Открытый урок "Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Ирина Юрьевна Козлова

 Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 9 классе.

Тема: Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Дата: 20.02.2023

Учитель: И.Ю. Козлова

Класс: 9 «Б».

Количество учеников: 22 человека (по списку – 23 человека)

Тип: урок усвоения новых знаний

Форма проведения урока: урок-практикум.

Методы обучения: анализ и синтез языковых явлений

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная.

Цель: усвоение новых знаний о синтаксисе  СПП с несколькими придаточными

Задачи:

Образовательные: формировать умение выделять общие и существенные признаки СПП с несколькими придаточными, познакомить и тренировать учащихся в расстановке знаков препинания, готовиться к ОГЭ.

Развивающие:  совершенствовать пунктуационные навыки, практические навыки анализа сложного предложения, навыки грамотного письма, развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к получению знаний, коммуникативность, интерес к русскому языку,  любовь к родине.

Оборудование и учебные материалы: компьютер , проектор, экран, электронная презентация, дидактический раздаточный материал, индивидуальные карты, учебник.

 

Структура урока

1. Организационный момент. Психологический настрой на урок (1минута).

Давайте, друзья, улыбнёмся  друг другу!                                                                                            

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы?  

Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

Девиз урока:«Навстречу      прекрасному!»

Какая глыба-русский  язык! Красота неизъяснимая и до сих пор не познанная…

Понять её, осилить сможет только увлекающийся, пытливый ум. Это- удел юных и настойчивых…

Дерзайте, юные, ищите, постигайте,  творите!        К.Г.Паустовский    

2. Актуализация. Целеполагание. (2минуты).

У: Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке? (СПП с несколькими придаточными)

У: Какую цель вы поставили бы для себя сегодня? (Продолжить изучать данную тему)

У: Вы считаете эту тему сложной? А что наиболее трудно? ( Выделение отдельных предложений в СПП, расстановка знаков препинания)

У: Тогда какие же мы себе наметим задачи? (учащиеся формируют самостоятельно, исходя из предыдущего ответа)

Работаете вы сегодня на индивидуальных картах, пожалуйста, подпишите их.

3. Проверка домашнего задания и заданий для подготовки к ОГЭ  (12 минут). Индивидуально, на доске.

Определите вид связи придаточных предложений с главным и составьте схемы

1.Покуда есть моя страна на свете, уверен я , что человечий род свою судьбу устроит на планете.

2.Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза?

3.Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Задания для подготовки к ОГЭ (из теста ОГЭ задание №4)

1. Замените словосочетание «парижских сражений», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

2. Замените словосочетание «утиное гнездо», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

3. Замените словосочетание «забор из досок», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

4. Замените словосочетание «в портфеле ученика», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование

5. Замените словосочетание «в изумлении рассматривала», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

6. Замените словосочетание «встречное движение», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.

(из теста ОГЭ задание №5 — безударная гласная в корне)

В каком ряду во всех словах пропущено И?

1) проб..раться, соед..нение, от..гощать

2) забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3) прив..легированный, пост..лать,    изв..нился

4) прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

(из теста ОГЭ задание №5 — правописание приставок)

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра.. плетать, бе.. хитростный, ни.. вести

2) ра.. чертить, ра.. ширение, в.. балтывать

3) ни.. вергнуть, во.. родить, ра.. купить

4) чере.. чур, ни.. послать, во.. петь

Задания для подготовки к ОГЭ. Фронтально, на презентации.

Поставьте правильно ударения в подчёркнутые слова.

Съёшь-ка кусочек торта.                       Ты добрался до аэропорта?

Когда же ты включишься в работу?      Где взять банты для дочери?

Купи бронированный автомобиль.

Задания для подготовки к ОГЭ. Фронтально, на презентации.

Назовите средства выразительности речи в следующих предложениях.

А за рекою робко блестят золотые огни.

Змейкой мчится по земле позёмка.

Спит земля в сиянье голубом.

Багровый костёр заката.

Эти пуговицы бросились мне в глаза

4.Объяснение нового материала (5 минут):

Блиц-опрос. Фронтально.

1. Как отличить простое предложение от сложного?

2. Что является средствами связи в сложном предложении?

3. Как отличить союзы от союзных слов?

4. На какие группы делятся все сложные предложения, по наличию или отсутствию союзов между частями  сложного предложения?

5. На какие группы делятся все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов?

6. На какие группы делятся СПП?  

7. Верно ли, что в СПП может быть более одного придаточного?

1. СПП с комбинированным подчинением придаточных

В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли.

2. Какие союзы  могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

В каком случае запятая между ними  ставится?

Запятая  ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК

3. Знаки препинания при стечении союзов

Она сказала ему, что, если он болен,   надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

4. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах:

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

5. При однородном подчинении во втором  (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

Мы отправились в поход, когда кончился дождь,  выглянуло солнце,   запели птицы.

5. Физминутка (2минуты).

6. Закрепление нового материала. Фронтально. (5 минуты)

Расставьте знаки препинания, определите тип подчинения придаточных предложений.

