свой ответ.

http://vk.com/birds54

24 окт 2019 в 8:05        

📞    О ЧЁМ БОЛТАЮТ ОРЛЯТА ПО ТЕЛЕФОНУ, или Как кинуть орлу на

«мобилку»

…Приглашаем и вас присоединиться к невероятной и уникальной возможности закинуть денежку прямиком на орлиный номер: +7(923) 190- 19-33. С него деньги распределяются по всем орлам – в первую очередь по пятерым степным орлам, помеченным в этом году, и восьмерым степным орлам, помеченным в 2018 году.

ВАЖНО, что это номер, НЕ привязанный к банковской карте Это именно мобильный номер, который необходимо пополнять, чтобы орлиные симки не заблокировал оператор и они могли и дальше слать свои СМСки. Учёные будут тревожно вглядываться в их маршрут и наблюдать, насколько эффективно птицы добираются до своих зимовок, где они предпочитают останавливаться, и проверять районы их остановок на наличие угроз по спутниковым снимкам.

А вы сможете и дальше следить за покорением орлами юга нашего континента на сайте Российской сети изучения и охраны пернатых хищников по ссылке.

  1. Каким способом учёные могут увидеть, насколько безопасны места, где останавливаются во время миграции степные орлы? Выпишите из текста словосочетание, которое может служить ответом на вопрос.

  1. В обращении Центра реабилитации диких животных одна фраза выделена цветными восклицательными знаками. Как вы считаете, для чего авторы решили выделить именно это предложение? Отметьте ОДИН верный ответ.
  • чтобы подчеркнуть, что никаких других средств на оплату птичьих СМС у организации больше нет
  • чтобы снять опасения, что перечисленные орлам средства могут быть израсходованы на другие цели
  • чтобы объяснить, что деньги с одного «орлиного» номера распределяются между всеми орлами
  • чтобы убедить, что угроза блокировки орлиного номера оператором реальна

Миграция степных орлов из Алтае-Саянского региона России и Центрального Казахстана в 2018-2019 гг.

Материалы Центра реабилитации диких животных (ЦРХП НСО)

Координаты 13 орлов по данным на 31 октября 2019 года. Один из орлов погиб в 2018 году.

Как смотреть на сайте: если убрать галочки из всех чек-боксов слева, то на карте останутся только актуальные треки орлов, прямо сейчас совершающих миграцию. Каждый цвет – это один орёл. Имена орлов и соответствующий цвет – приведены под картой. Чек-боксами регулируется видимость на карте архивных треков – осенней миграции 2018 года (самая первая миграция этих орлов) и весенней миграции 2019 года.

  1. Кто из орлов погиб в 2018 году? Запишите его имя.

  1. Какие выводы о миграции орлов можно сделать на основе карты их маршрутов по состоянию на 31 октября 2019 года? Отметьте «Верно» или

«Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте знак «».

Является ли данное утверждение верным или неверным?

Верно

Неверно

Ни один орёл не остаётся зимовать там, где обитал летом.

Маршруты перелётов сибирских и казахских орлов к местам зимовки не пересекаются.

Мин осталась зимовать в Иране.

Самый короткий маршрут миграции у орла по имени Аман.

Школа журналистики

Катя нашла на сайте объявление о проведении выездной Школы журналистики.

Катя скачала 1 и 2 части задания по направлению «Школа PR».

ЗАДАНИЕ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

1 часть

Мифы о профессии

Миф 1. Общительность и обаяние – главный залог успеха.

Журналисту необходимы вовсе не быстрота реакции и наглость, как принято считать. Очень важно обладать бесконечным любопытством и получать удовольствие от узнавания нового. А кроме этого должна присутствовать почти физическая потребность рассказывать это новое окружающим. Такой человек не может успокоиться до тех пор, пока не превратит увиденное или услышанное в связный рассказ. Некоторые журналисты застенчивы, другие молчаливы и чудаковаты. Но при этом, обладая искренним и неослабевающим интересом к окружающему миру, они могут расположить к себе людей, а поэтому получают ровно столько информации, сколько им нужно.

