Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Киосева Елена Николаевна

Тематическое планирование по русскому языку для 11 класса рассчитано на 102 часа  в год (3 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 11_klass.zip35.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Пояснительная записка

       Данная рабочая программа по русскому языку развитию речи составлена по учебно-методическому комплекту:

1. Власенков, А. И. Русский язык. 11 классы: программы общеобразовательных учреждений: сб. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина, - М.: Просвещение, 2013.

2. Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций (базовый уровень) / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2017.

      Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей

                              Общая характеристика учебного предмета 

       Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

        Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

       В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

       В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

        Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов.

          В связи с введением обязательного экзамена по русскому языку, в школьном учебном плане на изучение русского языка в 11 классе в 2019-2020 году выделено 2 часа в неделю (70 ч.). Планирование составлено с учетом интенсивной подготовки к ЕГЭ, введены уроки развития речи по комплексному анализу текста. Это обусловлено теми трудностями, которые испытывают учащиеся при выполнении заданий по разбору текста.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

        В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка

Учащиеся научится понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Учащиеся научатся :

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Учащиеся будут иметь возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству

                                        Содержание рабочей программы

Синтаксис и пунктуация

     Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы  сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

      Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

     Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

     Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

                               Публицистический стиль речи

     Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи.

     Очерк, эссе.

     Устное выступление. Дискуссия.

     Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

                              Художественный стиль речи

     Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

     Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

     Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

     Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

     Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

                                Сложное предложение

     Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

     Пунктуация в ССП.

     Пунктуация в предложениях с союзом и.

     Проверочная работа и ее анализ.

     Основные группы СПП.

     СПП с придаточными изъяснительными.

     СПП с придаточными определительными.

     СПП с придаточными обстоятельственными.

     Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

     Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

     Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП

              Разговорный стиль речи

Разговорный стиль речи.

                        Повторение

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Морфология и орфография. Словообразование и орфографии.

Учебно – методические пособия:

1. Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык.  Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014 г.

2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко

Дополнительная литература:

  1.         Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 год.
  2.         Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2019.
  3.         Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2020.
  4.         Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2020.
  5.         М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2021 г.
  6.           Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2021г.
  7.         И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2022. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2021 г.
  8.         Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2021. Ростов-на Дону: «Легион», 2020 г.
  9.         Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2021 г.
  10.         Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2021 г.
  11.         С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2020г.
  12.         Н.В.Егорова. ЕГЭ 2020. Подготовка к части С. М., 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку к УМК Бабайцевой 5 класс 210 часов

Рабочая  учебная программа  составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 о...

Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по русскому языку для 5, 9-11 классов

Рабочие программы, календарно- тематическое планирование  по русскому языку 5,9-11 классов...

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы

рабочие программы и тематическое планирование уроков русского языка 6-10 классы...

Рабочая программа и тематическое планирование подготовки учащихся к олимпиаде по астрономии. 11класс.

Данная публикация будет полезна преподавателям, занимающихся подготовкой обучающихся в 11 (общеобразовательном) классе к олимпиаде по астрономии. Программа разработана на основе программы и рекомендац...

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку

Рабочая программа и тематическое планирование по русскому языку для 10-11 классов по программе Н.Г. Гольцовой рассчитано на 2 часа в неделю (68 часов в год)....

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс, Н. Г. Гольцова)

Рабочая программа + ктп по русскому языку, 11 класс, по учебнику Н. Г. Гольцовой...