Работа с текстом 9 класс (фрагмент урока)
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Авдонина Елена Вячеславовна

Работа с текстом 9 класс (фрагмент урока)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Перед Вами текст. Прочитайте его выразительно, пожалуйста.     

Ответьте на два простых вопроса:

  1. Какова тема этого текста?
  2. Какова его идея?

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс.

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

Давайте проверим себя.

Обратите внимание на имена собственные, использованные в данном тексте, и сгруппируйте их.

(группы обсуждают, записывают свои варианты, озвучивают)

Географические названия

Названия памятных мест

Имя человека

Название награды

Канада

Нальчик

Днепрогэс

Кремль

Мамаев курган

Брестская крепость

Иван Порфирьевич Ковтуненко

Государственная премия

Или

Не относящиеся к российской действительности

Относящиеся к российской действительности

Канада

Нальчик, Днепрогэс, Кремль, Мамаев курган, Брестская крепость, И.П.Ковтуненко, Государственная премия

Обратите внимание на географические названия.

Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели?

(Кана́да  — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)

 (На́льчик — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)

Обратите внимание на название памятных мест.

Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у этих стен?

 (Днепрóвская гидроэлектростáнция  — крупная гидроэлектростанция на юг Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927—1932 годах.)

 (Мама́ев курга́н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.)

 (Брест, го́род-геро́й, — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепости-героя.)

Вернёмся к нашим первым выводам. Перечитайте текст снова.

  1. Какова тема этого текста? (О нелёгком труде по выращиванию серебристой ели)
  2. Какова его идея? (Можно достичь всего, если есть терпение, трудолюбие, знания, опыт)

(коллективное обсуждение)

Теперь, когда мы знаем общую тему, определите, пожалуйста, микротему каждого абзаца.

  1. Серебристая ель из Нальчика совсем молода.
  2. Терпение и опыт селекционера Ивана Ковтуненко.
  3. Первая -  на Днепрогэс
  4. Ель - у памятников воинской славы и героического труда.
  5. Что у вас получилось? (План)

Будьте добры, перескажите текст, опираясь на план.

За что же Иван Порфирьевич Ковтуненко был удостоен высокой награды, Государственной премии СССР?

Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?

4. Рефлексия

При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

Поиск и извлечение информации

Нашли имена собственные, сгруппировали.

Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России.

Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы

Интерпретация  и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Пересказали текст

Оценка текста

Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

 5.Синквейн

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Особенности работы с текстом учебника на уроках географии в 7-9 классах"

Формирование умения работать с текстом – это важная задача образования. Ведь текст – это тот источник информации, который обязательно используется человеком любой профессии в течение всей его жизни. В...

Мастер-класс фрагмента урока по литературе 2 курс СПО " Знакомство с героями пьесы М.Горького "На дне". Конфликт в пьесе".

Мастер-класс рассчитан на 20 минут. Сообщается тема урока, определяются цели, проводится работа с текстом, обучающиеся дают характеристику героям пьесы и делают выводы.Мастер-класс сопровождается през...

Устная работа с текстом. Презентация к уроку литературы в 5 классе по произведению В.П. Астафьева "Васюткино озеро".

Презентация разработана для урока литературы в 5 классе по программе Меркина Г.С. (ФГОС). Содержит 12 вопросов и заданий по тексту, а также возможные ответы и иллюстративный ряд....

5 класс \ работа с текстом (3-4 урока)

Практическая работ написана в формате туториала, что позволяет выоплнять каждому ученику в своем темпе. Возможно домашнее выполнение. Материал работы разбит на несокльок глав, каждая из которых состои...

Работа с текстом (конспект фрагмента урока английского языка в 11 классе) УМК Forward

На основе видеосюжета(Современный прогресс) продемонстрировать обучающимся влияние научно-технического прогресса на современную цивилизацию и проблемы её развития.Использование видеофрагмента на этом ...