Русский язык в кругу других славянских языков
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Цели и задачи: познакомить обучающихся с историй возникновения славянских языков, доказать их родственность; развивать навыки составления сочинений разных типов, формировать навыки перевода славянских текстов; воспитывать чувство любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

предметные:

- иметь представление о русском языке как одном из славянских языков;

- уметь рассказать об этом;

метапредметные:

- извлекать информацию из различных источников,

- составлять таблицы,

- уметь делать выводы,

- составлять устное и письменное высказывание на заданную тему;

личностные:

- осознавать роль русского языка в семье славянских языков,

- понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_8.odt21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-ом классе

Тема: Русский язык в кругу других славянских языков

Цели и задачи: познакомить обучающихся с историй возникновения славянских языков, доказать их родственность; развивать навыки составления сочинений разных типов, формировать навыки перевода славянских текстов; воспитывать чувство любви к русскому языку.

Планируемые результаты:

предметные:

- иметь представление о русском языке как одном из славянских языков;

- уметь рассказать об этом;

метапредметные:

- извлекать информацию из различных источников,

- составлять таблицы,

- уметь делать выводы,

- составлять устное и письменное высказывание на заданную тему;

личностные:

- осознавать роль русского языка в семье славянских языков,

- понимать, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа

Оборудование: учебник, раздаточный материал, рисунок «Древо славянских языков», карта Европы

                                                     Ход урока

1. Организационный момент

        Слово учителя. Дорогие ребята! Каждый год на первом уроке русского языка мы с вами узнаём что-то новое о нём. Наш сегодняшний разговор посвящён его возникновению. Впереди у вас будет много открытий, связанных с историей русского языка. И сегодня мы начинаем знакомство с ней.

2.  Актуализация знаний

        Вопросы к классу:

- Знаете ли вы, когда возник русский язык?

- К какой языковой группе он относится?

- Какие другие славянские языки вы знаете?

- Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока (запись темы урока в тетрадях)

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, почему много славянских языков?

- Назовите слова, начинающиеся с части «пра». Что они обозначают?

- Предположите, что обозначает слово «праславянский»?

- На все ли вопросы вы можете качественно ответить?

- Каких знаний вам не хватает и что для этого надо сделать?

4. Открытие нового

        Слово учителя. Давным давно, четыре тысячи лет назад, существовал праславянский язык, на котором говорили славяне. Жили они на территории между реками Одер и Днепр. Шли годы, века, тысячелетия, появились ранние славянские феодальные государства. Славяне освоили различные географические зоны, вступили в отношения с разными племенами и народами. Во второй половине первого тысячелетия новой эры земли славянских народов уже раскинулись от Балтийского моря до Северного Ледовитого океана на севере до Средиземного моря на юге, от Эльбы на западе до Волги на востоке. Именно в это время происходит распад праславянского языка на три ветви: восточнославянскую, южнославянскую и западнославянскую.

- Посмотрите на рисунок и назовите языки, входящие в состав западнославянской ветви

- Какие языки являются южнославянскими?

- Какие языки входят в восточнославянскую группу?

- Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы думаете, почему на дереве есть опущенные листья?

- Какие языки называются мёртвыми?

- Алфавитом какого мёртвого языка вы пользуетесь на уроках иностранного языка, математики, биологии?

- Относится ли латинский язык к славянским языкам?

        Слово учителя. Вернёмся к истории. Именно во время распада праславянского языка, в 863 году, в молодом славянском государстве Великая Моравия, которое существовало на территории современной Словакии, два брата-проповедника, Кирилл и Мефодий, начинают вести богослужение на славянском языке. И именно в это время один из братьев, Кирилл, создаёт первую славянскую азбуку, которую потом в его честь назовут кириллицей. Вместе с Мефодием они делают много переводов богослужебных книг с греческого на славянский язык и тем самым утверждают право славян писать и читать на родном старославянском языке.

        Работа с отрывком из Мариинского евангелие («Человек бе домовит»)

- Понятен ли вам смысл отрывка?
- Какие слова в нём вам знакомы?

- Сделайте вывод о происхождении славянских языков.

        Слово учителя. На западе славянская азбука не устояла и была вытеснена латинской, а в Болгарии, Сербии, на Руси и других славянских странах она закрепилась. С тех пор славяне пользуются двумя азбуками:

славянской (в лснове которой лежит кириллица) — русский, украинский, белорусский, болгарский, македонский, сербский языки;

и латинской (в основе которой лежит латиница) — все западнославянские языки, словенский, хорватский.

