Дифференцированные творческие задания по русскому языку для 6 класса
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Дифференцированные творческие задания по русскому языку

для 6 класса

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированные творческие задания по русскому языку

для 6 класса

1 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки, раскройте скобки.

Древн..греческий басн..писец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устро..л уг..щение ученикам послал Эзопа на рынок и велел ему  Купи нам лучшее что есть на свете! Пр..шли гос(?)ти – Эзоп под..ет одни только языки жареные вареные с..ленные.

 - Что это значит?

 - А разве язык (не)самое лучшее на свете?  … Ничего нет лучше языка!

 - Ну так на завтра купи худшее что есть на свете.

На следу..щий день Эзоп опять под..ет одни только языки.

 - Что это значит?

 - А разве язык не самое ху..шее на свете?  …Ничего нет хуже языка!

Рассердился Ксанф,  но придрат(?)ся  (не)смог.

а) В обоих репликах Эзоп (см. текст) пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

б) На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?

в) Подберите как можно больше словосочетаний, подтверждающих многозначность слова язык.

г) Запишите как можно больше пословиц, поговорок, устойчивых выражений со словом язык.

д) Отечественную войну 1812 года называли в литературе «Нашествием двунадесяти языков». Что значит слово «язык» в этом выражении?

е) Составьте предложения со словом язык, чтобы оно было разными членами предложения.

  1. От названия площади у колокольни Ивана Великого в Москве, где в старину оглашались царские указы, пошло крылатое выражение. Что это за выражение, что оно означает? Составьте с ним предложение.
  1. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее» и почему?
  1. Князя Олега прозвали вещим, потому что ему была ведома всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем?
  1. Понедельник, вторник, среда и т.д. ранее такие 7 дней назывались «седмица». Позже появилось слово «неделя». Почему именно «неделя»? И каким образом возникло это слово?
  1. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако правила соединения слов в предложении точно такое же, как и в русском. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Глокая кудра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

  1. Найдите ошибку в грамматической характеристики трех имен существительных.

А. Имя существительное – одуш., нариц., м.р., 2-е скл., ед.ч., В.п.

Б. Имя существительное – неодуш., собств., с.р., 2-е скл., ед.ч., П.п.

В. Имя существительное – неодуш., нариц., м.р., 2-е скл., мн.ч., И.п.

8. Составьте кроссворд по теме «Лексика».

9. Подберите слова разных частей речи, состоящие из трех букв.

10. Какие изменения в грамматическом строе русского языка можно наблюдать на примере отрывка из сказки Пушкина:

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит.

11. Этот клуб давно открыт, хотя дверь в клуб сейчас заперта.

Нет ли противоречия в данном предложении?

12. Напишите мини-сочинение «Росла в лесу Елочка-тихоня…».

2 вариант

  1. В приведенном рассказе о подвигах барона Мюнхаузена  расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Особенно пор..зили нас птич(?)и гнезда. Они были нев..роятно огромны. Одно орлиное гнездо было выше самого высокого дома и было сплетено из дубовых ств..лов.  (В)нем мы нашли пять сотен яиц, Каждое я..цо вел..чиной с  боч(?)ку.

                Мы разбили одно я..цо – из него вылез пт..нец раз в двадцать больше взрослого орла. Пт..нец зап..щал. (К)нему на помощ(?) пр..летела орлица. Она схв..тила нашего капитана подн..ла его до бл..жайшего обл..ка и оттуда швырнула в море.

                (К)счастью, он был отлич(?)ный пл..вец и через (не)сколько часов добрался до сырного острова впла..ь.

а) Найдите в тексте однокоренные слова. Разберите их по составу.

б) Подберите синонимы к слову пор..зили.

в) Выпишите слова с мягким знаком. Объясните, какую функцию

выполняет Ь в каждом из слов.

г) Подчеркните грамматические основы в предложениях 1-го абзаца.

  1. Одним из подвигов Геракла является расчистка громадных царских конюшен. Отсюда появилось соответствующее выражение. Вспомните имя царя, а также это выражение и его значение, составьте с ним предложение.
  1. Найдите слова с приставкой по-?

Подорожник, подушка, подозрения, подоить, подоконник, подержать.

  1. «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детеныш». Может ли такое быть? Объясните.
  1. Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
  1. Укажите неверные схемы сложного предложения. Аргументируйте свой ответ.

        А. [  ], (что).                                          Д. [  ], и [  ].

                 Б. (Когда), [  ].                                Е. [Где], (  ).

                 В. (Который), [  ].                                 Ж. (Чтобы..), [  ].

                 Г. [  ], [  ].

  1. Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих Любимых писателях. Найдите его ошибки.

        «Я люблю книги Марк Твена, Стефан Цвейга, Джек Лондона, Жюль Верна, а особенно – рассказы Конан Дойла о Шерлок Холмсе».

  1. Объясните смысл предложения: «Имя существительное – хлеб языка». Какой прием использован в этом выражении?
  1.  Комнат…   освещ…  ламп…

Сколько предложений можно придумать из этих слов, не меняя их порядка? Запишите их.

  1. Подберите 2 группы слов с одинаковым корнем  -реч- , но с разным значением.
  1. Составьте транскрипцию слова, взяв:

                        4-й звук от слова крылья

                        4-й звук от слова ящик

                        3-й звук от слова визг

                        ударный звук от слова столяр.

Какое слово у вас получилось?

  1. Найдите слова, выдуманные Н. Лесковым, автором сказа «Левша». Объясните способ их образования:

        А.  «Если бы был мелкоскоп, который в 5 миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено…».

