Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка, 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

 В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько  теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку, чему способствует данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx68.35 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Борисова С.Г.

МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Компетентностно -ориентированные задания на уроках русского языка.

Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность.

Б. Шоу

В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования обозначилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько социально практических знаний, умений, навыков, в том числе в процессе обучения русскому языку.

Традиционная предметность должна сочетаться с реальной действительностью, социумом, в котором предстоит жить современным школьникам. Однако очевидна ситуация разрыва между традиционной методикой обучения, образовательными потребностями самих учащихся и требованиями, предъявляемыми к уровню образованности будущего поколения.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются, на мой взгляд, следующие компетентности:

- компетентность в решении проблем (задач);

- коммуникативная компетентность;

- информационная компетентность.

Компетентностный подход, в процессе реализации которого и формируются указанные компетентности, не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Говоря об образовании, ориентированном на формирование компетенций личности, следует обратить внимание на потенциал компетентностно – ориентированных заданий (далее КОЗ).

Компетентностно - ориентированные задания - это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: « А зачем мы это делаем?»

Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление КОЗ достаточно трудоемкое. Первые результаты применения КОЗ на уроках позволили сделать вывод: выбор в пользу КОЗ был сделан правильный. Во-первых, использование КОЗ  позволяет вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях, во – вторых, есть возможность оценить каждого, даже в многочисленном классе, в – третьих, заметно повышается интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности. В – четвертых, повышается качество знаний учащихся.

Вместе с тем обозначились и проблемы: непонимание прочитанного учебного текста, неумение выделить в прочитанном главное, неумение систематизировать собранный материал, а затем применить его в практической деятельности.

Задание 1.

5 класс. Тема «Синонимы»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Мама никак не могла заставить своего сына Егора сделать уборку в своей  комнате. «Лодырь!» - сказала мама, «Лоботряс!» - поддержал ее папа. «Хм, - подумал Егор,- а разве, это не одно и тоже?» Помоги Егору разрешить эту головоломку. Прав ли Егор?

2

Задачная формулировка

  1. Прочитайте самостоятельно материал учебника на стр.161-162.
  2. Определите значение данных слов по словарю. Сравните их значения. Запишите.
  3. Подберите синонимы к словам:

- Родина –

- Дом –

- Вьюга -

- Холод –

- Вкусный -

3

Источник информации

Толковый словарь Ожегова.

Учебник русского языка для 5 класса (под.ред.Т.А.Ладыженской)

 

4

Инструмент проверки

За словарную статью – 1 балл

За каждое правильно подобранное слово к заданию 3 начисляется 0,5 балла

5

Бланк для выполнения задания

  1. Лодырь –

Лентяй

     2.   - Родина –

- Дом –

- Вьюга -

- Холод –

- Вкусный -

6

Модель ответа

1. Лодырь, лентяй (разг.) - бездельник

2. Родина – Отчизна, Отечество

- Дом – хижина, изба

- Вьюга – метель, пурга

- Холод – мороз, стужа

- Вкусный – аппетитный, лакомый

7

Критерии оценивания

«5» - 6 баллов; «4» - 5 баллов; «3» - 4 балла; «2» - менее 4 баллов

Задание 2.

5 класс. Тема «Правописание –тся и –ться в глаголах»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Закончился урок русского языка,  расстроенный Иван вышел из класса: он снова написал в сочинении хочеца, читаеца. К нему подошел Артем6

-Что случилось, Ваня?

- Да опять вместо –тся в глаголах написал –ца. Что делать? Все время путаюсь!

- И это проблема? – воскликнул Артем.- Я дам тебе совет…

Какой Артем может дать Ивану совет в этой ситуации?

2

Задачная формулировка

1.Изучите материал учебника на стр.106.

2. Преобразуйте алгоритм определения правописания –ться и –тся в глаголах в схему.

3.Выполните предложенное упражнение. Какой ответ дал бы Артем?

3

Источник информации

1.Учебник русского языка для 5 класса (под.ред.Т.А.Ладыженской)

2. Правило фонетического разбора:

«–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;

4

Инструмент проверки

Алгоритм правописания:

1.Найдите глагол.

2.Задайте  вопрос к глаголу.

3.Если глагол  употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.

4.Если глагол употреблен в форме  3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

Критерии оценки:

  1. Схема правописания – 1балл
  2. За каждый правильный ответ 2 задания – 1 балл

5

Бланк для выполнения задания

Запишите пословицы и поговорки, используя алгоритм:
1. Трус своей тени боит…ся.
2. Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся. 
3.За всё брат…ся – ничего не сделать.

