Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Путешествие в страну Глаголию"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока показывает технологию нетрадиционного урока - путешестствия в страну "Глаголию", используются здоровьесберегающие технологии. Цель урока закрепить изученный материал по теме «Глагол», повторить
морфологические признаки глагола, правописание суффиксов глаголов ова-ева, ива-ыва, правописание корней с чередованием гласных е-и; работать над развитием диалогической и монологической речи учащихся, их творческих
способностей; воспитывать активную жизненную позицию, чувство коллективизма, интерес к урокам русского языка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_glagoliyu.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                     Нетрадиционный урок.

Обобщающий урок по разделу «Глагол» в 6 классе на

тему «Путешествие в страну Глаголию» 2022 год

                                                      Учитель Кенжебаева Л.И.

                                     Цель урока: 1) закрепить изученный материал

                                                                   по теме «Глагол», повторить

                                                                   морфологические признаки

                                                                    глагола, правописание суффиксов

                                                                    глаголов ова-ева, ива-ыва,

                                                                    правописание корней с чередованием

                                                                     гласных е-и;

                                                              2)  работать над развитием

                                                                   диалогической и монологической

                                                                   речи учащихся, их творческих

                                                                   способностей;

                                                                3) воспитывать активную

                                                                   жизненную позицию,

                                                                   чувство коллективизма,

                                                                   интерес к урокам русского

                                                                   языка.

                                       Оборудование:  1) слева от доски нарисован

                                                                      на огромном стенде

                                                                      сказочный город, с теремами и

                                                                      дворцами ;

                                                                      справа от доски на магнитной

                                                                      доске находится огромное

                                                                     дерево бумажное, на котором

                                                                     висят жёлтые, зелёные и красные

                                                                     груши, прикреплённые

                                                                     маленькими магнитами,

                                                                    2) маленький столик-это

                                                                      «игровое поле», на котором

                                                                      лежат бумажные разноцветные

                                                                      мячи; корзиночки.

                                                                     3) в центре класса- трон, на

                                                                          котором находится

                                                                          ученик в костюме короля:

                                                                          « Его Величества Глагола».

                                                     Ход урока:

 I.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

                                                                   

 В течение двух недель на уроках русского языка мы говорили о том, какую роль играют глаголы в нашей жизни. Мы убедились, что глагол — наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях — и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без этой части речи и при прогнозе будущего.

Сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматику  в удивительный город Глагол. Вы уже немало знаете о том, по каким грамматическим законам живет население этого города, и сегодня мы побываем в гостях у его жителей, убедимся, какие они разные: одни неутомимые труженики, другие с ленцою — сами ничего не делают, а только приказывают или просят, а третьи, робкие и сомневающиеся. В путешествии  вас сопровождают капитаны.

   

  II. После вступительного слова учителя  команды  исполняют гимны Глаголу.

1 команда «Будущее время» подходит к трону и произносит:

                                     Тебе,Величество Глагол,

                                     Мы посвящаем наш урок.

                                     Урок не будет очень прост,

                                      Придут на помощь ум,

                                      Смекалка. Да здравствует ума

                                      Закалка. Нам в испытаньях дан

                                      Зарок на дружбу нашу полагаться.

                                       И думаем, что не придётся нам

                                       Даже в трудных спорах драться.

                                       Пусть все покажут, что Глагол

                                       Уже давно мы уважаем и

                                       Будем чтить его всегда, и не

                                       Забудем никогда!

2 команда « Первое спряжение» произносит гимн Глаголу:  

                                        Мы говорим при всех, во всеуслышанье,

                                       Что без Глагола туго б нам пришлось,

                                        Не знали б мы, что полон он движения,

                                        Что он имеет время, наклонение, спряжение,

                                        Лицо, число и род. Бывает он возвратным,

                                        Невозвратным, то переходным, а то и нет,

                                        Он вид свой совершенный направляет

                                        В прошедшее и будущее время.

                                        Пойдём мы в путь, пусть будет нелегка

                                        Дорога в мир знаний, всё же вместе мы

                                        Преодолеем все премудрости глагола,

                                        Достигнем самой большей высоты!

                                       

 Ш. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

В любом путешествии нужны опытные и знающие проводники. У нас это будут капитаны. Им со станции Теоретической прислали Цветик - Разноцветик, на лепестках которого написаны вопросы повышенной трудности. Капитаны по очереди отрывали лепестки и сразу отвечали на вопрос. У фантастического Цветика 14 лепестков, поэтому капитаны ответили на семь вопросов.

