Подготовка к сочинению-ассоциации по слову "Россия"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зырянова Алёна Владимировна

Проектная задача. Работа по группам. Составление интеллект-карт. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:        Урок развития речи в 6 классе по программе Разумовской

Тема: Подготовка к сочинению - миниатюре, составление интеллект-карты  « Ассоциация по слову»

Тип урока. Проектная задача (рассчитанана 2 урока)

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Р: использовать существительные в собственной речи; понять, как по-разному воспринимается разными людьми одно и то же слово; проявлять в работе чувство патриотизма; собирать материал и писать мини-сочинения о своих впечатлениях от слова.

Оборудование:

  1. Фломастеры – 4 пачки
  2. Ватманы – 4 шт. (А 3 или А2)
  3. Ножницы –  4 шт.
  4. Клей – 4 шт

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент. 2мин

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II.  Формулирование задач урока 5 мин

1. Мотивирующий ввод в тему урока. Слайд 1 Организационный момент просмотр видеоролика «Флэш-моб в Ростове с песней «Выйду в поле с конём».

- Как вы думаете, какое чувство заставило этих людей сделать такой флэшмоб? Какой это город? (Любой). Какое чувство вы испытали, посмотрев этот ролик?  О чём они поют? О чём пойдет сегодня речь? (О России)

– Сегодня на уроке мы будем готовиться собирать материал для написания сочинения-ассоциации по этому слову - «Россия».

– Как вы думаете, в какой творческой, графической  форме мы будем собирать материал? ( В виде интеллект-карты)

- Что нам нужно вспомнить, чтобы справиться с этой задачей? (что такое интеллект-карта, что такое ассоциация)

 Слайд 2

Учитель сообщает, что урок будет проводиться в форме практикума, назначает консультантов.

Коммуникативные УУД:

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1.  Планировать деятельность под руководством учителя 

III.. Актуализация и углубление изученного

3 мин

Работа с ассоциациями.

– Иногда то или иное произнесённое, прочитанное или написанное слово вызывает в нашей душе некоторые воспоминания, какие-то впечатления или ассоциации. Что такое ассоциация? Это связи, возникающие в нашем сознании при восприятии слов. Наши впечатления, воспоминания – слуховые, зрительные. (Слайд 3)

– Проведём ассоциативный эксперимент. Я назову слово, а вы быстро записываете то слово, которое пришло на ум первым, когда вы услышали произнесённое слово. Это слово – «Россия».

(Учащиеся называют слова-реакции, возникшие на слово-стимул).

–Почему вы назвали именно такие ассоциации? С чем в вашем сознании связаны эти слова? 

Слайд 4. Возможные ассоциации. (Из словаря ассоциаций)

– Именно с ассоциацией мы сталкиваемся, когда читаем высказывание С.Есенина, который говорил о своём восприятии слова  «Россия»: 
«Россия! Какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Эти слова –  эпиграф к нашему уроку.
 Слайд 5. 
– Как вы думаете, почему у Сергея Есенина возникли именно такие ассоциации?

Коммуникативные УУД:

1. Выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.

2. Создавать устные тексты с учебной целью.

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

IV. Самостоятельная групповая работа по вариантам.

15 мин

2 мин

Работа с текстами.

Ученики самостоятельно в группах  выполняют задания по вариантам. 5 мин – песня 1(См. Приложение 1.) Затем тексты зачитываются, ребята отвечают на вопросы к текстам.

Проверка коллективная. Каждый выполнявший свой вариант слушает и другой.

Результаты работы обсуждаются, выявляются трудности. Ученики­консультанты оказывают помощь.

1 группа. Работа со словом по  стихотворению Л.Татьяничевой Слайды 6-7.«Я у старого дуба спросила…». (К ответу на 2 вопрос учитель дополняет, что  есть версия, что слово произошло от названий древних племён, населявших когда-то территорию нашей страны К 3-му вопросу дополняет, что У С.Есенина Русь чаще всего голубая: «…Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь».

«Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза».

Синь – это речные просторы, озера, голубое небо.