4. Если долго мучит...ся, что-нибудь получит...ся.

6

Модель ответа

  1.                                                       2.

http://skola.ogreland.lv/rusjaz/slovo/rus011_files/image011.gif

  1. –тся
  2. –ться
  3. –ться
  4. –ться, - тся

7

Критерии оценивания

 «5» - 5- 6 баллов; «4» - 4 балла; «3» - 3 балла; «2» - менее 3 баллов

Задание 3.

5 класс. Тема «Не с глаголами»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Кирилл делал домашнее задание. Из-за болезни он пропустил несколько уроков и решил самостоятельно выучить несколько пропущенных тем. Он

открыл учебник, на стр.99 было написано «Не с глаголами». Кирилл внимательно прочитал правило: «Интересно, как это глаголы, которые  не употребляются без не? Ненавидеть? А как же видеть?» Помоги Кириллу «справиться» с темой.

2

Задачная формулировка

 Распределите данные ниже слова по столбикам.

3

Источник информации

  1. Внимательно прочитайте § 107.
  2. Текст №1.

(Не) теряю, (не) здоровится, (не) сержусь, (не) болею, (не) можется, (не) годует, (не) радуется, (не) отважится, (не) домогает, (не) разговаривает, (не) доумевает, (не) волит.

4

Инструмент проверки

Думай о значении:

Не с глаголами пиши раздельноне хочу, не буду, не желаю.

Не с глаголами пиши слитно, если:

- лагол без не не употребляется: ненавижу

- составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия: недосмотреть, недоедать.

За каждое верно написанное слово – 1 балл

5

Бланк для выполнения задания

Не слитно                                                Не раздельно

6

Модель ответа

 Не слитно                                                Не раздельно

           нездоровится                                              не теряю

           неможется                                                   не сержусь

           негодует                                                      не болею

           недомогает                                                  не радуется

           недоумевает                                                не отважится

           неволит                                                        не разговаривает

7

Критерии оценивания

«5» - 12 баллов; «4» - 10 баллов; «3» - 8 баллов; «2» - менее 7 баллов

Задание 4.

5 класс. Тема « Не с глаголами»

Формирование коммуникативной,   информационной компетентности.

1

Стимул

Твоя сестра решила принять участие в интерактивной игре «Знатоки русского языка». Помоги ей подготовится к успешному участию в этой игре.

2

Задачная формулировка

  1. Определи лексическое значение глаголов с не.
  2. Ответь на вопросы, составь памятку: «Как должен вести себя хороший ученик», используя глаголы с не-

3

Источник информации

Толковый словарь С.И.Ожегов

Текст1.

1)Как школьники относятся к книге?(Рисуют на страницах) 2)Как ты относишься к малышам?(Обижаю, дерусь, ссорюсь) 3)Как мы ведем себя на уроках?(Шумим, вертимся, разговариваем громко) 4)Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?(Играю на проезжей части улицы) 5)Как ты бережешь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки)

4

Инструмент проверки

Думай о значении:

Не с глаголами пиши раздельноне хочу, не буду, не желаю.

Не с глаголами пиши слитно, если:

- лагол без не не употребляется: ненавижу

- составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия: недосмотреть, недоедать.

За каждое верное лексическое значения слова – 1 балл

За каждое верно составленное предложение – 1 балл

5

Бланк для выполнения задания

Слова к заданию 1.

Недомогать –

Неволить –

Недоумевать –

Неистовствовать –

Негодовать –

Текст1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Модель ответа

1.Задание: 

Недомогать – болеть.

Неволить – принуждать что-то делать против желания.

Недоумевать – сомневаться, колебаться по поводу невозможности понять, в чем дело.

Неистовствовать – безудержно буйствовать.

Негодовать – испытывать возмущение, крайнее недовольство.

2.Задание:

1) Не рисуют на страницах книги.

 2) Я малышей не обижаю, не дерусь и не ссорюсь с ними.

3) Мы на уроках не шумим, не вертимся, не разговариваем громко.

 4)Я не играю на проезжей части улицы.

 5) Я берегу природу во время прогулки в лес: не топчу траву, не рву цветы, не ломаю ветки.

7

Критерии оценивания

«5» - 9-10 баллов

 «4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» -  более 5 баллов

Задание 5.

5 класс. Тема «Прямое и переносное значение слов»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Мы все любим веселые, юмористические рассказы. Юмористический эффект достигается в них с помощью слов с переносным значением.

