Открытый урок по русскому языку по теме "Отрицательные местоимения"в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
На этом уроке учащиеся познакомятся с отрицательными местоимениями, научатся выделять их лексико - грамматические признаки и сформируют умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, а также вспомнят изученные разряды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 411.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
Тема: Отрицательные местоимения
6 класс
Учитель русского языка МБОУ СОШ № 36
г. Владикавказ, республики Северная Осетия – Алания
Басиева Светлана Хазыбечировна.
2021 – 2022 учебный год.
Цели урока:
*дать понятие отрицательных местоимений, выделить их лексико-грамматические признаки;
*формировать умение слитного и раздельного написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях;
*развивать мышление путём сопоставления различных написаний; воспитывать любовь к слову
Ход урока.
1.Повторение.
- Вспомните, какие разряды местоимений мы изучили? Проверим ваши знания на загадках:
1. Какие местоимения мешают проехать машине по дороге?( Я-МЫ)
2. Какие местоимения самые чистые? (ВЫ-МЫ-ТЫ)
- К какому разряду относятся эти местоимения?
- Назовите вопросительные, относительные, неопределённые местоимения?
2. Письменная проверочная работа.
Задание: записать и указать начальную форму местоимения, разряд.
Передо мной, у вас, с нами, за тобой, с тобой, к ним, скольких учеников, к себе, при нем.
3. Словарная работа: записать слова, графически обозначить орфограммы.
Отно͡ситесь – носит, растение, рассвет, входите, галерея, гомон, пройдешь, обворожила, оловый (искл.), молодежь, претворять, сочувствие, цен
ость, единение, не_кормят, ненавидя, прикрыть, прекрасный.
4. Игра “Третий лишний”.
- Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор.
5. Объяснение нового материала.
Запись темы урока в тетради. Определение основных целей урока.
Образование отрицательных местоимений. Работа с таблицей.
Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных местоимений.
6. Склонение отрицательных местоимений.
- Просклоняйте отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО, обратите внимание на написание НИ в предложном падеже.
Вывод: отрицательные местоимения склоняются так же, как и вопросительные.
7. Тренировочные упражнения. Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.
1) Выборочный диктант.
- Из предложений выпишите словосочетания с отрицательными местоимениями в два столбика, графически обозначьте приставку и частицу НИ.
Пустые речи и слушать нечего.
Худо тому, кто не делает добра никому.
Упрямого ничем не убедишь.
Не презирай совета ничьего, а прежде выслушай его.
Худого человека ничем не уважишь.
Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.
Проверка с объяснением
Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом).
2) Подведение итогов по новой теме:
- Какие местоимения называются отрицательными?
- От каких местоимений образуются отрицательные местоимения?
- С помощью каких приставок образуются отрицательные местоимения?
- В каком случае в отрицательных местоимениях пишется приставка НЕ - ?
- В каком случае местоимения с НЕ и НИ пишутся раздельно?
3) Творческий диктант. Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.
- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.
Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).
4) Орфографическая работа. Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике.
Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.
8. Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Чему сегодня научились?
- Как пишутся отрицательные местоимения с предлогами?
9. Домашнее задание.
Прочитать параграф 74, составить рассказ по теме “Отрицательные местоимения”. Письменно выполнить упражнение 429, обозначив условия слитного и раздельного написания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238246-1365416650.jpg)
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе по теме "Местоимение"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-337449-1383873888.png)
Открытые уроки по русскому языку в 6 и 7 классах
Тема: «Морфологический разбор имени числительного».Тема: «Непроизводные и производные предлоги»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-199764-1390574191.jpg)
Открытый урок по русскому языку: "Разряды имен прилагательных" 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Разряды имен прилагательных"6 класс, программа под ред. Т.Ладыженской. Урок с элементами ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-412985-1393570922.jpg)
Открытый урок по русскому языку в 3 и 4 классах. Тема: «Правописание слов с гласными после шипящих»
Цели.Повторить и закрепить знания, полученные по теме «Правописание слов с гласными после шипящих;Формировать навыки правописания слов с гласными после шипящих;Развивать орфографическую зоркость;Воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746609-1454243417.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Употрбление предлогов" в 7 классе
Данный урок разработан для конкурса "Учитель года-2016"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-867303-1607483248.jpg)
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Неопределенные местоимения" (6 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Неопределенные местоимения" (6 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372469-1387806697.jpg)
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....