ЕГЭ. Теория. Задание 8
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Материал для подготовки к ЕГЭ. Теория. Задание 8.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.zadanie_teoriya.docx59.14 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 8. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

1.1.Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть»,«рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ. ПР.: В журнале «МурзилкА» много картинок. Ош.: В журналЕ «МурзилкЕ» много картинок.  

1.2. Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова  изменяется по падежам.                               ПР:В «Мурзилке» много картинок.

2. Нарушение видо-временных форм глаголов.

В пределах одного предложения, абзаца  глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида.

Виды глагола: совершенный (что сделать?) и несовершенный вид (что делать?)

Времена глагола: настоящее, прошедшее, будущее.

ПР.: Я открыла окно и выглянула во двор. Ош.: Я открыла (прош.вр.) окно и выглядываю(наст.вр) во двор.

ПР.: Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности. ОШ: Нужно помогать (несов.вид) ребёнку, научить (соверш.вид) самостоятельности.

3. Нарушение в построении предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Пр: Мы спросили, откуда он приехал. ОШ: Мы спросили, «откуда ты приехал».

Пр: Отец сказал, что ОН вернётся поздно. ОШ: Отец сказал, что Я вернусь поздно.

Пр: Я признался, что их книги взял Михаил. ОШ: Я признался, что «ваши книги взял Михаил».

ПР: Мама сказала, чтобы Я выкинула мусор. ОШ.: Мама сказала, чтобы она выкинула мусор

4. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом        

4.1.После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ,НАВСТРЕЧУ существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.

Пр.: Вопреки (чему?)установившимся правилАМ ОШ.: Вопреки установившихся правил.

ПР.:  Благодаря (чему?) своему талантУ. ОШ.: Благодаря своего таланта.

ПР.: Подобно (чему?) блескУ ОШ.: Подобно блеска серебра

ПР.: Согласно  (чему?) приказУ ОШ.: Согласно приказа

Пр: наперерез (чему) машинЕ, наперекор врагУ, навстречу ветру ОШ: Наперерез машинЫ

4.2.После предлога ВСЛЕДСТВИЕ им.существительное должно стоять в РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ

ПР.: Вследствие (чего?) печальных обстоятельСТВ ОШ.: Вследствие печальным обстоятельствам  

4.3. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.

ПР: по приездЕ, по прилётЕ, по окончанИИ, по достиженИИ, по истеченИИ, по прибытИИ. ОШ: по приезду, по окончанию, по достижению.

5. Построение предложений с причастным оборотом (какой? что сделавший?) (ущ, ющ, енн, т)

5.1. Согласование формы главного слова (существительного) и причастия. Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже: ПР: Образ, созданныЙ Пушкиным, определял его жизнь. Ош: Образ, созданныЕ Пушкиным, определял его жизнь.

5.2. Главное слово не должно разрывать причастный оборот, может стоять либо «до» либо «после» п/о.

ПР.: Мне поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Ош: Мне поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.

5.3. Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.

ОШ: Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. ПР: Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

6. Построение предложений с дееприч. оборотом (Что делая? Что сделав? Как?) (а/я/вши/учи)

6.1. Обозначить ГО и проверить согласованность подлежащего и с основным глаголом и с д/о

Пр.: Волны шумят, ударяясь о скалы. Ош.: Найдя лодку, радость охватила туристов.

6.2. Отсутствие подлежащего в безличном  и неопределенно- личном предложении.

ОШ: Наблюдая за облаками, мне было спокойно. Не закончив отчёт, начальнику отдела предложили уехать в командировку.

НО допускается использование д/о в предложениях без подлежащего в след. случаях: 

-д/о относится к глаголу в повелительном наклонении: Переходя улицу,  следите за движением транспорта.

-д/о относится к инфинитиву: Сдавая работу, следует её тщательно проверить.

-д/о в определённо-личном (мы). Планируя отпуск, тщательно рассчитываем семейный бюджет.

       7.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

7.1. Согласование несклоняемых существительных со сказуемым

к мужскому роду относятся несклоняемые слова:

а) слова называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению: портье, месье, мистер

б) одушевленные существительные, обозначающие животных: колибри, кенгуру (искл. Цеце, иваси-ж.р.)

к женскому роду относятся слова, называющие лиц женского пола по профессии, социальному положению: пришла мадам

к среднему роду относятся неодушевленные существительные: уютное кафе, вкусное какао;  Исключения муж.рода: кофе, пенальти, торнадо, тюль; женского рода: кольраби (капуста), салями (колбаса).