        24 мая церковь установила День памяти проповедников Кирилла и Мефодия, который теперь отмечается как День славянской письменности.

5. Первичное закрепление нового знания

5.1. Устный опрос

- Почему все славянские языки родственные?

- Входит ли русский язык в группу славянских языков?

- На какие ветви делятся славянские языки?

5.2. Перевод отрывков стихотворений, написанных на разных славянских языках (работа в парах):

        1 вариант — перевод с болгарского отрывка стихотворения Христо Ботева «Жив е той жив»;

        2 вариант — перевод с польского отрывка стихотворения Юлиана Тувима «Варшава»

5.3. Вопросы по текстам:

-  К какой ветви славянских языков относится язык, с которого вы переводили?

- Какие слова вы перевели без труда,

- О чём стихотворение, которое вы переводили?

- Что вы доказали, выполняя данное задание?

5.4. Работа по составлению таблицы

        Используя табличные данные, заполните первый столбик и докажите, что русский, белорусский и украинский языки родственные

6. Включение нового в систему знания

        Используя материал первого параграфа учебника и урока закончите предложения

Праславянский язык — это…

Современные славянские языки делятся на … группы:…

К восточнославянским языкам относятся…

Основателями славянской письменности являются…

7. Рефлексия

- Что мы доказали, выполняя задания по переводу и составлению таблицы?

- Какое задание вы выполняли с особым интересом? Почему?

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что я узнал о славянских языках» или «Легко ли переводить со славянских языков и почему?»; или сделать стихотворный перевод отрывка «Варшава»

- Какой материал урока поможет вам выполнить домашнее задание?

- Одного ли типа речи будут сочинения? Почему?

                                                                        Приложение

 Задания для обучающихся

Сделать перевод

1 вариант

Жив е той, жив е! Там на Балкана,

потънал в кърви лежи и пъшка

юнак с дълбока на гърди рана,

юнак във младост и в сила мъжка.

2 вариант

Jaka wielka jest Warszawa!
Ile domów, ile ludzi!
Ile dumy i radości
W sercach nam stolica budzi!

Заполнить таблицу

Русский язык

Белорусский язык

Украинский язык

ноч

нiч

галава

голова

сон

сон

дзень

день

Закончить предложение

Праславянский язык — это…

Современные славянские языки делятся на … группы:…

К восточнославянским языкам относятся…

Основателями славянской письменности являются…

Материал для учителя

Отрывок из Мариинского евангелие

Ину притчу слышите: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа точило, и созда столп, и вдаде и делателем, и отъиде. Егда же приближися время плодов, посла рабы своя прияти плоды; и емше делателе рабов, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых, и сотвориша им такожде. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: может быть, усрамятся сына моего. Делателе же, видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите, убием его, и удержим достояние его (Лук. XX, 13, 15). И изведше вон из винограда, убиша. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла (Матф. XXI, 33 - 42)?


Сказал Господь такую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

Жив е той, жив

Жив е той, жив е! Там на Балкана,

потънал в кърви лежи и пъшка

юнак с дълбока на гърди рана,

юнак във младост и в сила мъжка.

На една страна захвърлил пушка,

на друга сабля на две строшена;

очи темнеят, глава се люшка,

уста проклинат цяла вселена!

Лежи юнакът, а на небето

слънцето спряно сърдито пече;

жътварка пее нейде в полето,

и кръвта още по–силно тече!

Жътва е сега... Пейте, робини,

тез тъжни песни! Грей и ти, слънце,

в таз робска земя! Ще да загине

и тоя юнак... Но млъкни, сърце!

Тоз, който падне в бой за свобода,

той не умира: него жалеят

земя и небе, звяр и природа

и певци песни за него пеят...

Денем му сянка пази орлица,

и вълк му кротко раната ближи;

над него сокол, юнашка птица,

и тя се за брат, за юнак грижи!

Настане вечер – месец изгрее,

звезди обсипят сводът небесен;

гора зашуми, вятър повее, –

Балканът пее хайдушка песен!

И самодиви в бяла премена,

чудни, прекрасни, песен поемнат, –

тихо нагазят трева зелена

и при юнакът дойдат, та седнат.

