Урок литературы в 9 классе "Жизнь и судьба Грибоедова"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

t.i.xmelevskaya@mail.ru

Урок новых заний в 9 классе на основе технологий критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грибоедов: личность и судьба

Цель урока: изучить биографию А. Грибоедова; творческую историю комедии «Горе от ума».

Словарная работа: разносторонняя одаренность, энциклопедизм, гениальность, оригинальность, прижизненная публикация, цензурные искажения.

Оборудование: А. С. Грибоедов. Литография П. Бореля по рисунку П. А. Каратыгина (1828); А. С. Грибоедов в годы военной службы. Портрет работы неизвестного художника; А. С. Грибоедов (2 рисунка А. С. Пушкина); А. С. Грибоедов. Гравюры Н. Уткина.
Ход урока

I. Вступительное слово учителя

В 1816 г. появилась статья, автор которой резко критиковал знаменитую балладу В. А. Жуковского «Людмила». Имя же самого автора статьи стало известным в литературном мире. Это был А. Грибоедов. Что скрывается за этим фактом: дерзость, самоуверенность или осознание своего пути в литературе? ... Кто он, этот человек, который сам менее чем через десятилетие «застолбит» на будущее место в русской классике, создав талантливую и оригинальную пьесу «Горе от ума». Вглядитесь на портреты Грибоедова. Каким он предстает?

Так, на знаменитой гравюре Уткина 1829 г., сделанной с прижизненного портрета Эстеррайха (не сохранился), — задумчивый молодой человек с грустным и спокойным взглядом, твердо сжатыми губами, аккуратно причесанный и одетый по моде.

«На более раннем портрете П. Каратыгина (1828) — надменный профиль с длинным носом, несколько презрительным выражением лица, с застывшей усмешкой — «холодный», уверенный в себе чиновник».
II. Знакомство с биографией Грибоедова

Это может в форме лекции учитель сделать сам или же предоставить возможность учащимся ознакомиться с соответствующим материалом по учебнику-хрестоматии (с. 78—50). В этом случае или весь класс, или отдельные учащиеся должны были получить опережающее задание прочитать те произведения художественной литературы, авторы которых обращаются к образцу и имени Грибоедова. Это «Путешествие в Арзрум» А. Пушкина, «Смерть Вазир-Мухтара» и «Кюхля» Ю. Тынянова, «Бунт сердца и ума» А. Тимрота. Выступление-дополнение по этим книгам помогут воссоздать черты неординарной всесторонне образованной и одаренной личности, поэта, драматурга и дипломата А. Грибоедова.

Можно порекомендовать достаточно любопытную книгу В. Мещерякова «Жизнь и деяния Александра Грибоедова», которая вышла в серии «Библиотека «Любителям Российской словесности» в издательстве «Современник» в 1989 г. Опираясь на многочисленные архивные изыскания автор по новому рассматривает многие вопросы, в частности вопрос о дате рождения А. Грибоедова.
III. Чтение и пересказ биографии А. С. Грибоедова

— Рекомендации для пересказа:

— Внимательно прочесть. Понять, осмыслить

— Мысленно поделить на небольшие, но законченные части

— Озаглавить каждую часть (найти ключевое слово, фразу, выражающую главную мысль этой части).
IV. Информация о творческой истории комедии

Предполагают, что план комедии начал складываться уже в 1816 г., тогда же были написаны в отдельные сцены.

Версия рождения замысла комедии во сне.

1821 г. Тифлис. Сложился план комедии. Написаны I и II акты.

1823 г. Комедия привезена в Москву. В имении Бегичева закончена работа над последними актами.

Рукопись продолжает дорабатываться и отшлифовываться. Вместе с тем в рукописях (называют примерное количество рукописных копий около 40 тыс., тогда как тираж издаваемых в то время произведений примерно 1200, 2400 экземпляров). Одну из таких копий получает от приехавшего в Михайловское Пущина А. Пушкин.

Единственная прижизненная публикация в альманахе «Русская Талия на 1825 г.» второй половины первого акта и всего III акта. Впервые без цензурных искажений комедия была напечатана в России в 1862 г.
Домашнее задание

1. Вспомнить особенности комедии как драматического произведения, черты комедии классицизма.

2. Прочитать и проанализировать список действующих лиц.

3. Чтение комедии «Горе от ума».
Информация для учителя
Творческий путь А. С. Грибоедова (1795/94/90-1829)
А. С. Грибоедов был человеком очень разносторонне одаренным. Закончил три отделения Московского университета — словесное, этико-политическое, физико-математическое — и получил степень доктора прав. Владел основными европейскими языками, рядом древних языков, а позднее изучил и восточные языки. Обладал глубокими познаниями в философии, истории, а также был музыкально одарен, причем стремился не только играть, но и писать музыку (сохранились два его вальса). Грибоедов проявил себя и как военный, и как экономист, и как талантливый дипломат и государственный деятель.