Род имен собственных определяется по роду понятия, главного слова: протекалО (ср.р.) Эри (озеро); разлилАсь (ж.р.) Миссисипи (река); процветаЕТ (м.р.) Хельсинки (город)

7.2. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сложносокращенными словами (аббревиатура) 
           
При подлежащем, выраженном сложносокращенным словом, сказуемое соответствует форме ведущего слова, образующего это сложное название, например:       ООН постановила (Организация Объединенных Наций); Роно созвал совещание (районный отдел народного образования). 

    Исключение составляют сложносокращенные слова, имеющие грамматическую форму, т.е. склоняющиеся. Такие подлежащие оформляют свою связь со сказуемым обычным путем: Вуз объявил новый набор (ср.: Вузом объявлен новый набор);

 В случае, если аббревиатура иноязычная, сказуемое согласуется с подлежащим в среднем роде: НАТО готовилось к очередному совещанию. 

7.3. При подлежащем, имеющем в своем составе собирательное существительное с количественным значением (БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, РЯД, ЧАСТЬ и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).

       Сказуемое ставится в единственном числе, если собирательное существительное не имеет при себе управляемых слов, например ПР.: Большинство голосовало за резолюцию, меньшинство было против.              ОШ.: Большинство согласилИсь с докладчиком.

       НО: Пр: Ряд спортсменов нашего учреждения стали призерами городских соревнований

7.4. При местоимениях КТО, НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: ПР. Никто из участниц соревнования не получил первое место. ОШ: никто не получилИ.

   Если подлежащее выражено словосочетаниями со словами МАЛО, МНОГО, СТОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО или местоимениями ТЕ, ВСЕ, то глагол ставится во множественном числе. (ПР: Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах. ПР.: Все, кто знаЛ Ивана, былИ уверены в его победе. ОШ: Все, кто знали Ивана, был уверен в его победе.  

7.5. Вариативность формы числа сказуемого наблюдается и при подлежащем, которое выражено сочетанием числительного с существительным.       При наличии некоторых факторов может предпочитаться либо единственное, либо множественное число сказуемого.

Сказуемое имеет форму единственного числа:

а) если подчёркивается единство или совокупность предметов или действий: Туда помещалось сто человек. Строится ещё пять столовых;

б) при обозначении меры, времени, пространства, веса и т. п.: Прошло сорок лет. До зачётов осталось десять дней. На ремонт ушло семь килограммов гвоздей;

в) при составных числительных, оканчивающихся на один: Тридцать один студент приехал в летний лагерь;

г) при словах тысяча, миллион, миллиард: Тысяча солдат отправилась на помощь пострадавшим.

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. Большинство людей, смотревших фильм, высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм, высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе: Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:  Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями: Большинство детей были нарядны и веселы; Большинство домов на этой улице деревянные.

4) если в количественно-именном обороте употреблено числительное: два, три, четыре (или составное числительное, оканчивающееся на два, три, четыре), двое, трое, четверо: Два рослых парня подошли к нам;

б) если при количественно-именном обороте есть определение, обычно в виде слов все, эти, указанные, оставшиеся и под.: Все семь лыжников пришли одновременно.

В остальных случаях сказуемое возможно в форме как единственного, так и множественного числа.

  1. Подлежащее может выражаться оборотами типа брат с сестрой, преподаватель со студентами, старик с собакой. В этом случае сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе, если необходимо указать, что основным производителем действия является лицо, обозначенное существительным в именительном падеже, а существительное в творительном падеже играет роль дополнения. Например: Брат с младшей сестрой отправился на прогулку. Мать с ребёнком ходила к врачу. Вошёл старик с собакой.

Если же в предложении подчёркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительными, то сказуемое имеет форму множественного числа: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь. Дед с внуком отправились на рыбалку.

В случае, если вместо первого существительного в таком подлежащем стоит личное местоимение я или ты, то сказуемое согласуется с подлежащим в единственном числе. Ты с Митей пойдёшь дальше, а я с ребятами останусь здесь. (Ср.: Вы с Митей пойдёте дальше, а мы с ребятами останемся здесь.)

8.Построение предложений с однородными членами

8.1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы. Ош.: Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим. ПР:  Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) встречи с известным телеведущим и надеялись (НА ЧТО?) на неё. 

8.2.        А) Часто в речи нарушается порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только..., но и; не столько..., сколько; как..., так и; хотя..., но и др.), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

Ош.: Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. ПР: Мы не только осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Запомните: нельзя связывать при помощи двойных союзов не только…, но и…; как …, так и… как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.

