ЕГЭ. Теория. Задание 9
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Елисова Татьяна Сергеевна

Материал для подготовки к ЕГЭ. Теория. Задание 9.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._zadanie_teoriya.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 9. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задр..жать, пор..зительный, прил..гательное

2) пол..житься, несг..раемый, покл..ниться

3) препод..вать, нап..дение, п..ролон

4) соч..тание, оп..реться, забл..стеть

5) р..сточек, отр..слевой, ск..чок                                                                        Правильный ответ: 24

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: правописание корней с проверяемой безударной гласной; правописание корней с чередующейся гласной; словарные слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить.

1.Проверяемые безударные гласные в корне слова

1. В безударном положении в корне слова пишется та же гласная буква, что и под ударением в однокоренных словах или формах этого слова: сериал – многосерийный; выстиранный – стирка; смиренный – смирный; зачарованный – чары; честолюбивый – честь.

Проверка безударной гласной буквы в корне возможна путём подбора формы одного и того же слова.  •    у имён существительных изменить число: весна – вёсны, паруса – парус;

• у имён прилагательных заменить полную форму краткой: нагой – (он) наг, босой – (он) бос;

• у глаголов:

а) изменить число: (я) брожу – (мы) бродим;

б) изменить время: показал – покажет;

в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): отвела – отвёл.

При подборе однокоренных слов следует различать слова, близкие по звучанию, но различные по значению и написанию. Правильный подбор проверочного слова к ним зависит от смысла исходного слова:

старожил нашего города (= старый житель) – он сторожил склад (= сторож);

умалять значение (= делать малым) – умолять о пощаде (= он молит);

прославлять героя (= слава) – благословить на подвиг (= сказать благое слово);

раздражать поведением (= кто-то дразнит) – задрожать от холода (= дрожь);

покарать врага (= кара) – покорить природу (= покорный) – укорять за лень (= укор);

разредить морковь (= редкий) – разрядить ружье (= разряд);

посветить свечой (= свет) – посвятить стихотворение (= святость);

пристежной воротник (= пристёгивать) – пристяжная лошадь (= стягивать);

флаг развевается (= веять) – ребенок развивается (= развитие);

навевать печаль (= навеять) – навивать локоны (= навить);

утешать ласково (= утешить) – утихать постепенно (= утихнуть);

примерять пальто (= примерка) – примирить врагов (= мир);

скрепя сердце (= скрепка) – скрипеть стулом (= скрип);

увидать издали (= увидит) – увядать без влаги (= увянуть).

Примечание: Нельзя проверять гласную в корне глагола одного вида подбором проверочного слова – глагола противоположного вида (НЕПРАВИЛЬНО: опоздать – опаздывать, раскроить – раскраивать; правильно: опоздать – поздно, раскроить – кройка).

2. Чередующиеся гласные в корне слова

1. Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

А) В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

Б) В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

В) В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

2. Написание гласных, зависящее от ударения

В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть.

В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево. Исключение: зорева̀ть.

В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть,  затво̀р. Исключение: у̀тварь.

В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

3. Написание гласных, зависящее от конечной согласной корня (или от последующей согласной)

В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: скакать — вскочет.

Исключения: скачок, скачу.

4. Написание гласных, зависящее от значения слова

В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем);

В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень..

3. Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Список наиболее часто встречающихся в тестах слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, правописание которых следует запомнить:

А: авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция.

Б: багаж, бойкот.

В: вакансия, ватрушка, ветеринар, винегрет.

Г: габариты, гарнизон, горизонт.

Д: дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально.

И: игнорировать, иждивенец, интеллигентный.

К: кавычки, каламбур, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конфорка, корифей.

Л: линолеум.

М: меридиан, меценат, мотивировать.

Н: наваждение, ностальгия.

О: оригинальный.

П: палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет.

Р: реабилитация, регламент, резиденция, реставрировать.

С: семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет.

Т: теория.

У: утрамбовать.

Ф: филармония.

Э: эксперимент, экспонат, экстремальный, элемент.

Алгоритм выполнения задания:

1) Расставьте ударения в словах.

2) Подберите однокоренные слова. Необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов (меняя приставки, вспоминая другие части речи с таким же корнем и значением). Общая часть - это корень.

Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.

3) Вспомните исключения по теме "Чередующиеся гласные в корне".

4) Не забывайте об омонимичных корнях. Например, МЕР - МИР является чередованием в значениях "умирать, замирать", но в значениях "примерять платье, примирять врагов" - проверяемая гласная в корне.

5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)

6) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит, вы решили задание неправильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория заданий А3 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А4 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А5 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А6 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий А7 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Теория заданий В2 ГИА по русскому языку

Методическая разработка содержит информацию, необходимую для успешного решения заданий данного типа и предназначена для учащихся 9 классов.Отработать данный тип заданий можно на сайте:http://quizlet.c...

Краткая теория заданий группы В ЕГЭ по русскому языку

Для успешного решения заданий группы В ЕГЭ по русскому языку необходимо выучить большой пласт теории. К сожалению, не всем учашимся 11 классов это под силу. Мы предлагаем "выжимку" из необходимой инфо...