Креативное мышление как компонент функциональный грамотности
статья по русскому языку

Креативное мышление - это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так совершались судьбоносные открытия. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами (Р.М. Трановская, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд. В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Р.Л. Солсо, В.А. Якунин и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Креативное мышление как

компонент функциональный грамотности

Креативное мышление - это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Способность креативно мыслить делает человека более конкурентным по сравнению с искусственным интеллектом. Ведь креативное мышление дает возможность принимать решение в обход любым алгоритмам или здравому смыслу. Именно так совершались судьбоносные открытия. За последние десятилетия по данной проблеме накоплен значительный опыт как зарубежными, так и отечественными психологами и педагогами (Р.М. Трановская, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд. В.В. Давыдов, М.В. Кларин, А. Осборн, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, Р.Л. Солсо, В.А. Якунин и др.)

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Главный принцип креативности – взять то, что уже существует, и использовать это по-другому.

Для того, чтобы решить задачу в реальной жизни, мы обращаемся либо к изученному шаблону, либо к собственному опыту, либо к неизвестным ранее примерам из окружающего мира. Для того, чтобы использовать два последних способа, нужно уметь наблюдать, обдумывать, опираться на то, что человек когда-то видел, слышал или ощущал. Всем этим навыкам можно научить ребенка на школьных уроках.

Можно выделить несколько способов развития креативного мышления, которые учитель может легко внедрить в свою практику.

Подбирать ассоциации

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию в самых неожиданных воспоминаниях. Простое задание на развитие ассоциативного мышления: дать ребятам сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы — например, яблоко и капуста, затем — семантически далекие: допустим, поезд и колибри. Они совершенно разные, но оба могут двигаться, бывают разноцветными и так далее. Обсуждение можно продолжить, добавив третье постороннее понятие и предложить составить с ними высказывание.

Другой классический способ развития ассоциативного мышления — попросить за 1-2 минуты вспомнить как можно больше тематических слов: растений, видов движения, космических понятий. Из этого можно сделать тематическую игру в слова.

Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон. Например, при изучении природных зон можно составить схему связанных понятий вместе с учениками или дать им такую работу на дом.

Иллюстрировать

Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям. Предложите детям создать картинки к литературному тексту или по мотивам абстрактного понятия: например, объёма. Можно не только рисовать от руки, но и использовать изображения из интернета, коллажи. Другие идеи: проиллюстрировать пословицу с помощью фигур или сделать скульптуру из многогранников. Интересные пословицы можно «изображать» даже с помощью эмоджи, не забывая про их переносный смысл. Все это способствует развитию воображения.

Читать, разговаривать и придумывать

Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки.

Большой ресурс для развития креативного мышления дают уроки литературного чтения. Во время знакомства с произведениями важно акцентировать внимание детей на моментах, значимых для понимания авторского замысла: спрашивать, почему герои поступают так или иначе, а в моменты поворотных событий останавливаться и предполагать, как сюжет повернется дальше и какого развития повествования им бы хотелось. Так дети становятся вдумчивыми и творческими читателями, способными сопереживать героям, понимать замысел автора и видеть в текстах явления из реальной жизни. Кроме того, такие обсуждения стимулируют развитие воображения и фантазии, творческую активность детей.

Инсценировать

Продолжая работу с текстом и развитием воображения, можно предложить детям творчески пересказать прочитанное, добавив детали и события, или сделать это от первого лица, пробуя разные интонации. Следующий этап – драматизация в любом из ее проявлений: чтение по ролям, пантомима, постановка спектаклей.

Играть

Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. Можно использовать и ролевые, и настольные игры такие как «Диксит» или «Имаджинариум». Это учит детей связной речи и созданию повествования с опорой на изображения. Можно использовать и так называемые «кубики историй»: они похожи на игральные, только вместо точек на гранях — изображения предметов (велосипед, часы, сова, театральные маски). Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает. Можно придумывать одну историю на всех, продолжая мысль друг друга.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией. Например, можно предложить ребятам изобразить пантомиму или поиграть в традиционную игру «Крокодил»

Решать головоломки и ребусы

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.

Представьте себя на месте директора

Развить способность к генерации новых идей помогает ролевое перевоплощение. Это упражнение подойдет для подросткового возраста. Представьте себя на месте другого человека. Это может быть архитектор, которому предстоит выполнить необычный заказ. Или руководитель крупного предприятия, находящегося в состоянии упадка. В идеале вымышленную проблему нужно решить нестандартным методом и придумать оригинальную развязку.

Начните пользоваться второй рукой

У большинства людей правая рука — ведущая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария. Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, можно улучшить его работу и развить творческие способности. Левшам такое упражнение тоже будет полезно. Использование правой руки разбудит мозг и активизирует его деятельность.

Свободное рисование — уже само по себе упражнение на креативность. Подготовьте белый лист, цветные карандаши и нарисуйте несложный пейзаж. Лучше всего, если он будет состоять из несуществующих деталей. После этого сделайте пятиминутный перерыв и повторите ту же самую картинку, но другой рукой. Или возьмите по карандашу в правую и левую руку и попробуйте изобразить бабочку, создавая зеркальный рисунок. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Если справиться с этой задачей не получается, начните с более простого: обводите по пунктирным линиям уже готовые симметричные иллюстрации.

Найдите новое применение старым вещам

В повседневной жизни люди следуют давно заведенным шаблонным схемам. Попытайтесь креативно подходить не только к рабочим вопросам и хобби, но и к любой деятельности. Привносите в каждое свое занятие немного творчества: даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею. Начните переделывать старые вещи или превращать самые обыденные предметы в необычные.

Использовать метод шести шляп

Этот метод актуален для выпускников школ. Британский психолог, эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно разработал метод шести шляп. Шляпа каждого цвета символизирует определенный тип мышления. С помощью этого метода мы рассматриваем ситуацию с шести разных сторон. Можно использовать этот метод, чтобы, например, рассказать руководителю о новом проекте. Так вы представите свою идею с разных точек зрения.

Когда развивать креативное мышление

Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

Способность к творчеству напрямую связана с выработкой дофамина. Но количество дофамина сильно снижается в стрессовых ситуациях: когда ребенку предстоит важная контрольная или у него проблемы дома, когда он устал или недавно переболел ОРВИ. В такие моменты не стоит ждать творческой активности от детей.

Креативное мышление развивается в безопасной и расслабленной обстановке, поэтому стрессовые периоды перед ВПР или окончанием четверти — точно не время для креативных уроков. Еще один важный момент: задания на креативность не должны оцениваться. Это отдельная деятельность, не направленная на формирование знаний как таковых, поэтому «двойки» и «пятерки» тут вряд ли уместны.

Хамирзова Фатима Амербиевна

МБОУ СОШ 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»

Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...

Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...