Когда мы пришли домой, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил из воды (СПП параллельным подчинением)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.(СПП с однородным подчинением)

7. Самостоятельная работа. (10 минут)

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Вся беда, однако, в том, что охота с гончей на лис не всегда удаётся.

А) Запятая ставится между частями сложноподчинённого предложения, запятыми выделяется вводное слово

Б) Запятая ставится между частями сложносочинённого предложения, запятыми выделяется вводное слово

В) Запятая ставится между частями сложносочинённого предложения, запятыми выделяется уточняющее определение

2. Укажите верную характеристику сложноподчиненного предложения.

С утра шёл снег, который ложился на землю и лежал кое-как, с трудом сдерживаясь, чтобы не растаять.

А) ССП, состоящее из 4 частей, с параллельным подчинением придаточных.

Б) СПП, состоящее из 4 частей, с последовательным подчинением придаточных.

В) СПП, состоящее из 3 частей, с последовательным подчинением придаточных.

Г) ССП, состоящее из 3 частей, с параллельным подчинением придаточных.

3. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Бывают такие дни, когда всё ладится, когда жизнь понятна, прекрасна, проста (Ч. Айтматов).

Б. Каждый знает, как легко подниматься по осыпям и как трудно по ним спускаться вниз (В.Арсеньев).

В. Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами (В. Арсеньев).

4. Выберите соответствующую схему предложения.

Он рассказал подробно и о том как его встретили и о том какое впечатление он произвёл.

А.[…о том], (как …), и, о том, (какое…).   Б.[…о том (как …) и, о том], (какое…).

В.[…о том, (как … ), и о том], (какое…).    Г.[…о том], (как …) и, о том, (какое…).

5. Укажите вид подчинения придаточных предложений.

А. Я хочу чтобы слышала ты

      как тоскует мой голос живой.

Б. Пока я ходить умею пока я глядеть умею

     пока я дышать умею я буду идти вперёд.

В. Что бы ты ни делал ты всегда должен

     помнить что живёшь на свете не один.

6. Укажите правильное решение пунктограммы (цифрами обозначены возможные места постановки знаков препинания). 

Я посмотрел на избу (1) и у меня сжалось сердце (2) так всегда (3) бывает (4) когда увидишь то (5) о чём думал много лет.

А) 2, 4, 5      Б) 2, 3, 4, 5        В) 1, 2, 4, 5        Г) 1, 2, 3, 4

7. Укажите правильное решение пунктограммы (цифрами обозначены возможные места постановки знаков препинания). 

 а) Тигр держится там (1) где гуще заросли (2) и где достаточно корма.

б) Игорь закрыл глаза и подумал вдруг (3) что (4) если бы он остался дома (5) то всё в его жизни (6)  было бы по-другому.

 А) 2, 4, 5     Б) 2, 3, 4, 5         В) 1, 2, 4, 5          Г) 1, 3, 5

8. Выпишите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.

9. Выпишите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Многие ошибочно думают (1) что (2) если человек умеет хоть немного плавать (3) то ему нечего бояться (4) и любые глубины ему нипочём.

10. Выпишите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

8. Взаимопроверка 

1. - В    2. - А    3. - В    4. - В

5. - А — последовательное Б — однородное В - параллельное

6. - В   7. - Г   8. - 134

9. - 134   10. - 124

9. Рефлексия. Итог урока (2минуты).

Что показалось вам наиболее интересным?

Какие задания вызвали  затруднение?

Достигли ли мы цели?  

Оцените, насколько качественно вы потрудились на уроке

отлично», «хорошо»;  «удовлетворительно»; «неудовлетворительно»).

А оценки за урок будут вам выставлены после проверки индивидуальных карт.

10.  Домашнее задание (1минута).

Упражнение 183. ( 1 уровень).  

Выполнить задание 5 из пособия для подготовки к ГИА ( 2 уровень).

Написать сочинение-миниатюру «Что я знаю о СПП?». ( 3 уровень).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Знаки препинания - ноты при чтении» для 5 класса.

     Проект «Знаки препинания - ноты при чтении» предназначен для обобщения темы «Пунктуация» и систематизации знаний пятиклассников о знаках препинания в простом предложен...

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

Данный урок является заключительным по теме «Сложные предложения с разными видами сочинительной и подчинительной связи».На уроке выпускники знакомятся с особенностями пунктуационного оформления таких ...

Конспект урока русского языка. 11 класс. "«Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»"

Данный урок позволит   углубить знания учащихся 11 класса о сложноподчиненном предложении - конструкции с несколькими видами придаточных; отработать умение правильно ставить знаки препинания в СП...

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения (9 класс)

Данная методическая разработка – ещё один вариант работы с правилами пунктуации русского языка. Разработка данного урока направлена на ознакомление учеников с назначением знаков препинания в сло...

Тренажер Знаки препинания при уточняющих членах предложения 8 класс

В каждом задании 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный,нажав на круг с левой стороны....

Презентация к уроку "Знаки препинания при причастном обороте" для 7 класса.

Презентация к уроку русского языка "Знаки препинания при причастном обороте" для 7 класса....