Литературные способности Грибоедова проявились еще во время учебы. Начавшаяся в 1812 г. Отечественная война резко изменила все приоритеты: литературные опыты пришлось надолго оставить. Несмотря на слабое зрение, он поступил добровольцем в Московский гусарский полк. Непосредственно в боевых действиях Грибоедову принять участие не довелось, о чем он очень сожалел. Хотя характер его службы не особенно располагал к занятиям литературой, Грибоедов стремился использовать свободное время для творчества. Так, в 1814 г. он посылает в журнал «Вестник Европы» «Письмо из Бреста-Литовского к издателю», ставшее его дебютом в печати. В 1816 г. писатель выходит в отставку, а в 1817 г. почти одновременно с А. С. Пушкиным поступает на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

Жизнь в Петербурге оказала двоякое влияние на судьбу Грибоедова. С одной стороны, он постоянно стремился расширить круг своих знаний и творческих возможностей. С другой стороны, Петербург затягивал в атмосферу «однообразной пестроты», дружеских пирушек и гусарства. Себя и своих друзей сам писатель в то время называл «пасынками здравого рассудка». Подобная жизнь привела к трагедии: в 1817 г. произошла дуэль А. П. Завадовского с В. В. Шереметевым, закончившаяся гибелью последнего. В таком исходе молва обвиняла Грибоедова, который был одним из секундантов. Закономерной развязкой этого конфликта стала дуэль секундантов — А.С. Грибоедова и А. И. Якубовича. Грибоедов был ранен в руку, но гораздо тяжелее оказалась душевная рана. Писатель решает круто изменить свою жизнь. Он принимает предложение стать секретарем русской дипломатической миссии в Персии и в 1818 г. выезжает на Восток. Там он прилагает огромные усилия для возвращения на родину русских пленных. Внутреннее состояние писателя в то время отчетливо отражено в дневниковой записи: «Бешенство и печаль... Голову мою положу за несчастных соотечественников». И все же именно в этих условиях, которые он сам характеризовал как дипломатический монастырь, получают окончательное оформление как мировоззрение, так и литературный талант Грибоедова. Основными художественными принципами писателя стали «народность» и «истинность» в их нераздельности. Он ратовал за освобождение русской литературы от элемента подражательности, от механического перенесения на русскую почву заимствованных идей и сюжетов. Грибоедов считал необходимым искать литературный материал прежде всего в жизни современного русского общества, в истории, в народном быте. В противовес возвышенно-вычурному языку произведений сентименталистов и классицистов писатель обращается к городскому просторечию, к тому живому языку, на котором говорили люди его времени.

В 1822 г. Грибоедова переводят в Тифлис, в штат главно-управляющего Грузией, командующего Отдельным кавказским корпусом генерала А. П. Ермолова в качестве помощника по дипломатической части. В Тифлисе, в постоянном общении с В. К. Кюхельбекером, Грибоедов пишет два первых действия «Горя от ума». В 1823 г. писатель уважает в длительный отпуск. Он продолжает работу над своим главным произведением, а также совместно с П. А. Вяземским создает оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (поставлена в 1824 г.). Затем — Переезд в Петербург, публикация в альманахе «Мнемозина», который редактировали Кюхельбекер и В. Ф. Одоевский, вольнолюбивого стихотворения «Давид», завершение работы над «Горем от ума» и безуспешные попытки добиться разрешения цензуры на постановку пьесы. 14 декабря 1825 г. не только перечеркнуло последние надежды на публикацию, но и поставило под угрозу саму судьбу Грибоедова: хотя непосредственного участия в событиях писатель не принимал, поскольку находился в это время на Кавказе, его идейная близость к взглядам декабристов была общеизвестной. Положение усугубилось тем, что на следствии по делу о восстании С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский показали, что Грибоедов был принят в их организацию К. Ф. Рылеевым. Однако последний заявил, что он только испытывал Грибоедова, но не обнаружил в нем нужных склонностей.

До сих пор невозможно с абсолютной определенностью ответить на вопрос: был ли писатель действительно членом тайного общества? На этот счет с две точки зрения. Первая из них дает утвердительный ответ, исходя из высказывания одного из близких друзей Грибоедова, А. А. Жандра, который спустя много лет после событий на вопрос о степени участия писателя в заговоре ответил: «Да какая степень? Полная». Утверждалось также, что Грибоедов, встречаясь в 1825 г. на юге с Пестелем, выполнял особое задание, будучи эмиссаром Северного общества у южан. Главным же аргументом сторонников этой точки зрения были даже не дружеские связи драматурга с лидерами декабристского движения, а его собственные взгляды на основные проблемы того времени — крепостное право и самодержавие.

Вторая точка зрения основывается на том, что Грибоедов, имея сходные с декабристскими убеждения, не разделял заговорщических методов борьбы за власть и ощущал всю преждевременность и неподготовленность страны и народа в целом к глубинным переменам. Писателю в этой связи обычно приписывается весьма скептическая по своему настрою фраза: «Сто человек прапорщиков хотят изменить весь государственный строй».

