урок "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Серпутько Алеся Александровна

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели урока: закрепить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.

Закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения. Формирование у учащихся  умения находить однородные члены предложения, графически обозначать их, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с однородными членами; видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с данными конструкциями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx359.75 КБ
Файл d.z.docx13.47 КБ
Файл pravda-lozh.docx47.68 КБ
Файл otsenochnyy_list_f.docx12.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Однородные члены предложения»

Класс: 8

Предмет: русский язык
  Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели урока: закрепить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.

Деятельностная : формирование у учащихся  умения находить однородные члены предложения, графически обозначать их, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с однородными членами; видеть и исправлять грамматические ошибки в предложениях с данными конструкциями.

Содержательная: Закрепление знаний учащихся об однородных членах предложения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Владеть всеми  видами речевой деятельности (аудирование и чтение);
  • Способность свободно излагать свои мысли в устной форме;
  • Соблюдать нормы построения текста;
  • Соблюдать правила орфографии и пунктуации;
  • Осуществлять речевой самоконтроль

Метапредметные: 

Познавательные

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;  
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Личностные

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в языке, 
  • осознавать роль однородных членов устной и письменной  речи;
  • эмоционально  выражать свои эмоции;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Ход  урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Добрый день!

Ребята, 21 января отмечался Международный день объятий. Поэтому, давайте подарим друг другу объятия глазами - Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому; подарим объятия руками – коснитесь ладоней друга и передайте еще частичку своего настроения другому.

Присаживаемся!

(Объяснение принципа работы).

У вас на партах лежат оценочные листы. Баллы за выполненные упражнения вы будете записывать в этих листах. В конце урока каждый сможет  выставить  оценку за работу на уроке.

II. Этап актуализации и пробного учебного действия

Игра «Правда-ложь»

На прошлом уроке вы познакомились с однородными членами предложения. Давайте посмотрим, что  уже знаете, а что еще предстоит узнать. Предлагаю поиграть в игру «Правда-ложь». Вы играете в парах. Один из вас берет карточку и зачитывает ее соседу по парте. Сосед должен  ответить: правда или ложь. Если он ответил правильно, вы отдаете ему карточку. Ответы в карточке написаны.  Работать вы будете всего одну минуту. (После завершения работы)

За каждую полученную карточку вы ставите 1 балл. Сколько карточек каждый получил  – столько баллов себе ставите.

Скажите, везде вы были уверены в своих ответах. Почему? (ответы детей)

Конечно же, вам еще предстоит многое узнать по данной теме.

III Постановка учебной задачи, целей урока.

Открываем тетради, записываем число, классная работа. Строчку для темы пропускаем.

Работа с высказыванием.

Прочитайте, пожалуйста, высказывание А.С.Пушкина. (На доске :Русский язык – это выразительный  звучный гибкий мощный в своих оборотах язык. А.С.Пушкин

………прочитает вслух.

- Какие затруднения вызвало у вас чтение эпиграфа и почему? (Трудно сразу понять смысл высказывания, так как отсутствуют знаки препинания)

- Спишите эпиграф, расставьте недостающие знаки препинания

Кто желает расставить  знаки препинания в эпиграфе на доске?

Давайте выполним взаимопроверку. Меняемся тетрадями.

Кто не согласен с ……. Почему?

Давайте сравним. (показываю на слайде)

- В чём синтаксическая особенность данного предложения? (Оно осложнено однородными членами предложения) - Назовите их. 

 - Какой частью речи выражены ОЧП? (именами прилагательными)

– Как вы думаете, почему Александр Сергеевич Пушкин в своём высказывании использует так много имён прилагательных? ( Чтобы показать богатство русского языка) -

– Как вы понимаете его смысл? (русский язык не может быть однообразным, он красив, разнообразен, просто нужно умело им пользоваться.)

Если запятые расставлены правильно, ставите 1 балл. Были ошибки – 0.

Сформулируйте тему нашего урока. (Однородные члены предложения).

Запишите в тетрадь тему урока.

Какую же цель поставим? (Повторить знания об однородных членах, научиться находить однородные члены в предложении, читать, соблюдая перечислительную интонацию, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами).