2

Задачная формулировка

Сочините веселый рассказ, в котором обыгрывается прямое и переносное значение слов. Слов с переносным значением должно быть 2-3.

3

Источник информации

§ 66 учебника русского языка для 5 класса (под.ред.Т.А.Ладыженской)

4

Инструмент проверки

У каждого слова есть основное лексическое значение.

Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак (золотое кольцо)

Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным (золотой характер)

5.

Бланк для выполнения задания

Задание выполните в рабочей тетради.

6

Модель ответа

Самостоятельно составленный рассказ.

Образец:                                      Звезда.

    Сегодня мне приснился сон, как упала с неба звезда, и я загадал желание. Был выходной день, и я решил прогуляться по центру города. И вдруг я увидел настоящую звезду цирка – Эдгарда Запашного и взял у него автограф. Весь день я был как во сне от счастья. Когда я рассказал об этом другу Коле, он чуть не упал со стула.

7

Критерии оценивания

За правильно составленный рассказ – 5 баллов.

За каждую пару слов – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 8  - оценка «5»

Задание 6.

5 класс. Тема: «Фразеологизмы»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Ничего у Данила не получалось с проектом по обществознанию, старший брат решил подбодрить мальчика: «Не вешай нос, все будет хорошо!» Когда но вышел из комнаты, Данил бросился к зеркалу: нос был в своем обычном состоянии. «Что он имел в виду? Завтра спрошу у кого-нибудь в школе, что это значит» - подумал мальчик и продолжил работу над проектом. Чтобы Вы ответили ему?

2

Задачная формулировка

1.Изучите дополнительный  материал.

2. Соотнесите фразеологизм с его  значением.

3

Источник информации

Дополнительный материал:

Фразеологизмы

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»...

Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.

Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

4

Инструмент проверки

1.Дано определение фразеологизма.

2. Даны примеры фразеологизмов.

За каждый верный ответ -1балл.

5

Бланк для выполнения задания

Фразеологизм

1.На краю земли 

2.Как с гуся вода 

3.Водой не разлить 

4.После дождичка в четверг 

5.Из мухи делать слона 

Значение

1.никогда 

2.большие друзья, о крепкой дружбе

3.где-то очень далеко 

4.превращать мелкий факт в целое событие 

5.все человеку нипочем

6

Модель ответа

1-3, 2-5,3-2,4-1,5-4

7

Критерии оценивания

«5» - 5 баллов; «4» - 4 балла; «3» - 3 балла; «2» - менее 3 баллов

Задание 7.

5 класс. Тема «Непроверяемые безударные гласные»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Твой американский друг Билл решил изучать русский язык и записался у себя в лицеи на дополнительные занятия. Их русская учительница задала им шутливое задание. Билл долго думал и попросил тебя о помощи, он ждет ответа по скайпу сегодня вечером.

2

Задачная формулировка

  1. Прочитайте внимательно стихотворение «Десять ос».
  2. Определите слова с непроверяемыми гласными в корне, запишите их.

3

Источник информации

  1. § 8 учебника русского языка для 5 класса (под.ред.Т.А.Ладыженской)
  2.  Стихотворение «Десять ос»:

ОС_ _А

На этой осе в октябре позолота,

ОС_ _А

А эта растет на лугу у болота…

_ОС_А

У этой на лапках зеленые иглы,

_ОС_ _ _А_

На этой опасно устраивать игры.

_ОС_ _ _А_ _

Это оса на Луну улетает,

_ОС_ _ _ _А

Эта на солнце худеет и тает.

_ _ОС_ _ _ _А_ _

Эта оса продается в бутылке,

_ОС_ _ _А

Эта боится горчицы и вилки.

_ОС_А

С этою спит в колыбели малыш,

_О_С_ _ _ _А

Эта по классу крадется, как мышь

  1. Сформулируйте правило.

4

Инструмент проверки

  1. Все слова с непроверяемыми гласными в корне.
  2. Слова в основе имеют сочетание букв ос (лось)

5

Бланк для выполнения задания

  1. Запишите слова в тетрадь через запятую.
  2.  Подчеркните орфограмму.

6

Модель ответа

Осина, осока, сосна, мостовая, космонавт ,сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

!!! Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить (октябрь, хризантема)

7

Критерии оценивания

«5» - 10 правильно записанных слов

 «4» - 8-9 правильно записанных слов баллов

 «3» - 6-7 правильно записанных слов

 «2» - менее 6 правильно записанных слов

Задание 8.

6 класс. Тема «Профессионализмы»

Формирование коммуникативной,   информационной компетентности.