Как бы то ни было, сторонники обеих точек зрения сходятся в главном: Грибоедову был глубоко чужд установившийся в стране политический режим. Писатель считал необходимым устранить крепостное право, провести серьезные изменения в государственном устройстве, приложить все усилия для повышения уровня образования всех общественных сословий.

Подобное вольномыслие вкупе с показаниями участников восстания возымело соответствующее действие — 22 января 1826 г. писатель был арестован в крепости Грозная и препровожден в Петербург. Накануне ареста дружески относившийся к Грибоедову генерал Ермолов успел предупредить писателя, что позволило ему уничтожить ряд рукописных материалов. На следствии он полностью отрицал какую бы то ни было причастность к восстанию, ссылаясь помимо всего прочего на «Горе от ума», в котором в карикатурном виде был изображен «заговорщик» Репетилов.

Ввиду отсутствия улик 2 июня 1826 г. Грибоедов был освобожден с «очистительным аттестатом», принят Николаем I, а затем произведен в надворные советники. Негласно за Грибоедовым был учрежден надзор.

16 июля 1826 г. начинается русско-персидская война, и писатель вновь возвращается на Кавказ, где принимает в свое ведение дела по дипломатическим отношениям с Персией и Турцией. В 1827 г. он участвует в военном походе на Эривань, проявляет храбрость и мужество в ряде сражений, а затем отправляется в персидский лагерь для переговоров. Грибоедов лично формулирует ряд статей Туркманчайского мирного договора и в 1828 г. привозит его для утверждения в Петербург. Писателя встретили торжественно: он был щедро награжден и возведен в должность полномочного министра-резидента России в Персии. Грибоедов использует летние месяцы для литературной работы, он стремится перейти от комедий к романтическим трагедиям: совершенствует наброски трагедии «1812 год», герой которой, ополченец из крепостных, отдан все силы борьбе против войск Наполеона, не выдерживает мерзостей крепостного права и кончает жизнь самоубийством; создает на материале закавказского эпоса план трагедии. «Родамист и Зенобия», в которой дворцовому заговору противопоставляется стихия народного восстания; пишет первоначальный вариант трагедии «Грузинская ночь», где судьба человека из народа отразила особенности национальной истории.

Однако закончить начатое писателю не удалось. Два важных дела — взыскание контрибуции и возвращение на родину русских подданных — вынуждают его отправиться в Персию. Ситуация усугублялась противодействием не только фанатично настроенных иранских кругов, но и английской дипломатии. По дороге в Тегеран писатель остановился в Тифлисе, где женился на дочери грузинского поэта и генерала русской службы А. Г. Чавчавадзе, Нине Александровне. В течение января 1829 г. дипломатические вопросы удалось разрешить, и Грибоедов уже собирался в обратную дорогу, когда к нему обратились две бежавшие из гарема шахского родственника армянки, (по другим данным — грузинки) с просьбой переправить их на родину. Грибоедов предоставил им убежище. 30 января 1829 г. толпа мусульман, подстрекаемая религиозными фанатиками, ворвалась в здание русского посольства. Немногочисленный персонал мужественно защищался, однако численный перевес нападавших был огромен. Все защитники посольства били убиты (спастись удалось только секретарю И. С. Мальцеву). Вместе с автором во время разгрома посольства погибла и рукопись трагедии «Грузинская ночь», над которой работал драматург.

Тело Грибоедова было опознано по простреленной на дуэли кисти левой руки и отправлено в Тифлис. По дороге траурную процессию встретил Пушкин. «Что вы везете?» — спросил он сопровождавших. «Грибоеда», — отвечали ему. Так поэт узнал о том, что пророческие слова Грибоедова о собственной гибели, сказанные им в Петербурге при расставании, сбылись.

Персидский шах прислал к русскому императору своих вельмож с извинениями и ценными подарками. Извинения были приняты, межгосударственный конфликт — исчерпан.

Нина Александровна Грибоедова распорядилась поставить на могиле мужа крест с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя!» Четыре счастливых месяца замужества сменялись почти тридцатью годами скорби.

Грибоедов многое сумел сделать за свою не слишком долгую жизнь. Еще больше замыслов воплотить не удалось. Из всего — и политического, и экономического, и литературного — наследия писателя самая долгая жизнь суждена была комедии «Горе от ума».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы.Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой...

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"

Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы  писателя...

Урок литературы "Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета" (10 класс).

Конспект первого урока по изучению жизни и творчества А.А.Фета в 10 классе. Рекомендуется учителям литературы средней школы....

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Презентация к уроку литературы по творчеству А. С. Грибоедова в 9 классе

Презентация посвящена биографии писателя и творческой истории создания комедии "Горе от ума"...