IV. ВОПРОСЫ  КАПИТАНАМ. СТАНЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ.

   Вот вопросы для конкурса капитанов:

1. Как  называются слова, обозначающие действие?

2. Перечислите постоянные морфологические признаки глаголов.

3. Назовите грамматическое значение глаголов повелительного наклонения.

4. Визитная карточка условного наклонения (грамматическое значение и способ образования).

5. Назовите разноспрягаемые глаголы.

6. В чем особенность разноспрягаемых глаголов?

7. Как объяснить происхождение суффикса  «Л» прошедшего времени глаголов?

8. В какой форме глагол имеет только постоянные морфологические признаки?

9. Какие виды имеет глагол? Как определить вид глагола?

10. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?

11. Сколько спряжений имеют глаголы? Назовите личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

12 Какая глагольная форма славится богатством синтаксической роли в предложении? Привести примеры.

13. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

14. Какие глаголы называются возвратными?

V.СТАНЦИЯ ТВОРЧЕСКАЯ.

 1. Далее командам предлагалось выделить по одному человеку на конкурс художников и журналистов, который проводится в виде индивидуальной командировки на станцию Творческая. За 15-20 минут художники должны были нарисовать ситуацию из жизни глаголов, а журналисты — провести наблюдение за ролью наклонения глаголов, рассказать по рисункам.

2.Чтение стихотворений:

По одному участнику из команды читают стихи, в которых много глаголов:

                                       В.Шефнер «Миг».

                                      Не привыкайте к чудесам,-

                                      Дивитесь им, дивитесь!

                                      Не привыкайте к небесам,

                                      Глазами к ним тянитесь.

                                      Приглядывайтесь к облакам,

                                      Прислушивайтесь к птицам,

                                      Прикладывайтесь к родникам,

                                          Ничто не повторится.

                                         За мигом миг, за шагом шаг

                                         Впадайте в изумленье.

                                         Всё будет так- и всё не так

                                         Через одно мгновенье.

                               Э.Успенский « Если был бы я девчонкой».

                                          Если был бы я девчонкой,

                                          Я бы время не терял!

                                          Я б на улице не прыгал-

                                          Я б рубашку постирал,

                                          Я бы вымыл в кухне пол,

                                          Я бы в комнате подмёл,

                                           Перемыл бы чашки-ложки,

                                           Сам начистил бы картошки,

                                           Все свои игрушки сам

                                            Я б расставил по местам!

                                            Отчего ж я не девчонка?

                                            Я бы маме так помог!

                                            Мама сразу бы сказала:

                                            - Молодчина ты,

                                              Сынок!

    - Какую роль выполняют глаголы в стихотворениях?

VI.СТАНЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ:

  1..Все остальные участники встречи в это время отправились на станцию Грамматическая. Командам выдавались листы бумаги, на которых они по цепочке записывали в два столбика по одному примеру переходных и непереходных глаголов. Для группового зачета предлагались слова для разбора по составу. Затем надо было рассказать о значении и происхождении приставок дез и ре, назвать грамматические показатели прошедшего времени, повелительного наклонения, вида глаголов.

1  В качестве психологической разгрузки использовались лингвистические

игры: в занимательной форме ученики определяли мофологические признаки

глагола. Например, одна из групп « собирала урожай» , снимая груши, на

которых написаны глаголы, с дерева и распределяя  их по двум корзинам:

для 1 и 2 спряжения, разноспрягаемые глаголы оставлялись на дереве

( стел…т, смотр…т, бор…тся, бре…т, дума…т, гон…т, ненавид…т, жал…т,

се…т, ед…т, верт…т, хоч…т, кле…т, дыш…т, ре…т, боле…т, обид…т,

крас…т, ве…т).

2 Другая группа участвовала в «спортивном состязании»: определяла ошибочное нахождение волейбольных мячей на игровом поле, указывая мячи, на которых написаны глаголы   совершенного и несовершенного вида

(думать, колоть, вынести, поднять, таять, испечь, закрасить,стелить,петь,

решать,плести, красить,сеять, нарисовать, уехать,закрутить,выучить,взять)

VII. СТАНЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ.

1. Следующий этап — орфографический. В словарном диктанте - эстафете на орфограммы за 5 - 6 классы, связанные с изученной темой, нужно было раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначив условия выбора орфограммы: (Не)сброс..шь, ты купа..ш(?)ся, (не)годовать, сбрас..вать, он хлопоч..т, (не)хоч..т войны, бл..стать, нат..реть, мальчик купает(?)ся, поднят(?)ся на гору, они завис..т от тебя, пряч(?)ся, он держ..тся, он выскак..ва..т, береч(?), вынес(бы), засмеет(?)ся.

