Урок-игра по теме "Лексика" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Медная Алла Михайловна

Цель урока:  повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры – сказки.

 Оборудование урока:  проектор, слайды, толковые словари

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-igra_po_teme_leksika.doc88 КБ
Office presentation icon leksika.ppt431.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – игра  по теме:   «Лексика»

Цель урока:  повторить изученное по теме «Лексика» в форме игры – сказки.

Оборудование урока:  проектор, слайды, толковые словари

ХОД УРОКА:  

На  слайдах сказочный теремок  

        

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто  в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Учитель: Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут (Слова)

Затем детям предлагается ответить на вопросы:

Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?

Для чего служат слова?

Следующее задание выполняется письменно:                          слайд

Возят почту корабли,

Самолёты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

(М. Белкина)

Задания к тексту:

Объясните орфограммы и пунктограммы.

Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков, действий.

Определите лексическое значение слов почта и почтальон. С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Учитель:        слайд.

Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?  

- Да это всем нам знакомый почтальон Печкин!  Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию.

 Как вы понимаете значение этого слова?

Корреспонденция – сообщения, письма.

Выяснив значение слова корреспонденция, класс вместе с учителем приступает к вручению писем адресатам. В процессе этой работы формулируются задания для учащихся.

Учитель: Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова?   (Синонимы)       слайд

На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый.

Задание 1.

Назовите имена остальных братьев.

(Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный)

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:

«Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам»

Задание 2.         слайд

Отредактируйте текст, используя синонимы.

        «После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и луками. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать»

Учитель:                        слайд

Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дрогу.

Угадайте кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой весёлый.

(Антонимы)

        Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо – и чуть не заплакали от огорчения: половина письма – сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождём или в речке тонуло.

Задание 3.                         слайд

Помогите братьям прочитать письмо.

«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных.  Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…..»

Учитель:                           слайд

Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Весёлая песенка, которая льётся оттуда, поможет угадать вам, кто там живёт.              

Мы – слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

                                         (Я. Козловский)

 Омонимам почтальон Печкин принёс их любимый журнал «Мир».

Задание 4.                            слайд

Пользуясь словарём, определите значения слова мир.

Составьте предложения с этими омонимами.

Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Юмореска.

        Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой.  Но, увы! Это была то вытянувшаяся кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

- О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный….

(И.Верзилин)

Задание 5

Объясните, почему произошла ошибка. С какой целью используются омонимы в художественной литературе?

(Средство создания юмора)

Учитель:                                      слайд

А под самой крышей находится мансарда.        

(Выясняется значение этого слова)

Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие.

        Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать»

(Я. Козловский)

        Что это за слова?

(Слова, использованные в переносном значении)

Для них почтальон Печкин принёс бандероль.

(Определяется значение этого слова).

Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Задание 6                                слайд

Найдите слова, использованные в переносном значении.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

                                         (А. Громова)

Полз состав. Он устал –

От гудка до хвоста.

Полз состав, полз, и стал,

И уснул у моста.

(В. Левин)

Задание 7 (на выбор)               слайд

Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит.

Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница – зима».

Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы.

Учитель: Опустела сумка почтальона Печкина. Давайте снова её заполним. Пишут письма обитатели теремка, напишите и вы жильцам теремка – это ваше домашнее задание.

                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК – ИГРА по теме «ЛЕКСИКА »

Слайд 2

Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мёд, а ко всему липнут В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок . Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? СЛОВА СЛОВА

Слайд 3

Возят почту корабли, Самолёты, поезда, Мчат во все концы земли: В степи, в горы, в города. Почту в дальние районы Доставляют почтальоны. (М. Белкина) Задания к тексту: 1.Объясните орфограммы и пунктограммы. 2.Найдите слова, которые служат для обозначения предметов; признаков, действий. 3.Определите лексическое значение слов почта и почтальон . С помощью толкового словаря выясните, однозначными или многозначными являются эти слова.

Слайд 4

Угадайте, кто это с толстой сумкой на ремне бодро шагает по извилистой тропинке и вот-вот подойдет к теремку?

Слайд 5

Пакет предназначен для вручения словам, близким по значению. Что это за слова? Синонимы На стук вышел один из братьев, проживающих в квартире № 1. Зовут его Смелый . Задание 1 Назовите имена остальных братьев? (Храбрый, Мужественный, Бесстрашный, Отважный)

Слайд 6

Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам»

Слайд 7

Задание 2 . Отредактируйте текст, используя синонимы . «После гибели Муму Герасим пошёл в родную деревню. Герасим шёл полями и луками. Он шёл всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришёл в родную деревню, то стал там прилежно работать»

Слайд 8

АНТОНИМЫ

Слайд 9

Задание 3. Помогите братьям прочитать письмо . «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми…..»

Слайд 10

Угадайте, кто живёт в квартире № 3 Мы – слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие начинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки . (Я. Козловский) ОМОНИМЫ

Слайд 11

Задание 4. Пользуясь словарём, определите значения слова мир. Составьте предложения с этими омонимами. Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного. Юмореска. Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить.То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной,освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран!Кран,кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъёмный…. (И.Верзилин)

Слайд 12

А под самой крышей находится мансарда. Там идёт заседание Общества любителей образного слова. Собрались здесь необыкновенные слова, пламенные и нежные, ласковые и беспощадные, яркие и меткие, живые и вещие. Эти «слова умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать» (Я. Козловский) Что это за слова? (Слова, использованные в переносном значении) Для них почтальон Печкин принёс бандероль. Она предназначена для любителей поэзии. Это сборник стихов. Давайте откроем его.

Слайд 13

Мансарда – жилое помещение на чердаке под скатом крыши.

Слайд 14

Бандероль – 1 . Бумажная обёртка широкой лентой или конвертом. Книга в бандероли. 2. Небольшое почтовое отправление в бумажной обёртке. Отправить книгу бандеролью. 3. Ярлык на товаре в знак уплаты акциза или пошлины.

Слайд 15

Задание 6 Найдите слова, использованные в переносном значении. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной берёзе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. (А. Громова) Полз состав. Он устал – От гудка до хвоста. Полз состав, полз, и стал, И уснул у моста. (В. Левин)

Слайд 16

Задание 7 (на выбор) Составьте словосочетания, используя в прямом и переносном значениях слова: горький, тяжёлый, холодный, злой, печальный, дышит. Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем: «Гулял по лесу ветер», «Бежал весёлый ручеёк», «Пришла волшебница – зима». Лексическое задание – использовать слова в переносном значении, а также синонимы, антонимы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.

Урок-игра в 8-м классе по теме «Авария с выбросом радиоактивных веществ» по типу игры «Домино» Филатова Т.Н.Цель:1.       В занимательной форме провести контроль знаний у...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" Оборудование: компьютерное обеспечение (презентация), раздаточный материал для каждого ученика.ЦЕЛИ И ЗАД...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А

АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"

Урок–игра в 9-м классе. Тема урока: "Системы уравнений с двумя переменными"  Тип урока. Урок применений знаний и умений.Цели урока.Образовательная.Закрепить умение решать системы ...

Урок-игра в 5-м классе. Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План-конспект урока на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....