IV. Актуализация и пробное учебное действие

Чтобы окунуться в богатство русского языка, предлагаю вам поработать со стихотворениями. Перед вами лежат карточки с отрывками из стихотворений А.С.Пушкина. В данных предложениях  определите  синтаксическую роль однородных членов предложения, постройте схемы однородных членов предложения. Затем взаимопроверка. (ответ на слайде)

…….Проверим выполненную работу. Поменяйтесь тетрадями.

……прочти первое предложение. Назови синтаксическую роль. Выбери схему из предложенных на доске.

Выставление баллов за каждый правильный ответ ставите 1 балл.

Примеры предложений

Синтаксическая роль однородных членов

Схема

Тянулись тихо дни мои без божества, без вдохновенья…

Я вас любил безмолвно, безнадежно…

…Ты издавала таинственный гром и алчную землю поила дождем.

Не удалось навек оставить
мне скучный, неподвижный брег.

… Роща, холм и поле его не занимали боле…

С  какой  целью  Пушкин использует в своих стихотворениях предложения с однородными членами? (Чтобы придать стихотворению яркость, красоту, образность)

Каким же членом предложения могут являться однородные члены?

V. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Составление схемы «Фишбоун».

Ребята, сегодня я предлагаю вам составить Фишбоун для запоминания определения Однородных  членов  предложения.

Фишбоун – это схема в виде рыбьего скелета. Голова – это вопрос. Косточки вверху – причины. Косточки снизу – подтверждающие факты. Хвост – вывод, ответ на вопрос.

VI.  Реализация построенного проекта.

Вопрос и косточки сверху уже заполнены. Косточки снизу и вывод нужно сделать самим. Для этого предлагаю разделиться на 4 группы. Каждая группа будет заполнять одну косточку.

А где же мы должны взять подтверждающие факты? (правильно, в учебнике)

Открываем  на определение ст. 125. Из него вы и должны будет отобрать нужную вам информацию.  (учащиеся работают самостоятельно. Идет обсуждение в группах. Запись в групповой фишбоун.)

По одному представителю от группы выходят к доске и прикрепляют факты в общий фишбоун.

Итак. Причины подтвердились фактами. Что остается незаполненным? (хвост).

Давайте сформулируем вывод.

I:\DCIM\115PHOTO\IMG_1311.JPG

 VII. Физминутка

Немного отдохнем и окунемся в мир музыки.  А.С. Пушкина есть замечательная повесть «Метель». Г. Свиридов написал  вальс, который прозвучал в кинофильме по мотивам пушкинской повести.  Сейчас все вместе выполним движения под музыку вальса. Вам нужно просто повторять мои движения.

Молодцы. Продолжаем работать.

VIII. Практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Откройте учебники на ст.124 упр.223 ( с 1 по 4 предложение) Выполняем  упражнение по  группам. Первая группа – первый вариант выписываютодно предложение, в которых однородными являются главные члены предложения. Вторая группа – второй вариант выписывают  одно предложения, в котором однородными являются второстепенные члены предложения.  (двое у доски).

Проверка. При проверке поможет составленный нами фишбоун.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой.

 Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось? (В предложениях с однородными членами допущены грамматические  ошибки). Поработайте в парах и исправьте ошибки.

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Буран, сон  Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданности. Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательнаБуран, сон  Гринёва в повести Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданными. Все произведения А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

За каждое правильно построенное предложение ставим 1 балл.

- Где вам могут пригодиться эти знания и умения? (на ОГЭ, ЕГЭ)

X. Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, какую цель ставили в начале урока?

Как достигли этой цели?

Вернемся к высказыванию А.С.Пушкина: Русский язык – это выразительный,  звучный, гибкий, мощный в своих оборотах язык.

Как высказывание Пушкина можем применить к работе на уроке. (Постигали богатство языка, убедились в его красоте)

Сложите все баллы, которые вы получили за урок. И поставьте оценку в соответствии с критериями, данными на слайде.

 Домашнее задание.

Ваше домашнее задание на карточках желтого цвета.

XI. рефлексия учебной деятельности

На доске на цветных листах стих.

Прочтите стихотворение. Как бы вы оценили свою работу.  Сейчас каждый поочередно подходит к доске и прикрепляет ладошку рядом с тем высказыванием, которое он относит к себе.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Закончить урок мне хотелось бы объятиями. Еще раз давайте подарим друг другу объятия. Объятия ладошками. Построим неразрывную цепочку душевных объятий ладонями. Я начинаю, вы продолжаете.