2. РАБОТА С ПЕРФОКАРТАМИ:

Все ученики выполняют задание: вставить пропущенные буквы в перфокарты.

( зап..реть, выж…гал, зап…рать, подт…ереть, соб…рают, перест..лает,

обж…гает, забл…стали, зам…рло, отп…рать, ст…реть, уст…лать,

соб…рёшь, подж…гал, пост…лить, ум…рать, ум…р, ст…рать и т.д.)

 3. Проверка: по одной перфокарте от каждой команды.

4.  Эстафета: выписать участникам команд, кто быстрее и без ошибок

глаголы,  1 команда с суффиксами ива-ыва, 2 команда- с суффиксами

ова-ева:  завед…вать, совет..вать, гарц…вать, испыт…вать, танц…вать,

вытаск…вать, чувств…вать, присутств…вать, гор…вать, наста…вать,

рассматр…вать, заклад…вать, команд…вать, коч…вать, доказ…вать,

лик…вать, оцен…вать, ноч…вать, покач…вать, приказ…вать,расслед…-

вать, бесед…вать, рассчит…вать, расчерч…вать.  

  VIII. СТАНЦИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ:

1. Затем командированные на станцию Творческая художники и журналисты пригласили участников учебной встречи на защиту своих работ. На рисунках художников мы видим возвращение в родную страну                                    глагола-путешественника в доспехах — морфологических признаках; сюжетную миниатюру из жизни глаголов кричать, думать, есть, бежать, писать; географическую карту, на которой видны реки Постоянная и Непостоянная и их притоки: Переходность, Спряжение, Наклонение, Число, Род, Лицо, Время. Журналисты, получив на выбор тексты, используя свой читательский опыт, делали языковые наблюдения над ролью наклонений в русском языке. Одна из учениц прочитала свои стихи:

Я целый день учу щенка.

Командую: «Сядь на пол!»,

А он прищурится слегка

И подает мне лапу.

Обидно мне до слез!

Такой красивый пес

Не слушает хозяйку!

К тому же попрошайка:

Поймает в зубы хвост

И в руку тычет нос:

«Дай сахару, скорее!

Скорее! Поживее!»

     Ученица сделала вывод, что стихотворение насыщено различными глаголами, которые отражают шуточный диалог со щенком. Это формы повелительного  наклонения: дай, сядь. Повествование от лица автора передается глаголами изъявительного наклонения настоящего времени: учу, командую, прищурится, поймает. Другие журналисты использовали для своих наблюдений тексты научного и публицистического стилей разных жанров.

IX. СТАНЦИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ:

     И вот наступает самый интересный, завершающий, этап — на станции Лингвистическая шестиклассники представляют инсценировки лингвистических пьес, рассказов собственного сочинения. Всё: постановка, сценарий, костюмы, элементы декораций — было их творчеством.

Одна из лингвистических миниатюр называлась «Жители Глаголии».

В одной большой стране Глаголии жило множество глаголов, каждый из них имел свое наклонение, чем очень гордился. У глаголов условного наклонения в разговоре всегда встречалась многообещающая частица бы, из-за которой они прослыли болтунами и обещалками. Их обещания всерьез не воспринимались, и глаголы изъявительного наклонения над ними подтрунивали: «Если бы да кабы, росли бы во рту грибы». Недружелюбными были отношения между глаголами изъявительного наклонения и повелительного. Глаголы повелительного наклонения всегда ходили с гордо поднятой головой и с тросточкой. Они очень любили приказывать другим жителям Глаголии: «Принеси! Унеси! Сделай!». Полной противоположностью им были глаголы изъявительного наклонения, которые пользовались уважением и авторитетом среди других жителей страны. Но однажды случилось несчастье. На страну Глаголию напали враги. На защиту своей родины должны были встать глаголы всех наклонений. Однако глаголы повелительного наклонения стали только указывать, заставлять других, ничего не делая сами, глаголы условного наклонения — только обещать, а глаголы изъявительного наклонения мужественно сражались и одержали победу. За это правительство Глаголии присвоило им высшую награду – Время. Благодаря этому о них знали в прошлом, знают в настоящем и будут знать в будущем.

X.СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Вот и подошло к концу наше путешествие, все его  участники

достойно справились с нелёгкими испытаниями.

А теперь слово жюри.

XI. ЖЮРИ НАЗЫВАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. КОМАНДА «Будущее

время»  набрала больше баллов, но награждают всех, призы и медали

каждому участнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе «Путешествие по стране глаголов».

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян,...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...