ЕГЭ. Теория. Задание 13
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Теория. Задание 13.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13._zadanie.teoriya.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 13. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Формулировка задания: Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сережа, еще (НЕ)ОКРЕПШИЙ после болезни, примостился на диване.

Захар прошел  мимо, (НЕ)ПОВЕРНУВ головы в мою сторону.

Солнце (НЕ)БЫЛО видно.

Месяц, ещё (НЕ)СКРЫТЫЙ облаками, освещал равнину.

В кюветах блестела вода, оставшаяся после (НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫХ июльских  дождей.

Ответ: ___________________________.

Алгоритм выполнения:

  1. Определи часть речи. Посмотри, употребляется ли слово без НЕ! Помни! • НЕ с любой частью речи пишется слитно, если слово без НЕ не употребляется: невежа, невзгоды, нелепый, невзрачный, ненастный, негодовать, нездоровится, несдобровать, неможется, нельзя, неужто, нестерпимый и др.
  2. Исключи глаголы и деепричастия, если они есть в задании.
  3. Помни! НЕ всегда пишется раздельно при словах, в составе которых есть дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.
  4. Вспомни правила написания НЕ с  остальными частями речи. И выбери верный ответ. Он будет только один!

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Часть речи

Слитное написание частицы НЕ

Раздельное написание частицы НЕ

Глагол

  1. Без НЕ не употребляется: ненавидеть, негодовать, недоумевать
  2. В глагольной приставке

НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме, недостаток или нехватку чего-либо: недовыполнить план, недоедать неделями, постоянно недосыпать (= спать меньше нормы)

  1. Со всеми остальными глаголами, употребляющимися без НЕ: не был, не знал и т.д.
  2. В глаголах с приставкой ДО, имеющей впереди себя отрицание НЕ и обозначающей не доведённое до конца действие: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

Деепричастие

1. Без Не не употребляется: негодуя

2.Деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-, пишутся слитно: постоянно недосыпая, недовыполнив норму.

В деепричастиях, которые могут употребляться без НЕ: не думая, не зная.

Имя существительное

1.Без НЕ не употребляется: небылицы, неразбериха

2.Если можно подобрать синоним неправда – ложь, недруг – враг.

1. Если есть противопоставление, выраженное союзом А: не ложь, а правда.

2. В вопросительном предложении при логическом подчеркивании отрицания:

Не правда ли?

Имя прилагательное

1. Если можно подобрать синоним нелегкий – трудный.

2.  Наличие пояснительных (зависимых) слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными:

незнакомые нам песни, неизвестный мне писатель, ненужные нам сведения, 

3. При наличии наречия меры

и степени: АБСОЛЮТНО, БОЛЕЕ ЧЕМ, ВЕСЬМА, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, КРАЙНЕ, НАСТОЛЬКО, ОЧЕНЬ, ПОЛНОСТЬЮ, ПОЧТИ, СЛИШКОМ, СОВЕРШЕННО, УДИВИТЕЛЬНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.: совсем неприспособленный, весьма нелегкая задача, очень несовершенный рассказ,

4. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕ слитно:

невысокий – невысок.

5. В отглагольных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ем-, -им-: неувядаемый, неиссякаемый,

непреодолимый, неукротимый,

несокрушимый, необитаемый.

1.Если есть противопоставление, выраженное союзом А: не большой, а маленький.

Примечание: противопоставляемые слова

должны быть словами- антонимами.

2. С относительными прилагательными:

дом не блочный, часы не золотые.

3. С притяжательными прилагательными:

шубка не лисья, пиджак не папин.

4.  При наличии таких пояснительных слов, которые усиливают отрицание: отрицательные местоимения (НИКОМУ, НИЧЕМ и др.) и наречия, начинающиеся с НИ (НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО): никому не известный писатель

5. При наличии пояснительных слов: ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ, ВОВСЕ, которые, притягивают к себе НЕ: далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни

6. С краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с НЕ раздельно: книга не интересна, а скучна.

7. С прилагательными, обозначающими вкус и цвет: не соленый суп,не синее небо

8. С прилагательными в форме сравнительной степени: не лучше, не хуже, не выше

9. В вопросительных предложениях при логическом подчеркивании отрицания:

Не верный ли это ответ?

10. С краткими прилагательными, которые в полной форме не употребляются:

не должен, не обязан, не намерен, не прав,

не виден, не готов, не рад, не согласен,

не склонен, не доволен

Наречие

1. В наречиях, оканчивающихся на -О, -Е, если к ним можно подобрать синоним: неглупо – умно, недалеко – близко.

2. В отрицательных наречиях:

некогда – никогда, негде – нигде,

некуда – никуда, неоткуда – ниоткуда,

незачем.