К 5 вопросу: синонимы: Россия, Русый, Росы, Отчизна, Родина, мать. Однокоренные слова: Россия, россиянин.  

К 6 вопросу.Проведём эксперимент: как вы считаете, можно ли сказать «деревянная Русь», «белокаменная Русь»? А «стальная»? Обоснуйте свою точку зрения. Слайды 8-13

2 группа. Работа с текстом С. Романовсгого.

( К 1 вопросу: ассоциации автора -   роса, русло, русалка.

Ко 2 вопросу – «Русь» - светлое место.) Слайды 14-16

3 группа. Работа с тектом стихотворения С.Есенина. Слайд 17

(2 вопрос.Русь – это святое место. Русь – это храм. Для Есенина небо синее, необъятное, прекрасное как купол храма.) 3 вопрос(Метафора «звонко чахнут тополя», звон колокола, веселье народа, песни, пляски.) (4 вопрос. Яблочный, медовый Спас. Русь – это святые праздники. Раньше отмечались с особенным размахом).

 Слайд 18

План.

1.Русь – это храм.

2.Русь – святое место.

3.Русь  - это святые праздники.

4.Русь – это воля, удаль, крестьянская сила, берёзка, луга, поля.

5.Русь – это то, что лучше рая.

Русь – это воля, природа необъятная, крестьянская сила, удаль, веселье.Русь – это рай. Даже больше, чем рай.

Бесконечная. Неизмеримая. Святая любовь к Родине.

Автор безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа. И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

4 группа. Работа с детским соченением-миниатюрой по слову «Россия»  Слайд 19

Ко 2 вопросу: На какие группы их можно разделить?

Роса – ручеей, озеро - вода

Свет, русоволосые, русобородые, русаки -  цвет

 «Рус- рос», «Ру-с-с-с», «Ро-с-с-с» - звуки

«Руслан» - литература, люди

Ощущения 

Физкультминутка 

Личностные результаты:

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Преобразовывать и передавать информацию, полученную в результате чтения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Регулятивные УУД:

1.  Работать по плану, сверяясь с целью.

2. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в группах.

2. Оказывать помощь, корректировать результаты работы.

3.  Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

V. Обобщение и углубление знаний.

10 мин

Работа с понятием «интеллект-карта».

Беседа

- Что такое интеллект-карта? (ответы детей)

 Слайд 20

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Цель её создания – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. 

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 

-  Посмотрите примеры интеллект карт, скажите, в чём в них ошибки? Слайд 21-22  – типичные ошибки

-  Как вы думаете, в чём сновные принципы составления интеллект - карт? Слайды 23-24

(Приложение 2. Раздается перед состалением собственных интеллект-карт на каждый стол)

 Слайд 24

VI.Составление интеллект-карты.

30 мин

Групповая работа – составление интеллект карты по теме «Ассоциации к слову «Россия». Защита карты.

Ученики самостоятельно в группах  распределяют задачи, выполняют работу.

Картинки к интеллект-карте выбирают из предложенных в папках по темам на компьютере, распечатывают, вырезают, наклеивают и формляют.  Ученики­консультанты оказывают помощь.

Затем каждая группа защищает свою интеллект-карту.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств, источнику духовной жизни народа.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схему). Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

Регулятивные УУД:

1.  Работать по плану, сверяясь с целью.

2. Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь договариваться о совместной деятельности, работать в группах.

2. Оказывать помощь, корректировать результаты работы.

3.  Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

5. Излагать своё мнение.

6. Понимать позицию другого. Владеть приемами рационального слушания.

7. Выступать в аудитории сверстников с творческими заданиями.

VI. Домашняя работа.

Написать сочинение-миниатюру о слове «Россия»

Существует  несколько видов мини-сочинений:

  • сочинение-миниатюра,
  • сочинение-размышление,
  • сочинение по впечатлениям,
  • сочинение-эссе.

Задание: выберите один из видов сочинения и изложите в нём все свои мысли, впечатления от сегодняшнего урока на тему «Россия».

Познавательные УУД:

  1. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.
  2. Коммуникативные УУД:

 1. Строить связное высказывание в соответствии с коммуникативной установкой.

