ЕГЭ. Теория. Задание 2
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Материал для подготовки к ЕГЭ. Теория. Задание 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_zadanie._teoriya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЕ 2. КОНТЕКСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ
Формулировка задания:
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ГРУППА. Класс, категория, разряд чего-нибудь. Группа крови.
2) ЯЗЫК. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль. Язык Пушкина.
3) ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование. Поучительная история.
4) ПРИЙТИ. Достигнуть, добиться чего-нибудь после каких-либо действий, решений. Пришли к соглашению.
5) КУЛЬТУРА. Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении. Культура древних греков.
Задание выполняется на основе предложенного текста:
Исконно русские и заимствованные – на такие две группы можно разделить фразеологизмы русского языка по их происхождению.
Исконно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России. Например, фразеологизм «кричать во всю Ивановскую», означающий «очень громко». Появление этого устойчивого выражения соотносят с названием площади в Москве, на которой находилась колокольня Ивана Великого. Здесь глашатаи объявляли царские указы. Чтобы всем было слышно, глашатаю приходилось кричать очень громко.
Заимствованные фразеологизмы связаны с историей и культурой <…> стран. Так, из необычных немецких традиций в русский язык пришла идиома «провалиться на экзамене».
Её лексическое значение – «не пройти испытание». В старину в Германии, когда к девушке приходили свататься, она спускала с окна корзину, в которую садился предполагаемый жених. Нелюбимому спускали корзину со слабо проделанным дном. При подъёме оно проваливалось, что означало отказ. Позже этот обычай заменился менее травмоопасным: в случае отказа девушка посылала в дом сватающегося к ней юноши бездонную корзину.
Таким образом, изучение фразеологизмов открывает дорогу к другим людям, странам, культурам.
Комментарий к выполнению задания:
Самый простой способ определить значение приведённого слова в тексте – синонимическая замена: вместо выделенного в тексте слова нужно подставить взятый из словарной статьи синоним к нему. Если предложение при этом не утратит своей смысловой цельности, значит, это показатель того, что ответ верный.
Первый ответ является верным. Если подставить в первое предложение текста вместо слова «группа» взятый из толкования к нему синоним «разряд», то предложение не утрачивает своей смысловой цельности:
Исконно русские и заимствованные – на такие две группы (= два разряда) можно разделить фразеологизмы русского языка по их происхождению.
Второй ответ неверный. Выделим в трактовке лексемы «язык» ключевое слово синоним. Это «стиль». Поставим его вместо лексемы «язык» в текст. Предложение утрачивает смысловую цельность:
Исконно русские и заимствованные – на такие две группы можно разделить фразеологизмы русского языка (≠ стиля) по их происхождению.
Третий ответ тоже будет неверным. Если подставить вместо слова «история» ключевую лексему из толкования к нему («рассказ»), предложение теряет смысловую цельность: Исконно русские фразеологизмы связаны с историей (≠ рассказом) и культурой России.
Убедимся том, что четвёртый ответ неверный. Используем метод синонимической замены. Подстановка вместо слова «пришла» ключевого синонима из его толкования «добиться после каких-либо действий» приводит к нарушению смысла предложения: Так, из необычных немецких традиций в русский язык пришла (≠ добиться после каких-либо действий) идиома «провалиться на экзамене».
Пятый ответ верный. Воспользовавшись принципом синонимической замены и заменив в последнем предложении текста слово «культура» взятым из толкования к нему синонимом «достижения человечества», мы видим, что смысл предложения не меняется. Это свидетельствует о верности ответа: Таким образом, изучение фразеологизмов открывает дорогу к другим людям, странам, культурам (= достижениям человечества).
Правильный ответ: 1, 5
Алгоритм выполнения задания:
1) Внимательно прочитайте лексическое значение выделенного слова.
2) Найдите в лексическом значении выделенного слова ключевой синоним к нему.
3) Поставьте в предложение текста вместо выделенного слова ключевой синоним из его толкования.
4) Определите, потеряло или не потеряло предложение после проведённой синонимической замены своей смысловой цельности:
предложение не потеряло после синонимической замены своей смысловой цельности – ответ верен;
предложение потеряло после синонимической замены свою смысловую цельность – ответ неверен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория заданий А3 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А4 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А5 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А6 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий А7 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Теория заданий В2 ГИА по русскому языку
Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...
Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку
Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...