Миф 2. Если вы хорошо пишете сочинения, значит, у вас есть способности к журналистике.

Безусловно, умение писать тексты приближает к профессии. Даже на телевидении и радио сначала делается печатный текст, а потом уже картинка или звук. Но сегодня журналистика становится всё более аналитичной и жёсткой. Поэтому востребованы и успешны те, кто умеет логически мыслить, отделять главное от второстепенного, структурировать информацию и т. п. Опытные журналисты признаются, что в нестандартной ситуации они будто наблюдают со стороны за происходящим и рефлекторно придумывают слова и фразы, складывая их в текст. Телевизионщики – соответственно, в картинку на экране… Вот этот тип реакции на окружающее делает просто любопытного человека журналистом. Обратная сторона этой «медали» – невозможность абстрагироваться от происходящего, так как вся информация воспринимается как повод для новых статей и репортажей.

Миф 3. Профессии учат на факультете журналистики.

Несмотря на неоспоримую ценность общегуманитарного образования, которое даёт хороший вуз, творчески журналиста формирует практика. Нередко журналистами становятся люди совершенно других специальностей.

ЗАДАНИЕ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

2 часть

Компании «Лад» требуется специалист по связям с общественностью

Полная занятость.

Обязанности:

  • Подготовка информации, статей, аудио- и визуальных материалов для СМИ, социальных сетей (Facebook, Instagram, «Одноклассники», ВКонтакте, Telegram), официального сайта и собственных медиапроектов (культурно-просветительская печатная газета, культурологическое интернет-издание, телевизионные проекты).
  • Участие в организации общественных мероприятий по профилю организации.

Требования:

  • Высшее гуманитарное образование (рассматриваем в том числе выпускников последних курсов!)
  • Готовность к командировкам по региону, умение работать с современными медиа.
  • Наличие регулярно обновляемых аккаунтов в социальных сетях приветствуется.
  • Высокий уровень грамотности, хорошая стрессоустойчивость, умение разрешать конфликтные ситуации, стратегически и творчески мыслить, умение организовывать работу, планировать, принимать решения, готовность к сверхурочной работе.
  • Опыт работы в СМИ и пресс-службах желателен.

Условия:

  • Испытательный срок (уровень оплаты труда определяется исходя из опыта и квалификации кандидата).
  • Ненормированный график работы.
  • Работа в историческом центре города.
  • Корпоративная мобильная связь.
  • При наличии личного автомобиля возможны компенсации транспортных расходов по рабочим вопросам и др.

Резюме ждём на электронную почту – с обязательным указанием в теме письма должности, на которую вы претендуете.

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 1 часть». Какие личные качества делают обычного человека журналистом? Отметьте ВСЕ верные варианты ответа.
  • умение свободно общаться с незнакомыми людьми

  • быстрота реакции

  • потребность узнавать новое

  • умение отстраняться от ситуации

  • умение превращать увиденное и услышанное в связный рассказ

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 1 часть». Какой минус профессии журналиста назван в тексте? Запишите свой ответ.

  1. Воспользуйтесь текстом объявления Школы журналистики и текстом

«Задания        школы        журналистики.        2        часть».        Какова        основная        задача специалиста по связям с общественностью? Отметьте ОДИН верный ответ.

  • готовить репортажи о самых интересных общественных событиях

  • создавать положительный образ организации в обществе

  • рекламировать товары и услуги

  • отвечать на вопросы, интересующие жителей

  • проводить журналистские расследования

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 2 часть». Какие требования для кандидата на должность специалиста по связям с общественностью компании «Лад» обязательны? Отметьте ВСЕ верные варианты ответы.
  • законченное высшее образование

  • возможность часто ездить в командировки

  • готовность работать после 17.00

  • обновляемый личный аккаунт в социальной сети

  • наличие личного автомобиля

  • высокая грамотность

  • опыт работы в СМИ

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 2 часть». Какие темы, как правило, нужно будет освещать в должности специалиста по связям с общественностью компании «Лад»? Отметьте ОДИН верный вариант ответа.