1. В наречиях, оканчивающихся на -О,-Е, если есть противопоставление с союзом А:

не смешно, а грустно.

2. Если при наречиях на -О, -Е есть пояснительные слова ВОВСЕ, НИЧУТЬ, ДАЛЕКО, ОТНЮДЬ: вовсе не смешно.

3. Если наречие пишется через дефис:

не по-товарищески, не по-русски.

4.  В наречиях, оканчивающихся не на -О, -Е: Не очень, не вполне, не совсем, не всегда, не повсюду.

Причастие

1. Если полные причастия одиночные (не имеют при себе зависимых слов): нераспустившийся цветок.

2. Если зависимыми словами

при причастии являются наре-

чия меры и степени: АБСОЛЮТНО, БОЛЕЕ ЧЕМ, ВЕСЬМА, В ВЫСШЕЙ СТЕПЕНИ, КРАЙНЕ, НАСТОЛЬКО, ОЧЕНЬ, ПОЛНОСТЬЮ, ПОЧТИ, СЛИШКОМ, СОВЕРШЕННО, УДИВИТЕЛЬНО, ЧРЕЗВЫЧАЙНО и др.: крайне необдуманное решение,

совершенно неподходящий пример,

НО: совершенно не подходящий к

правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия при причастии другого зависимого слова, не имеющего значения меры и степени).

  1. Если полные причастия имеют при себе зависимые слова: не распустившийся (когда?) еще цветок, не написанное (кем?) учеником

сочинение.

2. С краткими причастиями: здание не построено, телеграмма не получена 

3. При наличии противопоставления, выраженного союзом А: не засохшие, а распускающиеся цветы.

Имя числительное

-

Всегда пишется с НЕ раздельно: не трое

Не раз (часто): Не раз я видел в горах

Ни разу (никогда): Не был ни разу

Не один (много): Не один раз я повторял это

Ни один (никто):Ни один не пришел.

Местоимение

1. В неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов: нечему, некому, некоторые, несколько, нечто, некто некому, ничего и т.д.

1. В неопределенных и отрицательных местоимениях, когда НЕ от последующего слова отделено предлогом: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что.

2. С другими разрядами местоимений:

не нашем, не все, не каждый, не сам

3. НИ с местоимением может писаться раздельно и без предлога, если выступает в роли союза в придаточных предложениях:

Я не знаю, ни кто ты, ни где твои друзья.

Союзы

В составе уступительного союза: несмотря на то что (= хотя).

Не всегда пишется раздельно с

сочинительными союзами: не то, не то.

Частицы

В вопросительной частице неужели.

Остальные частицы пишутся с НЕ раздельно:

не только.

Предлоги

В производных предлогах: несмотря на, невзирая на (= вопреки). Несмотря на дождь мы пошли гулять.

С непроизводными предлогами:

не из…, не под…, не над нами.

Примечание

1. Следует отличать обороты

не кто иной, как…,

не что иное, как…

никто иной не…;

ничто иное не….

1) Если в составе оборота есть слово КАК, то в нём употребляется частица НЕ, которая пишется раздельно:

НЕ раздельно пишет всяк,

Если дальше слово КАК.

Примеры: Это было не что иное, как пожар. Это был не кто иной, как твой родной брат.

2) Если в составе оборота нет слова КАК, то в нём употребляется частица НИ, которая

пишется слитно!

Примеры: Никто иной не мог этого сказать. Ничто иное не могло бы меня испугать.

«Различие частицы НЕ и частицы НИ».

НЕ

НИ

1. Частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам:

Не бывать этому. Озеро не большое, а маленькое.

2. Частица НЕ пишется в независимых восклицательных и вопросительных предложениях:

Куда только мы не обращались! Почему не спишь?

3. Частица НЕ употребляется при двойном отрицании: Я не мог не обратиться.

1. Используется для усиления отрицания в предложениях без подлежащего: Кругом ни деревца

В классе не было ни одного человека.

2. Пишется в предложениях для усиления утвердительного смысла после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.д.: Куда ни поеду, всюду встречаю друзей. Куда только мы ни обращались, везде нам помогали.

3. Пишется для усиления отрицания, которое выражается частицей НЕ или словом НЕТ:

Не слышно ни звука. Нет ни облачка.

4. В повторяющихся союзах: Ни ромашки, ни лютики не росли в саду.

5. В устойчивых оборотах (в этих фразеологизмах перед второй частью повторяющегося союза запятая не ставится): ни жив ни мёртв, ни свет ни заря, ни днём ни ночью, ни взад ни вперёд, ни туда ни сюда, ни тот ни другой, ни кон ному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни два ни полтора, ни за что ни про что, ни с того ни с сего, ни больше ни меньше, ни много ни мало, ни

слуху ни духу, ни стать ни сесть, во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А3 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку

Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...