        Б.  «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

        В.  «Мы на буреметр смотрели: буря будет, потонуть можешь».

  1. Напишите мини-сочинение: «На стройке работает кран Работяга…».

3 вариант

  1. В приведенном отрывке из сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» расставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.

        Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит.

        Больше всего на свете он любил зв..рей. В комн..те у него жили зайцы в шкафу белка на д..ване жил к..лючий еж(?). В сундуке жили белые мыши. (Со)всех ст..рон к доктору пр..ходили л..чит(?)ся больные п..стухи рыб..ки др..в..секи кр..стьяне и каждый сразу ст..новился зд..ров.

а) Сосчитайте, сколько раз встречается гласный звук слова жизнь в выделенном  предложении?

б) Найдите однокоренные слова и разберите по составу

в) Образуйте от существительных, называющих животных, возможные уменьшительно-ласкательные формы ед. числа.

г) Подчеркните грамматические основы в предложениях 1-го абзаца. Объедините эти предложения в одно.

  1. Составьте предложения со словами военный, столовая , дуло – так, чтобы эти слова были разными частями речи.
  1. Назовите семь названий лиц или предметов, носящих исконно-русские наименования, и семь – заимствованных.

     Возок несется через ухабы

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

          Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, магазины моды,

Балконы, львы на воротах,

И стаи галок на крестах.

  1. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить?
  1. Загадочные существительные. Все они среднего рода, но не относятся ко 2-му склонению. Все они кончаются на –я, но не относятся к 1-му склонению. Что это за слова? Запишите их.
  1. Запишите словосочетания  со словом острый в разных его значениях. Для каждого словосочетания подберите антоним.
  1. Даны грамматические характеристики трех имен прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.

        А. Имя прилагательное – ж.р., ед.ч., В.п.

        Б. Имя прилагательное – с.р., ед.ч., П.п.

        В. Имя прилагательное – м.р., мн.ч., И.п.

  1. Назовите имена, которыми можно назвать и девочку, и мальчика.
  1. Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?
  1. Напишите как можно больше слов с удвоенными согласными.
  1. «Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама».

Составьте такое предложение, из которого было бы ясно, что речь идет о ламе-папе, но слово папа или отец не употребляйте!

  1. Найдите 4-е лишнее:

первый класс, первый том, первый ученик, первый этаж.

  1. Напишите мини-сочинение «Апельсины в корзинке».

4 вариант

  1. В приведенном отрывке из сказки К.И.Чуковского «Доктор Айболит» расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Скоро все звери у которых были плохие гл..за, получили от Айболита оч(?)Ки. Лошади стали ходить в оч(?)ках. Даже старые в..роны (не)вылетали из гн..зда (без)чо(?)ков.

Каждый день пр..ходили к доктору ч..репахи л..сицы и козы пр..летали жур..вли и орлы.

Всех л..чил доктор Айболит но денег (не)брал ни у кого. Какие же деньги у ч..репах и орлов!

а) Найдите слова, обозначающие названия животных и птиц. Разбейте их на 2 группы: те, от которых можно образовать названия их детенышей, и те, от которых нельзя.

б) Может ли существительное очки иметь форму ед.ч.? Приведи примеры существительных, которые имеют форму только мн. числа.

в) Определить количество звуков и букв в словах: лошадь, прилетали, плохие.

г) Подберите синонимы к слову доктор.

д)  Определите склонение существительных 1-го абзаца.

  1. Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…». А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, очи, уста, персты, выя.
  1. Что вы можете сказать на основании данной цитаты о времени, когда происходило действие:

«Отодвинув дела, взялся за кофе; за ним он развернул еще сырую утреннюю газету и стал читать ее».

  1. Детей зовут Соня, Толя, Лера, Дуня, Гриша. Как их будут звать, когда они вырастут?
  1. Приведите примеры слов, в которых:

букв > звуков

букв < звуков

букв = звуков

  1. Сколько слов можно здесь прочитать?

Хлопок, замок, полки, село.

  1.       Испания… Яркое солнце, серенады, бой быков… Как далеко это от нас!

       Однако, входя в свою квартиру, вы непременно проходите через одно такое место, которое могло бы напомнить вам об Испании и ее экзотических традициях.

Что это за  место?

  1. Сколько слов можно прочесть в кругах? Читать можно по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, но обязательно вперед.

                     

                                                                     

  1. Запишите как можно больше прилагательных, обозначающих цвет фруктов.

Апельсиновый, вишневый…

10. Какие 2 местоимения мешают автотранспорту?

11. Объясните, почему в известной детской песенке упоминается слово скатерть. Объясните значение выделенного слова, разберите его по составу.

Скатертью, скатертью

Дальний путь стелется

И упирается прямо в небосклон.  

     12. Во что превратятся слова: мёл, запрёт, шлём, если

      букву – ё заменить буквой – е?

     13. Подберите слова к схемам:

                 

     14. Напишите мини-сочинение:

«Я проснулся рано утром и увидел в окно …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку 9 класс

Данные тестовые задания предназначены для подготовки обучающихся 9 классов к успешной сдаче ГИА по русскому языку....

Творческое задание по русскому языку в 5 классе.

Творческое задание по русскому языку пробуждает интерес к изучаемому предмету, помогает учащимся раскрыть свои способности....

Творческий урок по русскому языку ( 10 класс -школа VIII вида)

Тема урока : "Правописание обращений"...

Дифференцированные творческие задания по русскому языку для 6 класса

Дифференцированные творческие задания по русскому языкудля 6 класса...

Творческие задания по русскому языку (5-7 классы).

Творческие задания по русскому языку для 5-7 классы классов....