  • «Наука и научно-технический прогресс»

  • «Актуальные проблемы региона»

  • «История и культура»

  • «Экология»

  • «Туризм и путешествия»

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 2 часть». Почему компанию «Лад» интересует наличие аккаунтов в социальных сетях кандидата на должность специалиста по связям с общественностью? Отметьте ВСЕ верные ответы.

  • Из социальных сетей специалист по связям с общественностью сможет быстрее узнавать новости.
  • Из социальных сетей можно брать интересные сюжеты, фото и видео.

  • В обязанности специалиста по связям с общественностью будет входить размещение материалов в социальных сетях.
  • Посмотрев аккаунт, можно выбрать уже известного человека, чтобы не раскручивать его с нуля.
  • Чтобы понять, как человек пишет, общается, может ли сделать аккаунт интересным.

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 2 часть». Какие утверждения об условиях работы по данной вакансии верны? Отметьте

«Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Рядом с каждым утверждением поставьте знак «».

Является ли данное утверждение верным или неверным?

Верно

Неверно

Работа во время испытательного срока может оплачиваться в меньшем объёме.

Работу специалиста по связям с общественностью можно выполнять, официально работая в другом месте, в свободном графике.

Придется регулярно иметь дело не только с текстами, но и с техникой.

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 2 часть». Объявление компании «Лад» в день публикации просмотрели пять человек. Кому из этих людей эта вакансия, скорее всего, НЕ подойдёт? Отметьте ВСЕ верные ответы.

  • Инга. Молодой преподаватель русского языка и литературы, окончила педагогический университет. Воспитывает детей, 4 и 6 лет, забирает из детского сада сама.
  • Константин. Студент 4-го курса исторического факультета. Опыта работы в СМИ не имеет.
  • Елена. Опытный сотрудник музея. Хорошо работает с текстами, но почти не пользуется компьютером и современными гаджетами.
  • Кристина. В прошлом году окончила факультет психологии. Работала в рекламной компании. Хотела бы сменить работу, так как не любит общение с заказчиками рекламы и конфликтных ситуаций.
  • Жанна. Выпускница философского факультета. Два года работала диктором на радио.

  1. Воспользуйтесь текстом «Задания школы журналистики. 2 часть». Компания «Лад» получила по электронной почте большое количество писем от желающих устроиться на работу. Перед вами несколько из них.

МК        Михаил Кандауров

По вакансии компании «Лад»

09:37

ИК        Ирина Киселева

По объявлению о приёме на

работу

10:11

АО        Александр Обедин

Специалист по связям с

общественностью

10:17

АН        Анна Никитина

Хочу у вас работать, имеется

большой опыт работы в СМИ

10:34

Чьё письмо соответствует требованиям к оформлению и его обязательно рассмотрят? Отметьте ОДИН верный ответ.

  • Михаила Кандаурова

  • Ирины Киселевой

  • Александра Обедина

  • Анны Никитиной

  1. Воспользуйтесь текстом объявления Школы журналистики. Что, кроме ответов на отборочное задание, Катя должна отправить в Школу журналистики? Запишите свой ответ.

  1. Воспользуйтесь всеми прочитанными текстами. Как вы думаете, с какой целью (помимо отбора участников в Школу журналистики) организаторы Школы дали ученикам такие задания? Отметьте ВСЕ верные варианты ответа.

  • чтобы привлечь больше школьников в журналистику и PR

  • чтобы прорекламировать свою выездную школу

  • чтобы дать более реальное представление о профессии журналиста

  • чтобы подготовить школьников к поступлению на факультет журналистики
  • чтобы помочь школьникам понять, хотят ли они заниматься журналистикой и PR

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...