Б) Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и…» являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только …, а также …» (вместо «не только…, но и…»); «как …, а также …» (вместо «как …, так и…»).

ОШ: Созданы условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. ПР.: Созданы условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

8.3. Нельзя смешивать полную и краткую форму прилагательного: Пр.: Картинка была выразительАЯ и отчетливАЯ. ОШ: Картинка была выразительнА и отчетливАЯ.

8.4. Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово. ОШ: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. ПР: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

8.5. Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.

ОШ: Толпы людей были повсюду:  НА улицах, площадях, скверах. ПР: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, В скверах

8.6. Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:

  • член предложения и придаточное предложение:  Я не люблю войну и когда получаю двойку;
  • обособленное определение и определительное придаточное: В жюри избрали Попова, занявшего первое место в турнире и который отличался спокойствием;
  • обособленное обстоятельство (деепричастный оборот) и  обстоятельственное придаточное предложение: Когда гулял по городу и увидев несчастных детей, он задумал написать картину;
  • обособленные обстоятельства и обособленные определения:  Изменивший присяге и общаясь с Пугачёвым, Швабрин проявил себя как низкий человек.
  1. Не допускается:

- смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов:  ОШ: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. ПР: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

  •  употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий: Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
  1. Построение сложноподчиненных предложений

(Подчинительные союзы и союзные слова: что, если, который, ли, когда, где, чтобы, пока, настолько, будто, как и др.)

9.1. Придаточное определительное должно стоять строго после того слова (сущ.), от которого зависит. Неверное присоединение придаточной части искажает смысл.

ПР: [Каритины, (на которых было изображено море), принадлежали перу молодых художников)

ОШ.: [Картины принадлежали перу молодых художников], (на которых было изображено море).

9.2. Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

ОШ: Как только начался спектакль, но у меня зазвенел телефон. ПР: Как только начался спектакль, у меня зазвенел телефон.

9.3. Нельзя, кроме частицы ЛИ (НЕУЖЕЛИ), в составе придаточного употреблять для связи подчинительный союз. Частица ЛИ (НЕУЖЕЛИ) сама выступает в роли подчинительного союза❗️

ОШ: [Я спросил], (что справился ли отряд с заданием].ПР: Я спросил, справился ЛИ отряд с заданием.

9.4 Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

ОШ: Читая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор героев. ПР: Читая роман Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор героев.

9.5. Пропуск необходимого указательного слова.

ОШ: Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то») ПР: Мама постоянно ругает меня  за ТО , что я постоянно опаздываю на уроки.

9.6. Неверное использование указательного местоимения 'ТО' в главном предложении (отсутствие или неоправданное употребление)

ОШ: [Он говорил то], (что у нас ничего не получится). ПР: ▪️[Он говорил], (что у нас ничего не получится).

9.7. Ошибка в выборе подчинительного союза.

Необходимо определить вид придаточного (задать к нему вопрос), следом выбрать соответствующий смысловому значению союз.

ОШ: [Учитель часто делает мне замечания], (что я опаздываю на уроки].

ПР: [Учитель часто делает мне замечания], (потому что я опаздываю на уроки). (Учитель почему часто делает замечания? (Указываем причину, поэтому союз "потому что")).

Практикум по теме «Синтаксические нормы современного русского языка»