Спасибо большое.



Предварительный просмотр:

  1. Параграф 40
  2. Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 предложений с однородными членами. Графически выделить однородные члены предложения.
  3. Написать мини-сочинение  с использованием однородных членов предложения «Как можно организовать  в классе  День объятий»

  1. Параграф 40
  2. Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 предложений с однородными членами. Графически выделить однородные члены предложения.
  3. Написать мини-сочинение  с использованием однородных членов предложения «Как можно организовать  в классе  День объятий»

  1. Параграф 40
  2. Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 предложений с однородными членами. Графически выделить однородные члены предложения.
  3. Написать мини-сочинение  с использованием однородных членов предложения «Как можно организовать  в классе  День объятий»

  1. Параграф 40

2.Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 предложений

    с однородными членами. Графически выделить однородные члены

    предложения.

     3. Написать мини-сочинение  с использованием однородных членов    

         предложения «Как можно организовать  в классе  День объятий»

  1. Параграф 40

2.Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 предложений

    с однородными членами. Графически выделить однородные члены

    предложения.

     3. Написать мини-сочинение  с использованием однородных членов    

         предложения «Как можно организовать  в классе  День объятий»

  1. Параграф 40

2.Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выписать 5 предложений

    с однородными членами. Графически выделить однородные члены

    предложения.

     3. Написать мини-сочинение  с использованием однородных членов    

         предложения «Как можно организовать  в классе  День объятий»



Предварительный просмотр:

Однородные члены являются одинаковыми членами предложения. (Правда)

Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы.

 (Ложь)

Однородные члены предложения относятся к одному  слову.

(Правда)

Однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения.

(Правда)

Однородные члены предложения соединяются только при помощи союзов.

(Ложь)

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

Однородные члены предложения всегда выделяются запятыми.

(Правда)

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg

D:\алеся\уч.года\130471.jpg



Предварительный просмотр:

Оценочный лист Ф.И.______________________________

«Правда-ложь»

Высказы-

вание

Карточка

«Стихотв.

Пушкина»

Упр.223

Редактор

Итоговый балл

Оценка

Баллы

«Правда-ложь» - за каждый правильный ответ 1б.

Высказывание  - 1 б.

Карточка «Стихотворения Пушкина» - за каждый правильный ответ 1б. Макс. – 10б.

Упр. 223 – правильно найдено и выполнено 5 б.

Редактор – за каждое правильно исправленное предложение 1б. макс – 4 б.

_____________________________________________________________________________

Оценочный лист Ф.И.______________________________

«Правда-ложь»

Высказы-

вание

Карточка

«Стихотв.

Пушкина»

Упр.223

Редактор

Итоговый балл

Оценка

Баллы

«Правда-ложь» - за каждый правильный ответ 1б.

Высказывание  - 1 б.

Карточка «Стихотворения Пушкина» - за каждый правильный ответ 1б. Макс. – 10б.

Упр. 223 – правильно найдено и выполнено 5 б.

Редактор – за каждое правильно исправленное предложение 1б. макс – 4 б.

_____________________________________________________________________________

Оценочный лист Ф.И.______________________________

«Правда-ложь»

Высказы-

вание

Карточка

«Стихотв.

Пушкина»

Упр.223

Редактор

Итоговый балл

Оценка

Баллы

«Правда-ложь» - за каждый правильный ответ 1б.

Высказывание  - 1 б.

Карточка «Стихотворения Пушкина» - за каждый правильный ответ 1б. Макс. – 10б.

Упр. 223 – правильно найдено и выполнено 5 б.

Редактор – за каждое правильно исправленное предложение 1б. макс – 4 б.

_____________________________________________________________________________

Оценочный лист Ф.И.______________________________

«Правда-ложь»

Высказы-

вание

Карточка

«Стихотв.

Пушкина»

Упр.223

Редактор

Итоговый балл

Оценка

Баллы

«Правда-ложь» - за каждый правильный ответ 1б.

Высказывание  - 1 б.

Карточка «Стихотворения Пушкина» - за каждый правильный ответ 1б. Макс. – 10б.

Упр. 223 – правильно найдено и выполнено 5 б.

Редактор – за каждое правильно исправленное предложение 1б. макс – 4 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Однородные члены предложения".

Контрольная работа в 11 классе по теме "Главные члены предложения. Предложения с однородными членами."...