2.  Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

VII. Итог урока.

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я понял……………………………………

На уроке мне понравились…………………………………..

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Приложение 1 .

  1. группа.

Прочитайте стихотворение Л.Татьяничевой. Ответьте на вопросы.

Я у старого дуба спросила,
Долгожителя отчих полей:
– Кто распевное имя Россия
Дал Отчизне твоей и моей?
Дуб ответил, вершину склоняя:
–Это было ещё до меня…
Отыскала я древний курган:
– Хочешь, в ноги тебе поклонюсь.
Ты скажи мне, степной великан,
Кто придумал название Русь?
Услыхала я тихий ответ:
– Здесь стою с незапамятных лет.
Но не помню рожденья Руси,
Ты об этом у Волги спроси!
Я пришла предрассветной порой
На откос, где растёт краснотал:
– Волга-матушка, тайну открой!
Волга звёзды качает в горсти,
А в глазах – доброта,
Не упрёк:
Кто Россию Россией назвал?
– Дал могучее имя Руси
Тот, кто Волгою Волгу нарёк!

1.Кто же дал имя России?

2.Почему именно так назвали: Россия, Русь?

3.С  каким цветом ассоциируется у вас это слово? Объясните, почему вы так считаете.

4.А можно ли представить Русь коричневую, фиолетовую, чёрную? Какую цветовую гамму используете вы при описании Руси?

5.Какие однокоренные слова или синонимы можно подобрать к данному слову?  _____________________________________

6.Проведём эксперимент: как вы считаете, можно ли сказать «деревянная Русь», «белокаменная Русь»? А «стальная»? Обоснуйте свою точку зрения.

 2 группа.

Прочитайте текст С. Романовсого и ответьте на вопросы.

Русь

Короткое – в один слог всего! – а какое просторное  и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами…
 Русь, Русские, Россия, Россияне.
   Может быть, слова эти родственны словам: русло, то есть ложе реки, по которому она течёт.
    Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
     Роса и производное от него слово росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
    Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
   Есть у слова Русь и ещё значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека.
   Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой   голос подрагивает от радости:
– Цветочек-то погибал. Я его вынесла на Русь – он и зацвёл!
– На Русь? – ахнул я.
– На Русь, – подтвердила хозяйка.
  Я молчу, боюсь, что слово забудется, упорхнёт, – и нет его, откажется от него хозяйка.
Осторожней осторожного спрашиваю:
– Что такое – Русь?
– Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
  Я слова вымолвить не могу.
  У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
  Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя! Мне всегда виделся невечерний свет в имени твоём, коротком, как вдох счастья.

                                                                                                             (По С.Романовскому).

  1. Какие ассоциации связаны у автора текста со словом «Россия»?
  2.  Какое новое значение слова раскрыто в этом тексте? Выпишите его:__Русь-_________________________________
  3. Что вам понравилось в этом тексте, что поразило?

3 группа.

Прочитайте стихотворение С.Есенина. Ответьте на вопросы.

Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах
1 образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
2
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий
3 Спас.
И гудит за корогодом
4
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке5
На приволь зеленых лех
6,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать7 святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

1РИЗА – 1. Одежда священника при богослужении, церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом. 2. Оклад на иконе.

2ОКОЛИЦА –  изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.

3КРОТКИЙ – незлобивый, покорный, смирный.  Кроткий Спас  –  один из трех церковных праздников, в данном случае речь идет о яблочном  Спасе  

4КОРОГО́Д .корого́дить южн. зап. искажен. произносится также карагод: – хоровод, хороводить: в смол. калужск. карагодом зовут целый ряд, порядок чего либо, и пр. ряд свай. Здесь хоровод изб

5СТЁЖКА– тропка. (синонимы)

6ЛЕХ  -    тесьма, лента, борозда; обмежек пашни

 7РАТЬ – воинство, войско.

1.Найдите риторическое обращение в стихотворении. Как воспинимает автор Россию?

2. Почему Есенин сравнивает себя с богомольцем? Что для него Русь в этой строфе? (Русь – это святое место. Русь – это храм. Для Есенина небо синее, необъятное, прекрасное как купол храма.)