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами предложения
  5. неверный выбор падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Братьям-близнецам, которым совсем недавно исполнилось четырнадцать лет, не только предстояло впервые отправиться одним в большой город, но и выполнить там все поручения родителей.
  2. Флигель, стоящий на самом краю участка, в котором много лет жил Григорий Ефремович, всё ещё выглядел крепким и надёжным.
  3. Во время Великой Отечественной войны производство кондитерских изделий на фабрике «Красный Октябрь» было практически приостановлено: выпускались только шоколад «Гвардейский» и «Кола», а помимо этого производились концентраты каш и сигнальные шашки.
  4. Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.
  5. Согласно распоряжению руководства, в ближайшее время в училище, где готовят будущих работников завода, появятся новые учебные станки.
  6. Несмотря на то, что Алексею не хотелось отказываться от возможности пообщаться с будущим тестем, он всё же отклонил приглашение на конную прогулку, потому что он не умел и боялся ездить верхом.
  7. Над украшенным окном резными наличниками, в скворечнике, который приколотил Степан нынешней весной, уже поселилась первая семья скворцов.
  8. Часть ЦПКиО занимает Нескучный сад, образованный в первой трети XIX века: «нескучным» этот сад назвал император Николай I, выкупивший в 1826 году бывшее имение князей Трубецких.
  9. В недавно открывшемся магазине «Рубине», который имел собственную пекарню, всегда стоял запах свежеиспечённого хлеба.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  2. нарушение в построении предложения с косвенной речью
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Всю жизнь здоровье Фриды Кало было слабым: она страдала полиомиелитом с шестилетнего возраста, а после серьёзной автомобильной аварии, в которую она попала в подростковом возрасте, ей пришлось выдержать многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь.
  2. Когда детям надоело играть в песочнице, они побегут в детскую, где полным-полно игрушек и даже есть вигвам, особенно радующий малышей.
  3. В некоторых племенах Южной Америки до сих пор сохранился культ предков: местные индейцы уважают, боятся и поклоняются духам умерших.
  4. Когда Энрике Бернат, основатель компании по производству карамели, обратился к Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-то запоминающееся для оформления обёртки, художник очень быстро набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа-Чупс».
  5. Конфликт оказался неразрешимым: каждая сторона, ссылаясь на события в прошлом, обвиняли друг друга всё больше и больше, и в результате не удалось не только прийти к компромиссу, но и спокойно выслушать взаимные претензии.
  6. Гессе начал увлечённо заниматься живописью со времён Первой мировой войны, причём, будучи самоучкой, главная его цель состояла в том, чтобы преодолеть душевный кризис.
  7. Задумав новую картину, я беру новый холст, натянутый на подрамник, ставлю его на мольберт, набрасываю углём рисунок, потом в левую руку беру палитру, выдавливаю на неё нужные мне краски, в правую руку беру кисть, подхожу к холсту и начинаю работать.
  8. Учитель, закончив урок, обратился ко мне и попросил, что ты сходи, пожалуйста, в библиотеку и принеси три экземпляра толкового словаря.
  9. На недавнем совещании, на котором присутствовало большинство сотрудников, обсуждались важные вопросы, связанные с условиями труда.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  2. нарушение в построении предложения с косвенной речью
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Так или иначе, существует вероятность того, что человечество в обозримом будущем исправит одну из фатальных ошибок, совершённых на заре времён, когда, увлёкшись игрой в слова, оно разучилось видеть мир таким, каков он есть на самом деле.
  2. Дед на кухне безмятежно, не спеша ел тёплые макароны с кетчупом и читал любимую книгу «Маленький лорд Фаунтлерой», которую его бабушка получила в подарок, будучи маленьким ребёнком.
  3. И две лучшие команды по итогам прошлого сезона полностью оправдали возлагавшиеся на них ожидания, подарив зрителям великолепный матч, ставшего достойным завершением первой серии матчей чемпионата.
  4. Лейтенант постоял, подумал, глядя на вдохновенную работу сортировщиц, шмыгнул остреньким носом, приложил ладонь к зачёсанной чёлочке и сказал, что скоро прибудут люди.
  5. Только пожилой мужчина, сидевший за столом напротив, как-то странно посмотрел на меня, задумался и затем, перегнувшись через стол, сказал, что простите, но я, вероятно, не понял чего-то.
  6. Такой экзамен, по моему глубокому убеждению, основанному на многолетнем опыте преподавания, должен быть избавлен от субъективизма и неоднозначности.
  7. Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.
  8. Мать, крепко держа в руках совсем маленького ребёнка, как раз поднимались по лестнице, когда на верхнем этаже вдруг послышался шум: голоса, звон металлической посуды, плач.
  9. Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. нарушение в построении сложноподчинённого предложения
  3. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. У Татьяны были большие планы и, сидя над школьным сочинением, её окрыляла мысль о том, что можно не только получить высокую оценку, но и попасть на общегородской конкурс лучших сочинений.
  2. Везде и во все века разведка была тихой армией, которая короткой весточкой наносила противнику ощутимый удар.
  3. Мне хотелось сказать огромное спасибо композитору за музыку, который написал это чудесное, по-настоящему гениальное произведение.
  4. Согласно замыслу, этот самый Степанов во время исполнения композиции «Степанов в жилете» должен был выйти на сцену в галстуке, жилете, с прогулочным зонтиком в руке, в широкополой шляпе.
  5. По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.
  6. Анна и Сергей собрался отправиться в горы, чтобы восстановить силы после всего произошедшего и просто полюбоваться красотой природы.
  7. Группа людей, стоявшая поодаль, как по команде двинулась вперёд и скоро совсем скрылась из виду.
  8. Мальчишек не столько беспокоило будущее их проекта, сколько его настоящее, потому что сейчас ребятам не хватало материалов для работы.
  9. Когда солнце взошло, озеро превратилось в блестящую зеркальную гладь, в которой отражалось бесконечно синее небо.

5. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
  2. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. нарушение в построении предложения с косвенной речью
  5. неверный выбор падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.
  2. Мама с детства говорила мне, чтобы я, оказавшись в трудной ситуации, прислушивалась к своим ощущениям, доверяла им, и тогда мне удастся избежать паники и отчаяния и принять верные решения.
  3. Я спустился в подвал, и, открыв дверь, она издала протяжный скрип давно не смазанных петель, а в нос мне ударил запах сырости.
  4. В магазине «Трубочисте», недавно открывшемся неподалёку от моего дома, был огромный выбор товаров для дома и дачи, и именно там я смог найти электрокамин, который давно искал.
  5. Отец, в силу привычки, даже по выходе на пенсию вставал в пять утра и потом целый день не покладая рук работал то в своей столярной мастерской, то в огороде, а вечером неизменно садился за книги и читал не менее ста страниц.
  6. Настя любила сидеть на берегу озера, вглядываясь в мелкие водоросли под слоем чистой воды и размышляя о том, что, быть может, там, на самом дне, есть волшебный, полный загадок мир, о котором никто не подозревает.
  7. Вот начинается гроза, ливень, и мы, прикрывая головы сумками, запрыгиваем в первый подошедший трамвай, и тут вспомнили, что забыли проездные билеты дома.
  8. Послышались звуки колокола, и колонна, встрепенувшись, медленно, организованно двинулась вперёд – туда, откуда доносился колокольный звон.
  9. Максим Николаевич, мой тесть, сказал мне, что ты приезжай на базу отдыха «Берёзовая роща», где можно порыбачить, отдохнуть и неспешно обсудить все предстоящие совместные дела.

Задание 6 и 7 выполняется самостоятельно.

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
  1. неверный выбор падежной формы существительного с предлогом
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  4. нарушение в построении предложения с однородными членами
  5. нарушение в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Эта девочка – настоящий бриллиант, талант, выступление которой потрясло всех членов жюри и зрителей, а запись выпуска буквально за пару дней набрала более двух миллионов просмотров.
  2. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва, знал весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над её грубостью, рассказывали про неё анекдоты, однако все без исключения уважали и боялись её.
  3. Пожилая женщина поила больного отваром из бобов, оказавшийся поистине чудодейственным снадобьем, сумевшим поставить юношу на ноги.
  4. Я, желая познать и вникнуть во все тайны этой загадочной, полной мистических деталей истории, которая случилась с моими далёкими предками около трёх веков назад, сутками сидела в архивах в поисках новых подробностей.
  5. По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих он чувствовал то, что происходило за перелеском.
  6. Когда раздались первые звуки колокола, ворота, натужно скрипя, отворились, после чего поток людей хлынули на рыночную площадь и, казалось, затопили её в одно мгновение.
  7. В странном полузабытьи он принялся ходить по дачным улицам, расчерченным луною на светлые и тёмные шахматные поля, говоря вслух и размахивая руками, как вдруг откуда-то сбоку на него налетела Найда и сбила с ног могучими лапами.
  8. Пришли святки, и, кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме надетых на всех новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки.
  9. Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

7. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  2. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  3. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  4. нарушение в построении предложения с косвенной речью
  5. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. И повар дал нам попробовать горячей, дымящейся каши из огромной деревянной ложки, отвязав её от пояса.
  2. Приятель, выслушав Владимира, пообещал ему, что однозначно помогу справиться со всеми трудностями.
  3. Журнал «Русский вестник» вёл систематическую травлю молодого поколения, «нигилистов», журнала «Современника» и герценовского «Колокола».
  4. Читатели и критики воспринимают в «Истории одного города» сатирические аллюзии на российскую историю и сильный дидактический заряд того рода, который позволяет ставить Щедрина в один ряд с Радищевым и Чаадаевым.
  5. Читаю одновременно несколько книг, и вот только что я дочитал роман-идиллию «Ложится мгла на старые ступени» филолога и критика Александра Чудакова.
  6. Учреждённая лига группой экспертов, считающих себя независимыми, готовится предоставлять практически любые виды услуг.
  7. Чиновник сообщил, что по инициативе участников слёта создано «Поисковое движение России», а лично он назначен координатором движения по Северо-Западному федеральному округу.
  8. Разговаривая с малышом о случившемся, называя вещи своими именами, события утрачивают ореол таинственности, помогая ребёнку осваивать реальность.
  9. Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А3 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку

Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...