Една му с билки раната върже,

друга го пръсне с вода студена,

третя го в уста целуне бърже, –

и той я гледа, – мила, зесмена!

"Кажи ми, сестро де – Караджата?

Де е и мойта вярна дружина?

Кажи ми, пък ми вземи душата, –

аз искам, сестро, тук да загина!"

И плеснат с ръце, па се прегърнат,

и с песни хвръкнат те в небесата, –

летят и пеят, дорде осъмнат,

и търсят духът на Караджата...

Но съмна вече! И на Балкана

юнакът лежи, кръвта му тече, –

вълкът му ближе лютата рана,

и слънцето пак пече ли – пече!

                Христо Ботев

Перевод стихотворения на русский язык

Он - жив, жив! Там, на Балканах,

Утонувший в крови лежит и стонет

Герой с глубокой раной в груди,

Герой молодой, в полной силе мужской.

С одной стороны он бросил ружье,

С другой - саблю, на две части сломанную;

В глазах темнеет, голова качается,

Уста проклинают всю вселенную!

Лежит герой, а на небе

Остановившееся солнце сердито печет;

Жница поет где-то в поле,

И кровь ещё сильнее течет!

Сейчас жатва...Пойте, рабыни,

Эти грустные песни! Грей и ты, солнце,

На этой рабской земле! Погибнет

И этот герой...Но молчи, сердце!

Тот, кто пал в бою за свободу -

Тот не умирает: его оплакивают

Земля и небо, животные и природа,

И певцы песни о нем поют...

Днем его тень стережет орлица,

И волк кратко его рану оближет;

Над ним сокол, богатырская птица,

И она о брате, о герое беспокоится!

Настает вечер - засветил месяц,

Звезды обсыпают небосвод;

Лес зашумел, ветер подул -

Балканы поют гайдуцкую песню!

И самодивы в белой одежде,

Дивные, прекрасные, песню запевают, -

Тихо протаптывают траву зеленую,

И к герою идут и садятся рядом.

Одна с помощью целебных растений делает перевязку,

Другая на него брызгает холодной водой,

Третья его в уста целует быстро, -

И он смотрит на неё; она - милая, улыбающаяся!

"Скажи мне, сестра, где Караджтата?*

Где и моя верная дружина?

Скажи мне, возьми же мою душу -

Я хочу, сестра, здесь погибнуть!"

И ударяют руками, и обнимаются,

И песни их взлетают в небеса -

Летят и поют, пока не встретят рассвет,

И ищут дух Караджи...

Но уже рассвело! И на Балканах

Герой лежит, кровь его течет -

Волк ему облизывает жестокую рану,

И солнце снова ли печет? - Печет!

                Warszawa

Julian Tuwim

Jaka wielka jest Warszawa!
Ile domów, ile ludzi!
Ile dumy i radości
W sercach nam stolica budzi!

Ile ulic, szkół, ogrodów,

Placów, sklepów, ruchu, gwaru,
Kin, teatrów, samochodów
I spacerów i obszaru!

Aż się stara Wisła cieszy,
Że stolica tak urosła,
Bo pamięta ją maleńką,
A dziś taka jest dorosła.

Перевод стихотворения на русский язык

Какая велика Варшава!
Сколько домов, сколько людей!
Сколько гордости и радости
В наших сердцах столица пробуждается!
Сколько улиц, школ, садов,

Площади, магазины, движение, шум,
Кинотеатры, театры, автомобили
И прогулки, и площадь!

Пока старая Висла радуется,
Так выросла столица,
Потому что он помнит ее, малышку.,
А сегодня она взрослая.

        

3. Выполните разбор любых двух словосочетаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык в кругу славянских языков"

РУССКИЙ ЯЗЫК В КРУГУ  СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКОВ...

Научная работа.Тема: «Сходство романо-германских и славянских языков». Цель: установить сходство между романо-германскими (английским) и славянскими языками (русским), причины взаимопроникновения и влияния.

Научная работа«Сходство романо-германских  и славянских языков».Мурманская область, г. Гаджиево, МОУ СОШ №276, 6 Б Выполнила:Волошенко Маргарита,ученица 6 класса БМОУ СОШ №276 г. Гаджиево....

Русский язык в кругу славянских языков

Занятие элективного курса...