3.Какие звуки вы слышите в сихотворении? (Метафора «звонко чахнут тополя», звон колокола, веселье народа, песни, пляски.) О каких запахах он говорит? (Яблочный, медовый Спас. Русь – это святые праздники Раньше отмечались с особенным размахом).

4.К чему призывает  «рать святая»? Почему Есенин не хочет рая?

4. Озаглавив каждую строфу, сотавьте план и ответьте на вопрос: «Русь – это?»

План.

1.Русь – это _____________________________________.

2.Русь – это______________________________________.

3.Русь  - это______________________________________.

4.Русь – это______________________________________.

5.Русь – это _____________________________________ .

  1. Какая любовь у Есенина к Родине? _______________________________________

4 группа. Работа с детским сочинением-миниатюрой по слову «Россия»

Русь…Россия…  Какое краткое, но удивительно звонкое слово. Рус-рос-рус-рос…- звуки падают, как весенняя капель. Падают и сливаются в реку, полную гласных: а-и-я…Образ воды появился не случайно. Русь – страна, где много рек и озёр. Русский человек – это человек, живущий у воды. Недаром что-то общее, созвучное слышится в словах «Россия», «роса», «росинка», «Русь», «русло», «русалка»…

Россия…Русь… Что слышится в этих словах каждому из нас? Мне представляется сказочный герой из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Не потому ли он оказался победителем, что в его имени есть удивительное созвучие: Рус-лан?..

Помимо звукового обличия, в этом слове притягивает и другое: идущий от него свет. Русью в диалектах называли всё светлое, открытое. Место, где светло и солнышко – это Русь. Дети на этой земле русоволосые, старцы – русобородые. Рожь, колосящаяся в поле, тоже русая. Зайцы – и те! – русаки!

Мало звуков и света. Есть ещё ощущение свежести, веяния ветра над полями России, «Ру-с-с-с…» - колышется рожь на веру. «Ро-с-с-с…» - вспорхнёт птица из-под ног.

  1. Какие ассоциации вызывает слово «Россия» у автора этого сочинения?
  2. На какие группы их можно разделить?
  3. Что вам понравилось в этом тексте, что поразило?

Приложение 2.

Правила построения интеллект-карт 

1.Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом,  используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.

3. Используйте разные цвета для каждой «ветви»! Находите «подтемы». Карта должна быть логичной!

4. Рисуйте или используйте готовые картинки! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций.

5. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение.

6. Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

7.Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

8. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.

Поэтому вам потребуются:

  • чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций;
  • цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше;
  • ластик;
  • стикеры, желательно разных цветов и размеров;
  • скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один.

Правила построения интеллект-карт 

1.Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект-карты. Центральный образ должен быть для вас самым ярким объектом, потому что он будет являться вашим центром внимания, основной целью создания интеллект-карты. Для этого максимально четко ставьте задачу, используйте при создании центрального образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

2. Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.

3. Используйте разные цвета для каждой «ветви»! Находите «подтемы». Карта должна быть логичной!

4. Рисуйте или используйте готовые картинки! Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Вот эту первую ассоциацию и нарисуйте. Как правило, потом для восприятия информации с интеллект-карты вам даже не нужно будет читать, что там написано, — достаточно будет пробежаться по рисункам, и у вас в голове тут же всплывет необходимая информация.

5. Используйте ключевые слова! Их должно быть немного, чтобы они не складывались в законченное предложение. Как вы увидите ниже, информация, поданная в виде ключевых слов, связанных наглядно друг с другом, заставляет мозг работать максимально быстро. Когда вы читаете лишь ключевые слова, у вас появляется чувство незавершенности, что вызывает множество новых ассоциаций, продолжающих интеллект-карту.

6. Если вы составляете карту вручную, используйте печатные буквы, так как рукописный текст воспринимается значительно дольше, чем обычный печатный.

7.Связывайте мысли! Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

8. Используйте не более чем 7±2 ответвления от каждого объекта, а лучше — не больше 5–7, так как такую карту сможет легко воспринимать даже уставший человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...