ЕГЭ. Теория. Задание 6
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Материал для подготовки к ЕГЭ. Теория. Задание 6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_zadanie_leksicheskie_normy_teoriya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 6. Лексическая ошибка. Теория.

Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Толстой изложил свою автобиографию очень подробно.

Ответ: свою (плеоназм: Автобиография - человек сам описывает основные события своей жизни)

Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ):

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

↑ Алгоритм выполнения задания 6

1. Обратите внимание на  формулировку (замена/исключение)

2. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;

3. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

4. Если исключаете слово, проверьте, не поменялся ли смысл предложения!


Примеры

Тип ошибки

Плеоназм

(исключение)

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.

Тавтология

(исключение)

Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос

Нарушение лексической сочетаемости

(замена)

Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) замена

Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение - золотые руки). 

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. (замена)

Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). 

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

(замена)

Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Неточный подбор синонима

(замена)

Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). 

Употребление паронимов (зам)

Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, свободная вакансия, подниматься наверх по лестнице, потупили опущенные головы, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;

Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул), большую половину жизни (большую часть), выразил ответ (дал ответ или выразил благодарность, мнение, мысль), предпринял усилия (приложил усилия или предпринял попытку), поднять кругозор (расширить), произвело на нас фурор (произвело фурор или произвело на нас впечатление), направляло цель (ставило цель), показывал образец (показывал пример или был образцом), не уделял значение (придавал значение или уделял внимание), подняли дилемму (проблему),  сделали ряд решений (приняли – принять решение, сделать выбор, вывод, дело), дали славу (принести славу, дать возможность, уверенность) кому из героев импонирует автор (симпатизирует автор: Симпатизировать – хорошо относиться к кому-либо, импонировать – производить положительное впечатление), одержать первенство(одержать победу- завоевать первенство) и т.д.

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» - интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками - Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот»).

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); 

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело ... ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки), держал в грязном теле (держал в чёрном теле), бросил беглый глаз (бросил взгляд), быть в поле внимания родителей (быть в поле зрения, в центре внимания)

Запомните! Фразеологизмы, на которые нужно обратить внимание!

Более или менее,  Более того, Больше всего, Большей частью, Брать верх, Будь здоров, Бередить раны, Брать верх, Броситься в глаза,! В двух словах, В добрый путь! В добрый час! Взять на себя, Взять себя в руки, В конечном счете, В конце концов, В крайнем (лучшем, любом) случае, В мгновение ока, В первую (последнюю) очередь, В последнее время, В противном случае, В самом деле, В свою очередь, В случае чего, В таком случае, В то же время, В чем дело, Во всяком случае, вот и всё, Вот оно что! Вот тебе раз! Вот это да! Всего доброго, хорошего, Все в порядке, Все время, Все равно, В голову не приходит, В двух шагах, В сердцах, В ход пойти, Вести себя, Взять своё, Во весь дух, Во весь рост, Выйти из строя, Во весь дух, Врезаться в память, Главным образом, Гнуть своё, Давно бы так! Держать ухо востро, До сих пор, До тех пор пока, Добро пожаловать, Другое дело, Друг с другом, Затаив дыхание, Заткнуть за пояс, Звёзд с неба не хватать, Иметь в виду, Иметь дело, Играть роль, Изо всех сил, Из века в век, Изо дня в день, Иметь значение,  Как можно, Как нельзя лучше, Как сказать, Как следует, Короче говоря, Кроме того, Кто знает, Кто куда, Куда бы то ни было, Как пить дать, Как из ведра, Как правило, Кануть в лету, Куда бы то ни было, Лицом к лицу, Махнуть рукой, Между тем, Меры принимать, Мороз по коже,  Может быть,  На всякий случай, На худой конец, Не веря своим глазам, Не иметь понятия, Не по нутру, Не сводя глаз, На самом деле, На смертном одре, Не видеть в глаза, Не последнее слово, Ни в какую, Отвести глаза Одним словом, Поднять руку, Промокнуть до нитки, Пропасть без вести, Пропасть даром, Путаться под ногами, Падать духом, Попасть впросак, Принимать за чистую монету, Просить каши, Рука не поднимется, Рукой подать, С младых ногтей, С рук на руки, С тех пор, С кукишем в кармане, С первого взгляда, Своими словами, Сложа руки (сидеть сложа руки), Сойти с ума, Ставить всё на карту, Скрепя сердце, Спустя рукава, Увидеть своими глазами, Язык не повернулся, Ясное дело

Употребление паронимов. Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А3 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку

Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...