1

Стимул

Каждый из нас мечтает, когда вырастет, иметь любимую профессию. а представители каждой профессии используют в своей речи профессиональные слова. Хотелось бы узнать, какие слова ты будешь использовать в своей профессиональной деятельности?

2

Задачная формулировка

  1. Определи сферу своей профессиональной деятельности.
  2. Выпиши из толкового словаря 5 слов, употребляемых в твоей профессии.
  3. Составь с ними предложения.

3

Источник информации

  1. Толковый словарь под.ред.Ожегова.
  2. Дополнительный материал:

ТЕРМИНЫ - слова, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий.

4

Инструмент проверки

За каждое верное лексическое значения слова – 1 балл

За каждое верно составленное предложение – 1 балл

5

Бланк для выполнения задания

  1. __________________________________________________________
  2. __________________________________________________________
  3. __________________________________________________________
  4. __________________________________________________________
  5. __________________________________________________________

6

Модель ответа

Образец: Моя мама учительница. У нее часто в расписании бывают «окна».  «Окно» - это время, когда у нее нет урока.

7

Критерии оценивания

«5» - 10 баллов; «4» - 8-9 баллов; «3» - 6-7баллов; «2» - менее 5 баллов

Задание 9.

5 класс. Тема «Орфограмма»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Ваша мама попросила Вас проверить выполнение домашней работы у младшей сестры.

2

Задачная формулировка

  1. Исправь допущенные сестрой ошибки.
  2. Запиши правильный вариант.

3

Источник информации

  1. Школьный орфографический словарь русского языка (под.ред.М.Т.Баранова).
  2. Домашнее задание сестры:

 Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата ризвятся в  своей клетке. Львенок Сенечка пытаеться укусить сваю маму. Обезьяна держиться заветку и слатко спит. Семейство тигров дружно умываеться. Интерестно ухаживать за животными и заботится о них.

4

Инструмент проверки

Встречаются в тексте разные виды орфограмм:

  1. Раздельное написание предлогов с другими словами.
  2. Безударные проверяемые гласные в корне слова.
  3. Ться и –тся в глаголах.
  4. Употребление ь для обозначения мягкости согласных.
  5. Проверяемые согласные в корне слова.
  6. Непроизносимые согласные в корне слова.

За каждое верно исправленное слово – 1 балл

5

Бланк для выполнения задания

1. ____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________

4._____________________________________________________

6

Модель ответа

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвятся в  своей клетке. Львенок Синичка пытается укусить свою маму. Обезьяна держится за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботиться о них.

7

Критерии оценивания

«5» - 12-13 баллов; «4» - 10-11 баллов; «3» - 8-9 баллов; «2» - менее 8 баллов

Задание 10.

5 класс. Тема «Состав слова»

Формирование компетенции разрешение проблем,   информационной компетентности.

1

Стимул

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей...

А ты считаешь себя Грамотеем? 

Тогда попробуй решить занимательные задачки!

2

Задачная формулировка

  1. Найди лишнее слово в игре «4 лишний».
  2. «Собери слова»

3

Источник информации

Игра «Четвертый лишний»:

  1. Маленький, малявка, маляр, малыш.
  2. Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
  3. Конница, конник, подоконник, конюшня.
  4. Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

«Собери слово»:

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ

3) Приставка в слове ЗАХОД,  корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА.

4

Инструмент проверки

  1. В первом задании выберите одно слово из ряда.
  2. Запишите полученное слово.

За каждый верный ответ – 1 балл

5

Бланк для выполнения задания

Игра «Четвертый лишний»:

1. ____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________

4._____________________________________________________

«Собери слово»:________________________________________

6

Модель ответа

Игра:

  1. маляр
  2. гроздь
  3. подоконник
  4. лето

«Собери слово»:

Подснежники, молодцы, загородка

7

Критерии оценивания

«5» - 7 баллов; «4» - 6 баллов; «3» - 4-5 баллов; «2» - менее 5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы

Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...

Методическая статья "Компетентностно - ориентированные задания на уроках русского языка"

В статье представлен опыт по составлению и использованию компетентностно- ориентированных заданий на уроках русского языка....

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка

Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование  ключевых компетенций учащихся, а именно информационной,  коммуникативной, кооперативной, компетенции ...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка

Предложенная система компетентностно-ориентированных заданий направлена на формирование  ключевых компетенций учащихся, а именно информационной,  коммуникативной, кооперативной, компетенции ...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка в 5 классе

Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка в 5 классе...